ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ВС РФ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

ЗАДАЧИ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ».

Медицинская служба Вооруженных Сил РФ – специальная организация, предназначенная для медицинского обеспечения войск (сил) в мирное и военное время.

Медицинское обеспечение – комплекс организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) и лечебно-профилактических, а в военное время – лечебно-эвакуационных мероприятий, преследующих цель сохранения, укрепления и восстановления здоровья личного состава войск.

Медицинское обеспечение включает:

ü   лечебно-эвакуационное обеспечение и лечебно-профилактические мероприятия;

ü   государственный санитарно-эпидемиологический надзор и санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

ü   мероприятия по медицинской защите личного состава от оружия массового поражения и неблагоприятных факторов внешней среды;

ü   обеспечение медицинской техникой и имуществом.

В военное время перед медицинской службой стоят следующие задачи:

1. Организация и проведение системы мероприятий по оказанию медицинской помощи раненым и больным, их лечению с целью сохранения жизни и быстрейшего восстановления боеспособности и трудоспособности.

Решение данной задачи достигается реализацией комплекса мероприятий современной лечебно-эвакуационной системы:

-созданием группировки сил и средств медицинской службы, соответствующей конкретной обстановке и решаемым задачам, а также максимальным приближением их к районам наибольших санитарных потерь;

-розыском, сбором и выносом (вывозом) раненых и пораженных в короткие сроки, своевременным оказанием медицинской помощи и направлением их на этапы медицинской эвакуации (ЭМЭ);

-своевременным развертыванием ЭМЭ, четкой их работой, обеспечивающей оказание медицинской помощи в оптимальные сроки;

-активным внедрением в практику эффективных методов диагностики, оказания медицинской помощи и лечения, реабилитации и проведения военно-врачебной экспертизы;

-четким ведением медицинской документации.

Общеизвестно, что военные медики вернули в строй в годы ВОВ 72,3% из числа раненых и 90,6% из числа больных солдат и офицеров, что явилось несомненным вкладом военно-медицинской службы в Победу. В конце войны в Вооруженных Силах СССР практически не было солдат, которые бы не были ранены хотя бы один раз. К тому же обеспечение действующей армии всем необходимым невозможно без высокопроизводительного труда в тылу страны, поэтому не менее важное значение имеет пополнение хозяйства страны трудовыми ресурсами за счет восстановления трудоспособности и снижения инвалидности среди раненых и больных.

2. Проведение мероприятий медицинской службы по защите личного состава войск, раненых и больных, частей и учреждений медицинской службы от оружия массового поражения (ОМП).

Решение этой задачи направлено на предупреждение или ослабление действия на личный состав, раненых и больных поражающих факторов ядерного, химического и бактериологического оружия. Медицинская защита войск включает в себя комплекс мероприятий по профилактике поражений и восстановлению боеспособности личного состава, а также организационные и медицинские мероприятия, проводимые медслужбой.

Мероприятия по профилактике поражения личного состава, раненых и больных:

-использование медицинских средств защиты (антидоты, радиопротекторы, профилактические вакцины и сыворотки);

-повышение неспецифической устойчивости организма к воздействию поражающих факторов ОМП.

К организационным мероприятиям относятся:

-ведение бактериологической разведки;

-проведение специфической индикации и экспертизы на зараженность бактериологическими средствами (БС);

-проведение индикации и экспертизы на радиоактивные вещества (РВ), отравляющие вещества (ОВ) в воде и продовольствии;

-оценка бактериологической обстановки;

-обеспечение постоянной готовности сил и средств медицинской службы к предотвращению и (или) ликвидации последствий применения противником ОМП.

К медицинским мероприятиям относятся:

-раннее активное выявление военнослужащих с первоначальными признаками поражения ОВ и БС;

-медицинское наблюдение за военнослужащими, подвергшимися воздействию поражающих факторов ОМП;

-проведение режимно-ограничительных мероприятий (усиленное медицинское наблюдение, обсервация, карантин) в очагах бактериологического загрязнения;

-контроль за полнотой и качеством специальной обработки личного состава, а также за качеством обработки обмундирования и личного оружия лиц, поступающих на ЭМЭ;

-оказание медицинской помощи и лечение пораженных на ЭМЭ.

К мероприятиям по защите раненых и больных, ЭМЭ относятся также, так называемые, тактические и организационно-технические мероприятия: выбор места развертывания этапов, размещение их в укрытиях и убежищах, организация охраны, обороны, маскировки частей и учреждений медицинской службы и др.

3. Предупреждение возникновения и распространения заболеваний среди личного состава войск.

В первую очередь, решение этой задачи обеспечивается проведением комплекса мероприятий по предотвращению заноса в войска и распространению среди военнослужащих эпидемических инфекционных заболеваний, а также ликвидацией уже возникших очагов инфекции (противоэпидемические мероприятия):

-эпидемиологическое прогнозирование складывающейся обстановки, раннее активное выявление инфекционных больных с немедленной их изоляцией и последующей госпитализацией в специализированное отделение инфекционных военно-лечебных учреждений;

-создание на коммуникациях войск противоэпидемических барьеров (системы санитарно-контрольных и изоляционно-пропускных пунктов);

-специфическая профилактика инфекционных заболеваний среди личного состава войск;

-контроль за качеством банно-прачечного обслуживания и своевременное проведение дезинфекционных мероприятий в войсках;

-организация и проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в эпидемических очагах;

-организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению заражения личного состава от населения, военнопленных и в природных очагах инфекционных заболеваний.

Медицинская служба организует и проводит санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия во взаимодействии с командирами всех степеней и должностными лицами продовольственной, вещевой и других служб; в перечень мероприятий входит и контроль за выполнением санитарных требований при очистке полей сражений от трупов людей и животных, а так же при погребении погибших в бою и умерших от ран.

Медицинская служба ведет наблюдение:

-за лицами с пониженным и избыточным питанием, слабым физическим развитием;

-за военнослужащими, подвергающимися неблагоприятному влиянию источников вредных воздействий на организм, связанных с их профессиональной деятельностью.

Раннее активное выявление начальных симптомов заболеваний у военнослужащих, диспансерное динамическое наблюдение за состоянием здоровья военнослужащих, нуждающихся в нем, профилактика развития обострений и прогрессирования хронических заболеваний, предупреждение осложнений, гигиеническое воспитание военнослужащих, формирование у них навыков здорового образа жизни, профилактика бытового травматизма также производятся в целях решения указанной задачи.

В годы ВОВ в Вооруженных Силах СССР не было крупных вспышек инфекционных заболеваний, что явилось результатом четко проводимой системы противоэпидемического обеспечения войск.

4. Систематический санитарно-эпидемиологический надзор за жизнью, бытом и боевой деятельностью войск с целью сохранения и укрепления здоровья военнослужащих.

Данная задача решается проведением медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава:

-проведением мероприятий медицинского контроля за размещением войск в целях своевременного выявления неблагоприятного воздействия условий размещения личного состава на состояние их здоровья (оценка условий обитаемости в фортификационных сооружениях и полевых жилищах, эффективность работы сушилок для обуви и обмундирования, эффективность работы систем удаления отходов, обеспеченность доброкачественной питьевой водой и т.д.);

-осуществлением медицинского контроля за питанием с целью обеспечения его полноценности и предотвращения заболеваний, связанных с недоброкачественностью продовольствия или его заражением ОВ, РВ и БС (систематические проверки полноты выдачи норм котлового довольствия, полноценности замены отсутствующих продуктов другими, соответствия фактической пищевой ценности получаемого пайка физиологическим потребностям организма, правильностью кулинарной обработки и порядком хранения и раздачи готовой пищи, осуществление контроля за доброкачественностью пищевых продуктов на продовольственных складах, пунктах и кухнях, а также в местах их заготовки и производства – на полевых мясокомбинатах, бойнях, хлебозаводах и т.д., экспертиза пищевых продуктов совместно с представителями продовольственной, ветеринарной служб и службой химической, радиологической и бактериологической защиты при подозрении на их недоброкачественность, некондиционность, фальсификацию, заражение ОВ, РВ или БС или при использовании трофейных продуктов, проведение регулярных медицинских обследований работников объектов питания);

-осуществлением медицинского контроля за водоснабжением с целью исключения использования личным составом недоброкачественной или зараженной воды (контроль за осуществлением разведки источников водоснабжения, добычи и обработки воды, устройством и эксплуатацией пунктов водоснабжения, выполнением норм водоснабжения, проведение санитарно-гигиенических и бактериологических обследований водоисточников и лабораторного контроля за качеством питьевой воды, определение пригодности воды для питьевых, хозяйственных или технических целей; систематический медицинский контроль за состоянием здоровья лиц, работающих на объектах водопользования, проведение обеззараживания емкостей для хранения и транспортировки воды);

-осуществлением медицинского контроля за банно-прачечным обслуживанием личного состава и обеспечение вещевым имуществом, включая соблюдение военнослужащими правил личной гигиены (проведение телесных осмотров при помывке личного состава в бане, регулярностью проведения помывок, контроль за качеством стирки и дезинсекции белья, кратностью и частотой его смены, контроль за оборудованием, содержанием и работой банно-прачечных объектов, меднаблюдение за работающими на них лицами);

-осуществлением медицинского контроля за обеспечением безопасности военной службы проводится в целях предупреждения профессиональных и соматических заболеваний, поражений и травм (контроль за соблюдением гигиенических требований при работе с техническими жидкостями, электроприборами и другими устройствами, проверка соблюдения личным составом установленного режима работы, его обеспеченности индивидуальными средствами защиты, проверка выполнения мер личной безопасности, предусмотренных специальными инструкциями и наставлениями, контроль за соблюдением нормативов по воздействию на организм военнослужащих физических, химических и биологических факторов окружающей среды, систематическое наблюдение за здоровьем лиц, подвергающихся воздействию неблагоприятных факторов, свойственных тому или иному виду трудовой и боевой деятельности военных специалистов, определение нуждаемости личного состава, обслуживающего военную технику в лечебно-профилактическом питании и контроль качества его приготовления);

-осуществлением медицинского контроля за очисткой территории и состоянием окружающей природной среды (участие в выборе мест, предназначенных для сбора и обеззараживания отходов, порядок их сбора, удаления, обезвреживания и утилизации; санитарно-техническое состояние канализационных сетей и сооружений; устройство, содержание и своевременная очистка мусоросборников, наружных уборных, свалок; обеспеченность специальным транспортом для вывоза мусора и отходов, эффективность дезинфекционных мероприятий, контроль за лицами, осуществляющими очистку территории).

5. Изучение особенностей возникновения и течения боевых поражений и заболеваний, а также изучение и обобщение опыта медицинского обеспечения в различных условиях боевой деятельности войск.

Решение данной задачи призвано, прежде всего, обеспечить формирование научно обоснованных принципов, определяющих структурно-функциональный облик системы медицинского обеспечения вооруженных сил, соответствующих конкретным историческим условиям. Эти принципы были сформулированы начальником ГВСУ генерал-полковником м/с Е.И.Смирновым в 1942 году в военно-полевой медицинской доктрине:

-единое понимание задач медицинской службы по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих, спасению жизни, быстрейшему излечению и восстановлению боеспособности раненых и больных;

-единый взгляд на принципы лечения и эвакуации раненых и больных;

-единое понимание происхождения и развития болезней, процессов, принципов лечебной работы в полевых условиях;

-единая система проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

-использование сил и средств медицинской службы и применение разнообразных методов ее работы в зависимости от конкретных условий боевой и медицинской обстановки.

Решение указанной задачи осуществляется:

-проведением периодического анализа достижений современной медицинской науки, с рассмотрением их применения в боевой обстановке; на основании такого анализа переиздаются указания по основным медицинским специальностям: ВПХ, ВПТ, ВТМЗ и др., публикуются специальные сборники научных работ, статьи в Военно-медицинском журнале (так, например, в последние годы в практику военно-полевой хирургии успешно внедрены методики проточного дренирования ран, декомпрессии органов брюшной полости при проникающих ранениях живота, лечение проникающих ранений груди с использованием дренажных систем, гемосорбции, гипербарической оксигенации и т.д.);

-созданием государственной системы по изучению врачами всех ведомств и категорий патологии военного времени и патологии, возникающей в чрезвычайных ситуациях мирного времени; формированием единства взглядов и преемственности в подготовке военно-медицинских специалистов всех категорий;

-изданием специальной литературы обобщающей опыт и результаты деятельности медицинской службы в различных войнах и вооруженных конфликтах (“Очерки истории военной медицины в России” под редакцией генерал-майора м/с. С.А. Семеки, “Опыт советской медицины в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.” под редакцией генерал-полковника м/с Е.И. Смирнова, атласы и альбомы, статьи в периодических военно-медицинских изданиях и др.);

-совершенствованием постоянной готовности сил и средств медицинской службы к организации медицинского обеспечения войск в современных локальных конфликтах; интеграцией систем медицинского обеспечения вооруженных сил и других войск с централизацией оперативного управления ими; оптимизацией соответствия системы медицинского обеспечения задачам, организационной структуре, стратегии и тактике действия войск, а также соответствия мобилизационных ресурсов возможностям обеспечения войск при их стратегическом развертывании;

-совершенствованием военно-медицинской направленности научно-технической политики в области создания новых медицинских и технических средств, научно-технической, информационной и ресурсной независимости в разработке и производстве медицинского имущества; осуществлением програмно-целевого подхода к материально-техническому переоснащению медицинской службы;

-интеграцией систем гражданского и военного здравоохранения;

-создание единой базы данных (унификация документов управления, учета и отчетности);

-приближением неотложной и ранней специализированной помощи к передовому району; выделением легкораненых в самостоятельный лечебно-эвакуационный поток;

-профилактической направленностью в деятельности всех субъектов военного здравоохранения.

Необходимо особо подчеркнуть, что в ходе выполнения перечисленных основных задач медицинской службе вооруженных сил в военное время необходимо решать дополнительные задачи, возникающие в ходе ее повседневной деятельности.

 

СОВРЕМЕННАЯ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ДОКТРИНА

Любая организованная система функционирует по определенным правилам или принципам, что является необходимым условием для устойчивости, управляемости и жизнеспособности этой системы. Одной из таких систем является организация военного здравоохранения.

Военно-медицинская доктрина – совокупность научно обоснованных принципов, определяющих структурно-функциональный облик системы медицинского обеспечения ВС РФ, соответствующих конкретным историческим условиям.

Основное предназначение доктрины заключается в том, чтобы обеспечить единство действий всех субъектов военно-медицинской организации в мирное время и в период активных боевых действий, в том числе в обстановке ограниченных боевых действий (локальные войны или вооруженные конфликты) или чрезвычайных ситуаций (ЧС).

В период многолетней постоянной подготовки ВС РФ к отражению агрессии вероятного противника с применением им оружия массового поражения была разработана универсальная концепция медицинского обеспечения войск. Однако ее развитие осуществлялась на моделях крупномасштабной войны с привлечением всех мобилизационных ресурсов страны. В конце ХХ – начале ХХI века произошло значительное снижение опасности возникновения мировой войны на фоне резкого возрастания угрозы боевых действий на ограниченном театре военных действий. В этих условиях личный состав медицинской службы, решая свои задачи в условиях мирного времени, одновременно обеспечивает требуемый уровень боеготовности медицинских сил и средств для их использования в ограниченных боевых действиях. При этом задача поддержания мобилизационных резервов в готовности к действиям в тотальной войне не снимается.

Стремление медицинской службы решить эти двуединые задачи создает принципиально новые условия для формирования системы взглядов и принципов организации современного военного здравоохранения.

Военно-медицинская доктрина должна отражать закономерности влияния широкого спектра военно-политических, социально-правовых и прочих факторов, определяющих целостность, устойчивость и перспективы развития всей системы военного здравоохранения при сохранении единого подхода к организации оптимального использования медицинских сил и средств.

Можно выделить пять основных компонентов военно-медицинской доктрины: военно-политический; военно-экономический; социально-правовой; информационный; специальный (военно-медицинский).

Военно-политический компонент определяет закономерности построения и функции военно-медицинской организации в зависимости от военной политики государства, состояния его ВС, принципов строительства, выводов и основных положений военного искусства.

Основными принципами военно-политического компонента являются:

  1. Соответствие системы медицинского обеспечения задачам, организационной структуре, стратегии и тактике действия войск.
  2. Постоянная готовность части сил и средств медицинской службы (мобильной и стационарной) к обеспечению группировки войск в условиях ограниченных боевых действий и ЧС.
  3. Интеграция систем медицинского обеспечения ВС и других войск, централизация оперативного управления ими.
  4. Соответствие мобилизационных ресурсов возможностям обеспечения войск при их стратегическом развертывании.

Военно-экономический компонент определяющий характер зависимости состояния и развития материально-технической базы военного здравоохранения от экономических возможностей государства и проводимой военно-технической политики.

Основными принципами военно-экономического компонента являются:

  1. Военно-медицинская направленность научно-технической политики в области создания новых медицинских и технических средств.
  2. Научно-техническая, информационная и ресурсная независимость в разработке и производстве медицинских средств, техники и имущества.
  3. Программно-целевой подход к материально-техническому переоснащению медицинской службы.
  4. Соответствие мобильных технических средств военно-медицинского назначения современной и перспективной базовой технике войск.

Социально-правовой компонент военно-медицинской доктрины устанавливает направления развития нормативно-правовой базы в целях создания адекватных условий для обеспечения социальных гарантий в области охраны здоровья военнослужащих и других категорий граждан РФ.

Основными принципами социально-правового компонента являются:

  1. Соблюдение действующего законодательства в сфере медицинских услуг, санитарно-эпидемиологического надзора, лекарственного и других видов обеспечения.
  2. Интеграция систем гражданского и военного здравоохранения.
  3. Развитие собственной законодательной базы в соответствии с концепцией создания единой системы медицинского обеспечения ВС и прочих воинских формирований.

Информационный компонент военно-медицинской доктрины устанавливает основные направления развития и принципы функции информационно-аналитических систем в системе военного здравоохранения.

Основные направления развития этого компонента: разработка и внедрение в практику новых прогнозо-аналитических систем (напр. социально-гигиенический мониторинг и пр.); автоматизация технологических процессов лечебно-диагностической и других видов деятельности медицинских частей и учреждений; внедрение в практику телемедицины; автоматизация управления и пр.

Суть основных принципов информационного компонента заключается:

  1. В единой классификации боевых поражений и заболеваний;
  2. В единой базе данных военного здравоохранения (унификация документов управления, учета и отчетности);
  3. В едином программном обеспечении автоматизированных рабочих мест.

Специальный (военно-медицинский) компонент как основа военно-медицинской доктрины определяет единство взглядов на организацию и тактику применения сил и средств медицинской службы в условиях ограниченных боевых действий или ЧС. Существующие концептуальные подходы к организации работы медицинской службы при ведении «большой» войны требуют не только систематизации, но и существенных дополнений при медицинском обеспечении войск в ограниченных боевых действий или ЧС.

Основу специального компонента составляют следующие шесть положений:

  1. Эшелонирование (расчленение) медицинской помощи в соответствии с обстановкой (масштабы и характер ограниченных боевых действий или ЧС, климатогеографические особенности местности или региона).
  2. Неотложный характер мероприятий медицинской помощи на промежуточных этапах медицинской эвакуации. Раннее сосредоточение эвакуационных потоков в глубину и по назначению.
  3. Приближение неотложной и ранней специализированной медицинской помощи к передовому району. Это реализуется путем усиления госпиталей 1-го эшелона специалистами, оборудованием и оснащением.
  4. Выделение легкораненых в самостоятельный лечебно-эвакуационный поток.
  5. Единство взглядов и преемственность в подготовке военно-медицинских специалистов всех категорий.
  6. Профилактическая направленность в деятельности всех субъектов военного здравоохранения.

 

УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ

В СОВРЕМЕННОЙ ВОЙНЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ

МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ВОЙСК.

Условия деятельности – комплекс факторов, которые могут либо способствовать, либо препятствовать работе медицинской службы при организации медицинского обеспечения войск. Выделяют три основные группы условий деятельности медслужбы ВС РФ:

1. Условия боевой обстановки.

Определяющие факторы:

-масштаб боевых действий (мировые войны – с участием значительной части стран мира, региональные – с участием нескольких государств, локальные – ограниченные участием двух или небольшой группы государств);

-характер боевых действий (использование различных видов оружия массового поражения или ведение войны с использованием обычного стрелкового оружия);

-вид боевых действий (наступление, марш, оборона, ведение боевых действий в городе, в гористой местности, в темное время суток и др.);

2. Условия тыловой обстановки.

Определяющие факторы:

-способы размещения личного состава (в приспособленных фортификационных сооружениях: землянки, щели, блиндажи и пр., в палатках, в модульных постройках, в приспособленных помещениях, в типовых зданиях и сооружениях и т.д.);

-организация питания (использование табельных средств приготовления горячей пищи в полевых условиях, “сухих” продовольственных пайков, трофейных продуктов и др., наличие и оборудование пунктов мойки котелков, мест сбора и утилизации пищевых отходов, организация хранения и выдачи продуктов и готовой пищи и т.д.);

-организация водоснабжения (наличие проверенных водоисточников, организация снабжения питьевой водой личного состава, наличие и содержание технических средств для добычи, хранения, транспортировки и обеззараживания воды, действия войск в условиях сухого и жаркого климата и пр.);

-организация банно-прачечного обслуживания (использование табельных средств вещевой службы для организации помывки личного состава и проведения дезинсекции обмундирования, возможность замены нательного белья и обмундирования при проведении помывки, наличие чистого, исправного, соответствующего погодным условиям обмундирования у военнослужащих, наличие условий для хранения чистого белья и обмундирования, их стирки и ремонта, наличие кожных и паразитарных заболеваний у личного состава и пр.);

-организация путей подвоза и эвакуации, наличие и правильность эксплуатации, их безопасность в отношении проведения противником диверсионной деятельности, использования им артиллерии и авиации, качественное состояние, влияние на пути подвоза погодных условий);

-другие факторы тыловой обстановки (снабжение материальными средствами, горючими и смазочными материалами (ГСМ), медицинским имуществом и специальной техникой, топливом для обогрева военно-медицинских учреждений и др.).

3. Условия медицинской обстановки.

Определяющие факторы:

-работа в полевых условиях;

-работа в любое время года;

-наличие безвозвратных и санитарных потерь со стороны личного состава медицинской службы;

-возможность возникновения дефицита медицинского имущества и некомплекта специальной техники;

-возможность одномоментного возникновения массовых санитарных потерь с большим удельным весом тяжелых ранений и поражений, опасной сочетанной и комбинированной патологии;

-использование полевой техники;

-работа по правилам полевой военно-медицинской доктрины;

-частое перемещение ЭМЭ;

-использование специальных приемов и методов работы (проведение медицинской разведки, сортировки, работа в условиях строгого противоэпидемического режима и др.);

-оказание помощи в условиях жесточайшего дефицита времени;

-резкое сокращение возможностей по госпитализации раненых и лечении их в тылу.

Это далеко не полный перечень факторов (надо вспомнить еще метеоусловия, радиационную и химическую обстановку и т.д.), которые прямо или косвенно оказывают воздействие на деятельность медицинской службы и лишь в общих чертах характеризуют условия выполнения медицинской службой вооруженных сил своих задач в условиях современной войны.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ВС РФ

МЕДИЦИНСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, ЧАСТИ И УЧРЕЖДЕНИЯ.

Медицинская служба ВС РФ является штатной структурой в составе Тыла ВС РФ. Ее возглавляет начальник медицинской службы ВС РФ – начальник Главного Военно-медицинского Управления МО РФ (ГВМУ МО РФ), который непосредственно подчиняется Заместителю Министра Обороны РФ по тылу – Начальнику Тыла ВС РФ.

 

Структура медицинской службы ВС РФ в военное время

 

 

 

 
Строительство организационно-штатной структуры медицинской службы ВС РФ (см. схему) основано на принципе единоначалия, т.е. наделении командира всей полнотой распорядительной власти по отношении к подчиненным, на принципе двойного подчинения, т.е. каждый начальник медицинской службы, кроме непосредственного начальника, которому подчиняется по общим (служебным) вопросам имеет вышестоящего начальника по специальным (медицинским) вопросам (за исключением начальника ГВМУ, который по специальным вопросам начальника не имеет), а также на принципе двух видов сил и средств медицинской службы, т.е. наличия у каждого начальника медицинской службы собственных и подчиненных сил и средств.

ГВМУ МО РФ является основным руководящим административным органом для всей медицинской службы ВС РФ, который координирует ее деятельность, организует методическое руководство, снабжение медицинским имуществом, подбор и расстановку кадров, научно-исследовательскую и лечебно-профилактическую деятельность всей медицинской службы ВС РФ. Начальник ГВМУ МО РФ руководит собственными и подчиненными звеньями (силами и средствами) медицинской службы.

Собственными силами и средствами называются такие части, учреждения и подразделения медицинской службы, для руководителей которых вышестоящий медицинский начальник является и прямым и непосредственным начальником.

Подчиненными силами и средствами называются части, учреждения и подразделения медицинской службы, для руководителей которых вышестоящий начальник медицинской службы является лишь прямым начальником.

Собственными силами и средствами начальника медицинской службы (НМС) ВС РФ – начальника ГВМУ МО РФ являются: главный и центральные клинические госпитали (им. Н.Н. Бурденко, А.В. Вишневского, П.В. Мандрыки), высшие военно-медицинские учебные заведения ВС РФ (военно-медицинская академия в г. Санкт-Петербурге, военно-медицинские институты в г.г. Саратове, Самаре, Томске), центральные медицинские склады и центральные медицинские лаборатории МО РФ, центральные врачебно-экспертные комиссии (ЦВВК и др.), санитарно-транспортные части центрального подчинения, центральные военные поликлиники, центральные санатории и курорты МО РФ и др.

Подчиненными начальнику ГВМУ МО РФ звеньями являются медицинская служба фронтов и медицинская служба видов и родов Вооруженных Сил РФ. Начальник ГВМУ МО РФ – прямой начальник НМС соответствующих звеньев, которому они подчинены по специальным (медицинским) вопросам, непосредственные же начальники у НМС фронтов, родов и видов войск – соответствующие заместители командующих по тылу фронтов (родов или видов войск), – данным начальникам указанные НМС подчиняются по всем служебным вопросам.

Фронтовое звено медицинской службы возглавляют НМС фронтов, каждый из которых является одновременно начальником военно-медицинского управления (ВМУ) фронта. В военное время фронт формируется на базе сил и средств военного округа. Каждый НМС фронта – начальник ВМУ фронта имеет собственные и подчиненные силы и средства. К собственным силам и средствам относятся: органы управления (эвакуационный пункт фронта с эвакоприемниками), лечебно-эвакуационные соединения и части (госпитальные базы единой организации, отдельные медицинские отряды фронта, стоматологический отряд фронта), части и учреждения медицинского снабжения (кислорододобывающий отряд, медицинский склад), санитарно-транспортные части (отдельный автомобильный санитарный батальон, отдельный транспортный санитарный авиационный полк, военные санитарные поезда и военные санитарные летучки), специальные и учебные медицинские учреждения (отряд заготовки крови, медицинская лаборатория, отдельный учебный медицинский батальон), санитарно-эпидемиологические учреждения (санитарно-эпидемиологический отряд фронта). К подчиненным силам и средствам относятся: медицинские службы подчиненных объединений (армий, армейских корпусов), т.е. медицинская служба армейского звена.

Армейское звено возглавляют НМС армий (армейских корпусов) – начальники военно-медицинских отделов армий (армейских корпусов). К собственным силам и средствам НМС армий относятся армейские медицинские бригады и армейские медицинские склады. Подчиненными – медицинская служба соединений (дивизий, бригад), т.е. медицинская служба войскового звена.

Во главе медицинской службы дивизии (соединения) – НМС дивизии (соединения), возглавляющий медицинское отделение дивизии. Имеющиеся у НМС соединения собственные силы и средства: отдельный медицинский батальон (ОМедБ) и санитарно-эпидемиологическая лаборатория (СЭЛ); подчиненные – медицинская служба полков (отдельных батальонов в составе соединения).

В полках медицинскую службу возглавляют НМС полков, которые по служебным вопросам подчиняются не заместителям командиров частей по тылу, а непосредственно командирам частей, их собственные силы и средства – медицинские роты полков, подчиненные – медицинская служба батальонов.

Начальники медицинской службы батальонов командуют медицинскими взводами батальонов и по служебным вопросам подчиняются непосредственно командирам батальонов. Им, в свою очередь, подчинены по специальным вопросам, санитарные инструкторы рот, которые по служебным вопросам подчиняются командирам рот.

Санитарные инструкторы рот руководят по специальным вопросам действиями стрелков-санитаров взводов, которые по служебным вопросам подчиняются командирам соответствующих взводов.

Приведенная организационно-штатная структура медицинской службы ВС РФ является сильно упрощенной и призвана лишь частично составить у читателя представление о том, какими силами и средствами располагает медицинская служба ВС РФ для решения стоящих перед ней задач. Данная структура постоянно совершенствуется, что позволяет медицинской службе динамично изменяться и находится в постоянной готовности к использованию в боевой обстановке для проведения мероприятий по оптимальному медицинскому обеспечению действующей Армии. Сейчас в составе медицинской службы ВС РФ сформированы специальные комплексы сил и средств постоянной готовности для использования их в мирное время с целью обеспечения войск в локальных войнах, вооруженных конфликтах и миротворческих операциях, участия в ликвидации экстремальных ситуаций и в других условиях.

В данной главе часто использовались термины медицинские части, подразделения и учреждения.

Медицинская часть – это воинское формирование, имеющее юридическую и финансовую самостоятельность, наименование, печать и свой номер части. В своей структуре часть содержит не только медицинские подразделения, но и подразделения обеспечения и обслуживания. К таким частям относятся ОМедБ, ОМО, СЭО, госпитали и т.д. Возглавляется командиром части.

Медицинское учреждение – это воинское формирование, имеющее юридическую и финансовую самостоятельность, свое наименование, печать, но не имеет номера части. Оно создано для решения ограниченного круга специальных вопросов медицинского обеспечения войск. Возглавляется, как правило, начальником учреждения. Например, военная станция переливания крови, военная поликлиника и т.д.

Медицинское подразделение – это такое воинское формирование, которое организационно входит в штат воинской части, оно решает вопросы только медицинского обеспечения и не имеет сил и средств по полноценному обеспечению и обслуживанию своей жизнедеятельности (не имеет юридической самостоятельности). Для его функционирования используются подразделения обеспечения и обслуживания, так же входящие в состав воинской части. Примерами медицинских подразделений могут служить медицинский взвод батальона, медицинская рота полка, лечебные отделения госпиталей и т.д.

 

КАТЕГОРИИ ЛИЧНОГО СОСТАВА МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ

Врачебные должности в действующей армии замещаются кадровыми военными врачами и офицерами медицинской службы запаса. Последние призываются во время войны. Военных врачей медицинской службы частей и соединений принято называть войсковыми врачами. В числе врачей представлены: врачи-организаторы, врачи-профилактики, врачи лечебно-диагностического профиля.

Должностными лицами, непосредственно организующими и осуществляющими обеспечение медицинскими имуществом, как правило, являются офицеры с фармацевтическим образованием.

Лица, имеющие среднее медицинское образование предназначены для комплектования штатных должностей фельдшеров и медицинских сестер. Военные фельдшера назначаются на должности среднего медицинского состава в медицинских подразделениях и учреждениях, а также на должности командиров некоторых медицинских подразделений (отделений сбора и эвакуации раненых). В некоторых медицинских учреждениях на должности медицинских сестер, лаборантов назначаются служащие РА.

На должности санитарных инструкторов мотострелковых рот, медицинских взводов батальонов и медицинских рот полков назначают военнослужащих, получивших краткосрочную подготовку в специальных учебных подразделениях МО РФ.

В качестве санитаров, стрелков-санитаров, санитаров-водителей используется рядовой состав.

Хозяйственные и технические функции в медицинских частях и учреждениях выполняются офицерами тыловых, технических или административной служб.




Ваш комментарий появится после проверки