Медицина как призвание

«Мобилизационная подготовка здравоохранения»

ВВЕДЕНИЕ

 

Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений. Изменились подходы к обеспечению национальной безопасности, что позволило по-новому рассматривать место и роль РФ в мире. В рамках данной парадигмы отношения с США и другими промышленно развитыми странами рассматриваются как элементы системы партнерства и инструмент решения проблем безопасности РФ.

Современный этап мирового развития характеризуется острейшими социально-экономическими конфликтами и политическими противоречиями. Конец биполярной блоковой системы привел к существенному изменению принципов стратегической стабильности в мире. Глобальная и региональная безопасность смещаются от более ясных вопросов войны и мира к менее определенным и более сложным политическим, финансово-экономическим, этнонациональным, демографическим и другим проблемам.

Существуют константы безопасности для России. Россия своими тремя фасадами выходит на окружающее геополитическое пространство: западным, обращенным к евроамериканскому миру, южным, обращенным к весьма разнородному исламскому миру, и восточным – к Азии и к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Поэтому естественный интерес для России с точки зрения национальной безопасности представляют Европейский, Ближневосточный, Средневосточный, Центрально-Азиатский, Азиатско-Тихоокеанский регионы.

Вопреки многим оценкам, господствовавшим в первой половине 90-х годов, значение военной силы в постбиполярном мире не уменьшилось. Более того, в начале XXI века обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира, тогда как целый ряд политических институтов в сфере международной безопасности вступил в полосу жесткого кризиса.

Это ставит на повестку дня задачу переосмысления всего комплекса вопросов, связанных как с основными аспектами международной безопасности, так и с принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Современная российская военная политика является составной частью политики в области национальной безопасности и строится на основе положений Концепции национальной безопасности РФ и Военной доктрины РФ, изложенные в Указах Президента Российской Федерации от 10.01 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» и от 21.04.2000 г. № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации»

Материал данной темы отражает взгляды о роли и месте России в мире, национальных интересах государства и спектре угроз в различных сферах жизнедеятельности не краткосрочную (до трех лет) и среднесрочную (до 10 лет) перспективы

 

 

 

 

ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ РФ

 

С точки зрения геополитического положения, Россия в мировом сообществе остается важным связующим звеном и своеобразным «мостом» между Западом и Востоком. Для России характерны черты с одной стороны европейского, а с другой — азиатского государства. Она была и остается своеобразным гасителем мировых  войн и катаклизмов, для нее исторически  предопределено быть участником всех мировых и региональных процессов.

Вместе с тем, события в нашей стране, прошедшие за последние 15 –20 лет значительно ослабили экономические, политические и военные позиции России на международной арене. Распад СССР, экономический кризис 90-х годов негативно сказались на этих позициях.

 

Место России в мире:

  1. По производству валовой продукции – 58.
  2. По среднедушевому потреблению – 51.
  3. По производительности труда – 70.
  4. По объему ВВП на душу населения – 38.
  5. По продолжительности жизни – 57.
  6. По уровню высшего образования — 4

Таблица 1

Крупнейшие страны мира по площади (млн. кв. км)

 

1 Россия 17075,4 6 Австралия 7692,0
2 Канада 9970,6 7 Индия 3287,3
3 Китай 9598,0 8 Аргентина 2780,1
4 США 9518,9 9 Казахстан 2724,9
5 Бразилия 8547,4 10 Судан 2505,8

 

Россия занимает территорию 76% от СССР

 

 

Изменения положения Российской Федерации

— По территории — 76% от СССР;

— По населению — 60% от СССР;

— ВНП — 40-50% от СССР;

— В 1985 г. НД СССР — 57% от НД США;

— В 2002 г. НД РФ — 17% от НД США;

— В 1913 г. НД России — 11,5 от НД США

 

Таблица 2

Расходная часть бюджета (млрд. руб)

 

Статья расходов 2006 год 2007 год (проект)
Общегосударственные вопросы 647 821,3
Национальная оборона 667,2 821,1
Национальная безопасность 540,2 664,8
Национальная экономика 338,5 495,8
ЖКХ 31,6 49,8
Экология 6,3 7,8
Образование 206 278,4
Культура и СМИ 50,4 65,1
Здравоохранение и спорт 145,8 206,1
Социальная политика 209,5 210,9
Межбюджетные отношения 1 400 1 800
Всего 4 200 5 400

Понимание базовых национальных интересов РФ и основных инструментов их обеспечения неразрывно связанно со сложившимся местом РФ в системе глобальных военно-политических отношений. Сегодняш­няя глобальная военно-политическая обстановка характеризуется сочетанием двух основных тенденций: с од­ной стороны, стремлением сформировать новую, более справедливую и демократичную систему международ­ных экономических и политических отношений. С другой стороны, расширением практики применения воору­женной силы на основании национальных решений и вне мандата ООН. Наряду с этими  новыми тенденциями продолжают существовать и стереотипы периода «холодной войны», существенно осложняющие международную обстановку.

В данных условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики и обеспечения национальных интересов того или иного государства.

6.02.06 г. МО США опубликовало 113-страничный документ под названием Quadrennial Defense Review Report (QDR-2006), в котором изложено современное состояние военной доктрины США и определены основные направления военного строительства на ближайшие четыре года.

Принципы американской стратегии заложены в предыдущем докладе 2001 года и определяются в США формулой «1421»:

—  защита национальной территории США («1»);

— способность противостоять враждебным действиям или напряженности одновременно в четырех регионах мира («4»);

— способность вести две победоносные крупномасштабные войны в различных регионах мира («2»);

— способность одержать в одной из этих войн полную по­беду с занятием территории противника и свержением его правительства («1»).

 

В КНР в «Военной доктрине» напрямую указывается, что к 2014 г. в мире не должно быть ни одной задачи, которую не смогли бы решить Вооруженные Силы Китая.

Россия последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значе­ние военной силы будет минимизировано и ее функции сведены к задаче сдерживания вооруженных конфлик­тов. Однако с учетом объективно существующих тенденций в системе международных отношений вынуждена корректировать свое видение роли и места военной политики и военных инструментов. Наличие у России сов­ременных и эффективных Вооруженных Сил становится одним из условий ее успешной и безболезненной ин­теграции в строящуюся систему международных отношений.

Обозначившийся с начала нового века выход России из состояния политического и экономического кризиса и существенное укрепление ее позиций на мировой арене в последнее время является важнейшей мировой тенденцией. Это дает возможность говорить о необходимости формулирования новых приоритетов ее внешней политики, учитывающих новые реалии, а также и об объективных геополитических потребностях Российской Федерации, связанных с необходимостью обеспечения благоприятных условий для ее развития в качестве од­ного из ведущих государств мира.

Существенное значение для понимания специфики российских внешнеполитических интересов, а значит, ро­ли и места российских Вооруженных Сил, приобретают новые глобальные тенденции.

Во-первых, на первый план в глобальной системе военно-политических отношений выходит противодейст­вие новым вызовам, стимулированным процессами глобализации. В числе этих вызовов: распространение ОМП и средств его доставки, международный терроризм, этническая нестабильность, деятельность радикаль­ных религиозных сообществ и группировок, наркоторговля, организованная преступность. Характер этих вы­зовов таков, что с ними невозможно эффективно бороться в рамках отдельных государств. В связи с этим рез­ко повышается важность международного сотрудничества силовых структур, включая спецслужбы и вооружен­ные силы.

Во-вторых, становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций. Военная сила все чаще применяется в рамках коалиций, сформированных на временной основе. Такая практика, вероятно, будет в дальнейшем расширяться. Это явля­ется отражением объективного характера современной ситуации в мире. Однако Россия выступает за строгое соблюдение при формировании подобных коалиций и, в особенности, при применении ими военной силы, норм международного права и будет вступать в них, только если этого потребуют ее внешнеполитические интересы.

В-третьих, происходит дальнейшая экономизация внешне-поли-тических приоритетов государств. Экономи­ческие интересы становятся более важными по сравнению с политическими и военно-политическими, более того, возникает все более сложное сочетание экономических интересов отдельных государств и интересов крупных транснациональных компаний. В результате существенно изменилось понимание условий, достаточ­ных для применения вооруженной силы. Если раньше основанием для принятия решений об использовании во­енных средств чаще всего служило наличие прямой военной угрозы безопасности или интересам того или ино­го государства, то сейчас военная сила все чаще применяется для обеспечения экономических интересов той или иной страны. Это объективно расширяет сферу внешнеполитической востребованности военной силы.

В-четвертых, произошло сращивание внутреннего и международного терроризма. В современных условиях, когда возникновение международного антитеррористического интернационала стало реальностью, бессмыс­ленными становятся попытки разделения террористической активности на внутреннюю и международную. Это касается как политических подходов к пресечению террористической активности, так и силовых мер по нейтра­лизации активности террористов. Очевидно, что терроризм превратился из политической угрозы в военно-по­литическую, и сфера ответственности вооруженных сил, в частности, Вооруженных Сил России, по противо­действию ему существенно расширилась.

В-пятых, существенно повысилось значение негосударственных участников системы международных отно­шений для определения характера внешнеполитических приоритетов различных государств мира. Неправи­тельственные организации, международные движения и сообщества, межгосударственные организации и не­формальные «клубы» оказывают широкое, порой противоречивое воздействие на политику отдельных госу­дарств. Россия стремится к активному участию в основных межгосударственных и международных организациях для обеспечения различных аспектов своих внешнеполитических интересов и интересов в сфере безопасности.

Данные тенденции существенно дополняют, а порой и видоизменяют процессы, развивающиеся на уровне двусторонних политических отношений, а также традиционных межгосударственных организаций.

Важнейшим аспектом, определяющим подходы к строительству и развитию военного потенциала России, является понимание характера отношений нашей страны с наиболее значимыми элементами современной сис­темы международных отношений.

Организация Объединенных Наций и Совет безопасности ООН

Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматривается Россией в качестве цент­рального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность. Снижение роли Совета Безопасности ООН и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оценивается как опасная тен­денция, в перспективе способная создать серьезную угрозу политическим и военно-политическим интересам России. Это может существенно уменьшить значение и эффективность политических инструментов разреше­ния кризисных ситуаций и значительно понизить порог применения военной силы.

Содружество Независимых Государств и Организация Договора о коллективной безопасности

Отношения с Содружеством Независимых Государств являются для России важнейшим направлением внешней политики. Россия будет стремиться и дальше развивать потенциал координации военно-политической деятельности стран СНГ в рамках существующих структур и институтов. Договор о коллективной безопасности стран СНГ определяет структуру военно-политических обязательств России перед своими союзниками. Россия и дальше будет выступать за превращение Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в эф­фективную межгосударственную организацию, оказывающую стабилизирующее влияние на общую военно-по­литическую обстановку в СНГ и регионах, граничащих с СНГ. Россия рассматривает обеспечение безопасно­сти и неприкосновенности границ стран-членов ОДКБ в качестве приоритета своего военного планирования.

Организация Северо-Атлантического договора (НАТО) и Европейский Союз (ЕС)

Отношения России с Организацией Северо-Атлантического договора (НАТО) определяются Римской декла­рацией 2001 года. Россия внимательно следит за процессом трансформации НАТО и рассчитывает на полное изъятие прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности и из военного планирования, и из политических деклараций стран-членов Альянса. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российско­го военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил, включая изменение рос­сийской ядерной стратегии. Россия рассчитывает на дальнейшее развитие конструктивных политических и экономических отношений и со странами Европейского Союза, исходя из необходимости формирования взаи­мовыгодных, справедливых и недискриминационных отношений, а также безусловного признания территори­альной целостности Российской Федерации и уважения ее права на борьбу со всеми проявлениями междуна­родного терроризма.

Стратегическое партнерство России и США

Россия рассчитывает на расширение сотрудничества с США в политической, военно-политической и эконо­мической сферах, а также продолжение сотрудничества с США в сфере обеспечения стратегической стабиль­ности и демонтажа наследия «холодной войны», на конструктивное взаимодействие с США в деле обеспече­ния региональной стабильности и нераспространения ОМП на региональном уровне. Россия поддерживает усилия по борьбе с международным терроризмом в рамках антитеррористической коалиции, являющейся эле­ментом глобальной стабильности и средством установления более справедливого нового мирового порядка. В отношениях с США Россия руководствуется необходимостью строгого соблюдения норм международного пра­ва и приматом собственных национальных интересов. Россия исходит из того, что несмотря на отдельные раз­личия в подходах к решению региональных проблем консенсус должен быть найден на базе уважения норм ме­ждународного права и взаимного уважения национальных интересов.

Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС)

Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и в Дальневосточном регионе. В случае дальнейшего укрепления политиче­ского и военно-политического потенциала ШОС сформируется зона мира и стабильности на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях, исключающая возникновение крупномасштабной военной угрозы. Если про­изойдет полная или частичная ренационализация политики в области безопасности государств региона, Рос­сия вынуждена будет рассматривать регион как потенциальный источник этнических конфликтов, пограничных споров и общей военно-политической нестабильности.

Таким образом, анализ текущих глобальных политических тенденций свидетельствует, что современная ме­ждународная обстановка, характеризующаяся динамизмом, многогранностью происходящих процессов, а так­же эволюцией ряда ключевых международных институтов, ставит задачу по-новому реалистически и комплекс­но оценить систему угроз безопасности Российской Федерации. И на этой основе выработать приоритеты во­енной политики и военного строительства, соответствующие новому международному статусу России и имеющимся у нее ресурсам.

Попытка выстроить мировую политику в виде многополярного мира без России и ее политического участия при доминировании США не может дать положительных результатов. В этих условиях наиболее вероятно, что Россия будет осуществлять рациональную жесткую политику достижения своих целей, которые по сути мало чем отличается от прагматической внешней политики США, Германии и КНР, при одновременном осуществлении особенной российской внутренней политикой. Это в принципе обеспечит невмешательство извне и строительство взаимовыгодных отношений со всеми странами. В то же время, спокойная адаптированная к условиям военная сила обеспечит выгодные для развития  условий мира с наращивающими военный потенциал соседями.

Учитывая особенности развития многополярного мира, лишенного существовавших ранее противовесов, представляется, что в перспективе Россию ожидают социально-политические катаклизмы не меньшей силы, чем в прошлом и весьма своеобразные «цивилизационные войны», объектом агрессии в которых может стать Россия, лишенная главного — способности противостоять внешней экспансии в форме неравноправного экономического сотрудничества или прямого военного вторжения.

КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

 

Положение в мире характеризуется двумя взаимоисключающими тенденциями:

А. Усиление экономических и политических позиций значительного числа государств и их объединений, совершенствование механизма многостороннего управления международными процессами. При этом огромную роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия приветствует развитие событий на основе становления такого многополярного мира.

Б. Тенденция создания структуры международных отношений на основе доминирования развитых западных стран и лидерства США. При этом основной упор делается на  односторонних, прежде всего силовых решениях ключевых проблем в обход основополагающих норм международного права. При таком подходе Россия выступает категорически против.

Наиболее существенные потребности государства, его граждан т общества, от удовлетворения которых зависит само их существование и прогрессивное развитие:

 

•суверенитет, целостность и неприкосновенность территории России;

•мирные условия для стабильного политического, экономического и духовного развития страны и общества;

стабильность в прилегающих к границам России регионах;

•свобода деятельности в мировом океане и космическом пространстве, свободный доступ к важным для России международным экономическим зонам и коммуникациям;

•стабильность конституционного строя, законность, правопорядок в стране, общественная безопасность;

•защищенность граждан России в зонах военных конфликтов и в других случаях от угроз для их жизни, связанных с вооруженным насилием.

 

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она, в силу уникального стратегического положения на Европейском континенте и мире в целом, значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, объективно продолжает играть значительную роль в мировых процессах.

В перспективе — более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности.

Вместе с тем, активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях и наведение (поддержание) конституционного порядка внутри страны и в целом ущемить национальные интересы России.

Национальные интересы России (Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности РФ») — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции на основе Конституции Российской Федерации.

Основные разделы концепции национальной безопасности

1. Россия в мировом сообществе — в котором характеризуется положение в мире.

2.  Национальные интересы России —  в котором определяются национальные интересы государства, интересы личности и общества в различных сферах.

3. Угрозы национальной безопасности РФ в различных сферах и основные задачи в области обеспечения национальной безопасности.

4. Обеспечение национальной безопасности России.

 

Концепция национальной безопасности РФ (далее именуется — Концепция) — система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Безопасность это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренней и внешней угроз.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Национальные интересы России основываются на национальном дос­тоянии и национальных ценностях народов Российской Федерации, обес­печиваются возможностями экономики, политической и военной организа­ции государства, духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом многонационального российского общества.

Система национальных интересов России определяется совокуп­ностью основных интересов личности, общества и государства.

На современном этапе интересы личности состоят в реальном обес­печении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повы­шении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллекту­альном развитии.

Интересы общества включают в себя упрочение демократии, дости­жение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России.

Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в установлении политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии междуна­родного сотрудничества на основе партнерства.

Совокупность основных интересов личности, общества и государс­тва определяет национальные интересы России в области экономики, во внутриполитической, международной, оборонной и информационной сфе­рах, в социальной области, духовной жизни и культуре.

Национальные интересы России в области экономики являются клю­чевыми. Комплексное решение проблем, связанных с реализацией нацио­нальных интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественными сырьем и оборудованием, армию — вооружением, население и социальную сферу — предметами потребления и услугами, а внешнюю торговлю конкурентоспо­собными экспортными товарами.

Чрезвычайно важным фактором является способность экономики обеспечить всем гражданам достойные условия и качество жизни, воз­можность реализации ими своих творческих сил, духовных запросов и материальных потребностей. Бедность как социальное явление должна быть исключена из жизни российского общества. Необходимо обеспечить достойную жизнь ветеранам, инвалидам и людям преклонного возраста, а также доступность для всего населения образования, культуры, меди­цинского обслуживания, транспорта, связи, коммунальных услуг.

С точки зрения национальных интересов в области экономики наи­более актуальным является обеспечение ее функционирования в режиме расширенного воспроизводства, защиты интересов отечественных произ­водителей, повышения инновационной и инвестиционной активности, пос­тоянного контроля за стратегическими ресурсами страны, поддержания научного потенциала, способного утвердить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

Важнейшим условием реализации национальных интересов в этой об­ласти является переход экономики к модели устойчивого развития с оп­ределенным уровнем государственного регулирования экономических про­цессов, гарантирующего стабильное функционирование и развитие много­укладной экономики и обеспечивающего сбалансированное решение соци­ально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды в це­лях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.

Единство экономического пространства, наличие большого и разно­образного внутреннего рынка являются важнейшим национальным достоя­нием России. Его сохранение и развитие с учетом производственной специализации регионов имеет консолидирующее значение для российской экономики.

Во внешнеэкономической сфере национальные интересы России зак­лючаются в установлении для российских производителей таких экономи­ческих связей, которые бы обеспечили реализацию интересов российских предприятий, способствовали повышению конкурентоспособности отечест­венной продукции, эффективности производства и экономическому росту. Россия не приемлет силовых методов во внешнеэкономической деятель­ности.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состо­ят в обеспечении гражданского мира, национального согласия, террито­риальной целостности, единства правового пространства, стабильности государственной власти и ее институтов, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрали­зации причин и условий, способствующих возникновению социальных и межнациональных конфликтов, национального и регионального сепаратиз­ма.

Согласование интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешен­ной государственной национальной политики — важнейшие задачи, реше­ние которых позволит обеспечить внутриполитическую стабильность и единство России. Комплексное решение этих задач должно составлять основу внутренней государственной политики и обеспечивать развитие Российской Федерации как многонационального демократического федера­тивного государства.

Национальные интересы Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и коррупцией требуют консолидации усилий общества и государства, резкого ограничения экономической и социально-политичес­кой основы этих противоправных явлений, выработки комплексной систе­мы мер правового, специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и правонарушений, для обеспечения защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, для создания системы контроля за уровнем преступности.

Усилия общества и государства должны быть направлены на форми­рование системы мер действенной социальной профилактики и на воспи­тание законопослушных граждан.

Борьба с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и бандитизмом должна быть ориентирована на предупреждение и пресече­ние противоправных действий, неотвратимость ответственности за любое преступление и на защиту права каждого человека на личную безопас­ность вне зависимости от национальности, гражданства, вероисповеда­ния, взглядов и убеждений.

Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и нау­ки во многом определяют ход реформ и их результат. Духовное возрож­дение общества, его нравственные ценности непосредственно влияют на уровень развития экономики и всех сфер жизни. Чрезвычайно важным яв­ляется утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и гума­низма, развитие многовековых духовных традиций Отечества.

Реализация этого требует такой государственной политики, при проведении которой исключается возможность нанесения ущерба российс­кой культуре, обеспечиваются сохранение и приумножение ее националь­ных ценностей и национального достояния, дальнейшее духовное и ин­теллектуальное развитие общества.

Национальные интересы Российской Федерации в международной сфе­ре требуют проведения активного внешнеполитического курса, направ­ленного на упрочение позиций России как великой державы — одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира. Основными составляющими этого курса являются:

формирование на добровольной основе интеграционного объединения государств — участников Содружества Независимых Государств;

развитие равноправного партнерства с другими великими державами — центрами экономической и военной мощи;

развитие международного сотрудничества в борьбе с транснацио­нальной преступностью и терроризмом;

упрочение тех механизмов коллективного управления мировыми по­литическими и экономическими процессами, в которых Россия играет важную роль, и в первую очередь укрепление Совета Безопасности ООН.

Безусловно приоритетным направлением внешнеполитического курса России является и будет являться деятельность по обеспечению неруши­мости границ и территориальной целостности государства, по защите его конституционного строя от возможных посягательств других госу­дарств.

Реализация национальных интересов России в международной сфере во многом определяется характером отношений с ведущими державами и интеграционными объединениями мирового сообщества. Развитие равноп­равных партнерских отношений с ними отвечает статусу Российской Фе­дерации и ее внешнеполитическим интересам, призвано укрепить гло­бальную и региональную безопасность, создать благоприятные условия для участия нашей страны в мировой торговле, научно-техническом и кредитно-финансовом сотрудничестве.

Национальным интересам России отвечает развитие диалога и всес­тороннего сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы, Америки, Ближнего Востока, Западной Азии, Африки и Азиатско-Тихооке­анского региона. Национальные интересы России в международной сфере включают в себя также защиту жизни, достоинства, международно приз­нанных гражданских прав и свобод российских граждан и наших сооте­чественников за рубежом.

Национальные интересы России в оборонной сфере заключаются, прежде всего,  в обеспечении суверенитета Российской Федерации, ее государственной и территориальной целостности, в обеспечении  безопасности личности, общества и госу­дарства от военной агрессии со стороны других государств. Обеспече­ние безопасности в оборонной сфере требует концентрации усилий об­щества и государства на планомерном военном строительстве.

Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и прочих условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством РФ порядка и правил осуществления экономических и прочих видов деятельности в пограничном пространстве РФ.

Национальные интересы России в информационной сфере обусловли­вают необходимость сосредоточения усилий общества и государства на решении таких задач, как соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и обмена ею, защита нацио­нальных духовных ценностей, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности, обеспечение права граждан на получение достоверной информации, развитие совре­менных телекоммуникационных технологий. Планомерная деятельность го­сударства по реализации этих задач позволит Российской Федерации стать одним из центров мирового развития в XXI веке. В то же время недопустимо использование информации для манипулирования массовым сознанием. Необходима защита государственного информационного ресур­са от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации.

Национальные интересы России носят долгосрочный характер и оп­ределяют основные цели на ее историческом пути, формируют стратеги­ческие и текущие задачи внутренней и внешней политики государства, реализуются через систему государственного управления.

Необходимым условием реализации национальных интересов России является возможность самостоятельно решать внутренние политические, экономические и социальные задачи, независимо от намерений и позиций иностранных государств и их сообществ, поддерживать такой уровень жизни населения, который бы обеспечивал национальное согласие и об­щественно-политическую стабильность в стране.

УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ

 

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества, криминализация общественных отношений, рост организованной преступности, увеличение масштаба терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

Характер военно-политической обстановки в мире позволяет заключить, что угрозы безопасности Российской Федерации в среднесрочной перспективе носят комплексный характер и предопределяются борьбой мировых центров силы за получение доступа к сырьевым, энергетическим, научно-технологическим, людским и территориальным ресурсам, в том числе и на постсоветском пространстве.

Наиболее полно весь спектр угроз Российской Федерации получил отражение в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции национальной безопасности РФ, Федеральных законах «Об обороне», «О безопасности». Военная сфера и угрозы в ней отражены в Военной доктрине РФ.

В настоящее время и в краткосрочной перспективе для уверенного, спокойного решения вопросов мирной жизни, Россия должна найти убедительные ответы на угрозы в сфере национальной безопасности[i]. На фоне активно идущего переустройства мира появилось множество новых проблем, с которыми реально сталкивается наша страна. Эти угрозы менее предсказуемы, чем прежние, и уровень их опасности в полной мере до конца не осознан. В целом очевидна тенденция к расширению в мире конфликтного пространства и, что крайне опасно, его распространению на зону наших жизненно важных интересов.

Можно говорить о том, что в современной международной обстановке существует три типа угроз, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.  

Сфера внутренних угроз

  • глубокий системный кризис в стране;
  • демографическая катастрофа в государстве;
  • наличие сепаратизма в системе федеративного устройства государства, угроза  территориальной целостности государства;
  • напряженность  в социально-экономической сфере;

трения на национальной почве;

  • терроризм и бандитизм;
  • кризис социальной сферы; тяжелое социальное положение основной части граждан России;
  • организованная преступность и коррупция в системе власти;
  • отсутствие стратегии экономического развития государства, высокая экономическая зависимость от зарубежных государств, криминализация экономики;
  • технологические катастрофы, рост аварийности функционирования транспортных коммуникаций;
  • складирование  на территории государства ядерных и токсичных отходов.
  • глубокий системный кризис в стране;
  • демографическая катастрофа в государстве;
  • наличие сепаратизма в системе федеративного устройства государства, угроза  территориальной целостности государства;
  • напряженность  в социально-экономической сфере;
  • трения на национальной почве;
  • терроризм и бандитизм;
  • кризис социальной сферы; тяжелое социальное положение основной части граждан России;
  • организованная преступность и коррупция в системе власти;
  • отсутствие стратегии экономического развития государства, высокая экономическая зависимость от зарубежных государств, криминализация экономики;
  • технологические катастрофы, рост аварийности функционирования транспортных коммуникаций;
  • складирование  на территории государства ядерных и токсичных отходов.

 

 

К основным внутренним угрозам следует отнести:

1. Попытки насильственного изменения конституционного строя;

планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезор­ганизации функционирования органов государственной власти и управления, напа­дений на государственные, народнохозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

2. Создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных воору­женных формирований;

3. Незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

4. Широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъекта Российской Федерации;

5. Деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в Российской Федерации.

Итоги экономического развития России

— Россия в 2004 г. произвела 1/3 от уровня 1990 г., и 15% от уровня СССР;

— Средняя зарплата — 5% от зарплаты в развитых государствах;

— Россия — рынок западных товаров (40% от товарооборота — импорт), донор энергоресурсов.

— Объем ВНП в 2004 г. составлял примерно 1700$ — в 2, 15 раза меньше, чем  в СССР в 1960 г.

— Уровень безработицы примерно 10 млн. человек (13%), 15% — критический уровень.

 

Продолжают сохраняться угрозы в экономической сфере, проявляющиеся в сокращении и невосполнении производства, снижении инвестици­онной и инновационной активности, разрушение научно-технического по­тенциала. Несомненной угрозой является увеличение доли топливно-сырьевого сектора, формирование экономической модели, осно­ванной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продо­вольствия и предметов потребления, что может привести к завоеванию внутреннего рынка России иностранными фирмами.

Эти угрожающие проявления характеризуются увеличением вывоза за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, увеличением оттока квалифицированных кадров и интеллектуальной собс­твенности из России, неконтролируемой утечкой капитала, ростом зави­симости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, неразвитостью финансовой, организационной и информационной поддержки российского экспорта, нерациональной структурой импорта.

Падение научно-технического потенциала страны ведет к утрате Россией передовых позиций в мире, снижению качества исследований на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, деградации наукоемких производств, понижению технического уровня ма­териального производства, росту вероятности техногенных катастроф, технологической зависимости России от ведущих стран Запада и подрыву оборонного потенциала государства, делает труднодостижимой карди­нальную модернизацию национальной технологической базы. Негативные процессы в экономике лежат также в основе сепаратистских устремлениях ряда субъектов Российской Федерации, что приводит к политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства.

Угрозой безопасности России в социальной сфере, является увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, усиле­ние социальной напряженности. Возникает реальная угроза криминализации общественных отношений,  коррупции и  роста преступности, особенно организованных ее форм. Просчеты в экономических реформах привели к ослаблению правового контроля за ситуацией в стране, к сращиванию элементов исполнительной и законодательной властей с криминальными структурами, к проникновению их в сферу управления банками, крупными производствами, торговыми организациями.

Криминогенная обстановка в России

— 15 млн. молодых людей  в стране нигде не учатся и не работают;

— к уголовной ответственности привлекается в год более 1,5 млн. человек, из них за умышленные убийства более 29 тыс.

— 203 тысячи преступлений совершено несовершеннолетними, каждое 9 преступление;

— в местах заключения находится от 750 тыс. до 1 млн. человек;

— 5 млн. хронических алкоголиков.

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Не раскрыто преступлений в России (январь-май) тыс.

 

Виды преступления.                                                  Год 2004 г 2005 г.
Убийства и покушения на убийство 2.4 2.61
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 5.6 5.74
Кражи 298.3 259.0
Грабежи 60.2 47.3
Разбойные нападения 10.8 9.7

 

Нарастание негативных проявлений в социальной сфере ведет к снижению интеллектуального и производительного потенциала России, сокращению численности населения, истощению основных источников ду­ховного и экономического развития, может привести к утрате демокра­тических завоеваний.

Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных организаций и объединений, неконтролируемая миграция – все это способствует созданию условий для возникновения конфликтов.

 

Эмиграция
  1. За последние годы в США уехало более 5 тыс. ученых;
  2. Ежегодно 25% выпускников элитных вузов эмигрирует;
  3. Выезжающие их системы РАН — 56% кандидатов, 16,2% — докторов наук;
  4. 48,5% эмигрировавших  в возрасте до 40 лет;
  5. Прогноз Мин. Экономики РФ — выедет 200-250 тысяч специалистов.
  6. Один специалист стоит около 300 тысяч, потери — 60-75 млрд $.

 

Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации в стране находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преиму­щественного развития топливно-энергетических отраслей промышленнос­ти, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий и их высокой ресурсоемкости, отсутствия либо ограниченного использо­вания природосберегающих технологий, низкой экологической культуры.

Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ, раз­мещения на российской территории вредных производств.

Увеличивается вероятность катастроф техногенного харак­тера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации. Ее истоки лежат практически во всех сферах жизни и деятельности государства и наиболее явно проявляются в кризисном состоянии систем здравоохране­ния и социальной защиты населения, стремительном возрастании потреб­ления алкоголя и наркотических веществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Заболеваемость подростков 15-17 лет

 

На 100 тыс. подростков 15-17 лет 1990 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.

 

 

Взято под диспансерное наблюдение больных с впервые установленным диагнозом:

алкоголизм

 

 

9,3

 

11,4 12,2 11,7 10,8
наркомания 5,7 19,4 40,5 59,2 66,6
токсикомания 16,5 7,3 11,3 16,7 19,8
Кроме того, на профилактический учет в связи со злоупотреблением:

алкоголизм

 

 

514.2

 

 

 

 

 

554.8

582.7  

 

588.9

535.2
наркомания 28.1 80.9 104.6 133.3  

 

164.8

токсикомания 96.1 57.4 81.3 98.4 105.2
Состоит на учете на конец года с диагнозом:

алкоголизм

 

 

13.7 15.4 16.8 17.3 17.6
наркомания 7.6 20.3 46.2 73.6 88.5
токсикомания 31.7 20.3 23.8 34.0 48.7
Кроме того, находилось на профилактическом учете в связи со злоупотреблением:

алкоголизм

 

 

732.4 762.6 822.3 839.3 819.5
наркомания 45.8 101.7 134.5 166.3 210.8
токсикомания 157.9 106.0 131.2 161.7 201.3

 

Последствиями этого глубокого системного кризиса являются рез­кое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, повышение смертности, ухуд­шение здоровья людей, деформация демографического и социального сос­тава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития произ­водства, ослабление фундаментальной ячейки общества — семьи. Демографическая ситуация в стране является катастрофической.

Таблица 5

Демографические процессы в Росси

Таблица 6

Прогноз численности населения в России

 

Год Моложе трудоспособного возраста Трудоспособный возраст Старше трудоспособного возраста Всего населения
Всего Муж-чин Всего Муж-чин Всего Муж-чин
Тыс.

чел.

% Тыс.

чел.

Тыс.

чел.

% Тыс.

чел.

Тыс.

чел.

% Тыс.

чел.

Тыс.

чел.

2000 29044 20.0 14847 86359 59.3 44049 30157 20.7 9320.1 145561.1
2005 23140 16.3 12391 89466 63.0 45911 29483 20.7 8647.4 142089.6
2010 20600 14.9 10527 87127 62.8 45210 30942 22.3 8877.7 138670.9
2020 19980 14.8 10197 81300 60.3 42517 33603 24.9 9930.7 134884.9

 

Весьма  значительной остается террористическая угроза, причем существенной подпиткой для террористов, источником их вооружений и полем для практического применения сил остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, к которой нередко добавляется межконфессиональное противостояние, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами самых разных мастей.

Содержание террористических действий

  • Акции терроризма на воздушном транспорте всех разновидностей

 

  • Обстрел наземных объектов посредством дистанционно-управляемых пусковых установок

 

  • Подрыв зарядов большой мощности в общественных местах и на промышленных объектах

 

  • Использование специальных средств. Попытки завладеть радиоактивными веществами, ядерным, химическим, биологическим и другими видами оружия массового уничтожения или их компонентами  (химических, биологических и др.

 

К основным внешним угрозам следует отнести:

Сфера внешних угроз безопасности России
  • действия правительств иностранных государств по расшатыванию целостности РФ, вмешательство во внутренние дела;
  • военные угрозы безопасности России;
  • неурегулированность территориальных споров и территориальные претензии к России;
  • свертывание интеграционных процессов в СНГ;
  • ослабление связей  и устойчивых взаимоотношений РФ с соседями;
  • неустойчивость государственных структур власти в сопредельных странах;
  • вооруженные конфликты в сопредельных государствах, потенциально возможные военные конфликты в мире;
  • сужение роли России в международных делах;
  • возрастание гегемонизма США, стремление их к единоличному господству в однополярном мире;
  • международная преступность и терроризм, национально-этнические и религиозные проблемы;
  • распространение в мире ОМП и средств его доставки;
  • экономическая экспансия со стороны иностранных государств;
  • дальнейшая переориентация государств Восточной Европы, Балтии  и Закавказья на Запад;
  • расширение НАТО;
  • соперничество между США, Японией и Китаем за лидерство в Азиатско-Тихоокеанском регионе,
  • сохранение напряженности на Корейском полуострове;
  • стремление Турции, Ирана, Пакистана и Саудовской Аравии ослабить позиции России в регионе.

Угрозы национальной безопасности России в военной области

  • расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников;
  • создание группировок войск (сил) вблизи границ России и ее союзников, которые могут представлять собой потенциальную военную опасность;
  • возникновение и эскалация вооруженных конфликтов вблизи границ России и ее союзников;
  • ввод иностранных войск без санкции Совета Безопасности ООН на территории  сопредельных и дружественных с Россией государств;
  • создание, оснащение и подготовка  вооруженных формирований и групп для действий на территории России и ее союзников;
  • нападения (вооруженные провокации) на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств;
  • ведение враждебных по отношению к России и ее союзникам информационных действий;
  • нарушение системы международных договоров и соглашений в области ограничения вооружений и разоружения;
  • усиление гонки вооружений, а также технологический отрыв ряда ведущих держав мира в создании ВВТ;
  • распространение ядерного и других видов оружия массового пора-жения, средств его доставки и технологий производства.

Таблица 7

 

Совокупность военных угроз

 

ЗАПАД:
  1. Активизация деятельности НАТО по закреплению ведущей роли в регионе.
  2. Адаптация новых членов альянса.
  3. Дальнейшая переориентация государств Центральной, Восточной Европы и Балтии на Запад.
  4. Попытка США ослабить ООН и ОБСЕ, укрепить и расширить военные блоки.
Западное СН:
  • планируемое США размещение группировки своих войск в государствах, граничащих с  Россией;
  • целенаправленная и скоординированная деятельность стран НАТО по ослаблению позиций России;
  • усиление военного потенциала  Польши;
  • дискриминационная политика по отношению к русскоязычному населению, проводимая Латвией, Литвой и Эстонией.
Северо-Западное СН:
  • сохранение конфликтного потенциала в районе Шпицбергена;
  • проведение США и НАТО политики, направленной на ослабление связей Калининградской области с федеральным центром;
  • дискриминационная политика по отношению к русскоязычному населению, проводимая Латвией и Эстонией;
  • территориальные притязания  со стороны отдельных стран к России и Белоруссии.

Юго-Западное СН:

  • стремление США и Турции усилить свое влияние в Закавказье, особенно в Каспийском нефтедобывающем районе;
  • деятельность международного терроризма, опирающегося на чеченские бандформирования;
  • возможное возобновление вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе;
  • возможное обострение межэтнических вооруженных конфликтов (грузино-абхазского, грузино-осетинского и осетино-ингушского).
ЮГ
  1. Нестабильность ситуации в Центрально-азиатских Республиках СНГ.
  2. Активизация распространения исламского экстремизма.
Центрально-Азиатское  СН:
  • создание и поддержание вблизи границ России управляемых кризисов и локальных конфликтов;
  • активизация деятельности исламских экстремистов в среднеазиатских республиках СНГ;
  • экспансия идей радикального ислама и международного терроризма;
  • распространение наркотиков и неконтролируемая миграция;
  • переориентация ряда региональных государств в сторону США и Турции.
ВОСТОК
  1. Усиление соперничества за лидерство между США, Японией и Китаем.
    1. Беспрецедентный рост экономической мощи Китая и его экономическое сближение с Японией.

Сибирское и Дальневосточное СН:

  • усиливающаяся демографическая и экономическая экспансия Китая в приграничные районы РФ, создание их этнических диаспор;
  • территориальные притязания Японии к России;
  • сохранение конфликтного потенциала между Россией и США по вопросу разграничения экономической зоны в районе северо-восточного шельфа Берингова моря;

 

  • деятельность исламских экстремистов в среднеазиатских государствах СНГ.

 

  • стратегическая доктрина США, предусматривающая переход НАТО к практике силовых действий вне зоны ответственности блока и без санкций Совета безопасности ООН;
  • ввод иностранных войск без согласия РФ и санкции Совета безопасности ООН на территорию сопредельных и дружественных России государств;
  • развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на РФ или ее союзников;
  • территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;
  • осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию оружия массового поражения;
  • вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;
  • демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;
  • наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;
  • нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах

 

 

 

 

 

 

 

наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ  ее союзники прилегающих к  их территории морских водах;

Таблица 8

Сравнительная численность ВС РФ и НАТО

 

  Россия США ОВС НАТО в европейской зоне
Численность, тыс. чел 1 037 2 254,1 2 381,5
в том числе      
Сухопутные войска 395 1035 1627,5
ВВС 170 541 497,5
ВМФ 142 678,1 256,5
Боевые танки 22 950    
Боевые бронированные машины 26 990 6 989 27 558
Полевая артиллерия 30 045 4 806 10 936
Вертолеты 1 815 4 947 1 176
Боевые самолеты 2 481 3 591 4 786

 

  • расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Рос­сийской Федерации или ее союзников;

 

 

 

  • деятельность международных исламских радикальных группировок, усиления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Российской Фе­дерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объек­ты и сооружения на Государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников;

  • действия, препятствующие работе российских систем государст­венного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой устойчивости войск;
  • действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
  • дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;
  • увеличивающийся технологический отрыв ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружения и военной техники нового поколения;
  • распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения.
  • активизация деятельности на территории Российской Федерации иностранных спец. служб и общественных организаций под их прикрытием.

Серьезные опасности связаны и с распространением оружия массового поражения. В случае если такое оружие попадет в руки террористов, а они к этому стремятся, последствия будут просто катастрофическими.

Российская Федерация однозначно выступает за укрепление режима нераспространения без каких либо изъятий, на основе международного права. Известно, что силовые методы редко приносят искомый результат, а их последствия подчас становятся страшнее изначальной угрозы.

Значимым направлением международной политики на протяжении десятилетий является разоружение. И наша страна внесла огромный вклад в поддержание стратегической стабильности в мире. Между тем на фоне такой острейшей угрозы, как международный терроризм, ключевые вопросы разоруженческой тематики фактически выпали из глобальной повестки, в то время как говорить о конце гонки вооружений преждевременно.

Более того, маховик гонки вооружений сегодня раскручивается, и она сама реально выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала так называемых дестабилизирующих видов оружия.

До сих пор не обеспечены гарантии невывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Существует потенциальная угроза создания и распространения ядерных зарядов малой мощности. Кроме того, в средствах массовой информации, в экспертных кругах уже обсуждаются планы использования межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками. Пуск такой ракеты может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны ядерных держав, включая полномасштабный ответный удар с использованием стратегических ядерных сил.

При этом далеко не все в мире смогли уйти от стереотипов блокового мышления и предрассудков, доставшихся нам от эпохи глобальной конфронтации. Не смогли, несмотря на то что в мире произошли кардинальные перемены. И это тоже серьезно мешает находить адекватные и солидарные ответы на общие проблемы.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в между­народной сфере проявляются через попытки других государств противо­действовать укреплению России как одного из влиятельных центров фор­мирующегося многополярного мира. Это находит свое отражение в дейс­твиях, направленных на нарушение территориальной целостности Рос­сийской Федерации, в том числе с использованием межэтнических, рели­гиозных и других внутренних противоречий, а также в территориальных притязаниях со ссылками в отдельных случаях на отсутствие четкого договорно-правового оформления государственных границ.

Исходным моментом в оценке уровня угроз в военной сфере для РФ является то, что значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Более того, военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности РФ, или возникновения прямой военной угрозы безопасности РФ.

Существуют постоянные базовые национальные интересы для каждого государства. К ним можно отнести: государственный суверенитет, территориальную целостность, социально-политическую стабильность общества, конституционный строй, стратегическую стабильность в системе мирового сообщества, свободный доступ к жизненно важным экономико-стратегическим зонам и коммуникациям и другие.

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз, которые формируются в результате того или иного развития военно-политической обстановки и могут проявляться в политической, военно-политической и силовой формах.

К особому понятию трансграничные угрозы относятся политические, военно-политические или силовые угрозы интересам и безопасности Российской Федерации, которые совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз и, будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам возникновения и стимуляции, возможным участникам и т.д.) являются внешними. Значение трансграничных угроз для безопасности РФ и для российского военного планирования будет иметь тенденцию к возрастанию. К числу таких угроз можно отнести:

  • создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других госу­дарств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российской Федерации или территориях ее союзников;
  • деятельность прямо или косвенно поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских,  национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;
  • трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противоза­конную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности Российской Федерации или стабильности на территории союзников РФ;
  • ведение враждебных по отношению к Российской Федерации и ее союзникам информационных (информационно-технических, информационно-психологических и т.д.) действий;
  • международный терроризм в случае, если деятельность международных террористов напрямую затрагивает безопасность РФ;
  • деятельность наркобизнеса, создающая угрозу транспортировки наркотиков на территорию РФ, или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

Нейтрализация внешних угроз, а также участие в нейтрализации внутренних и трансграничных угроз является задачей Вооруженных Сил и осуществляется совместно с другими силовыми структурами, а также с соответствующими органами стран-союзников РФ.

Действия по пресечению такого рода угроз осуществляются с учетом положений международного и гуманитарного права, исходя из примата интересов национальной безопасности РФ и российского законодательства. На сегодняшний день уровень военной опасности для безопасности России можно расценить как относительно невысокий. Ни одна из существующих конфликтных ситуаций силового плана не создает прямой военной угрозы безопасности РФ. В то же время, с учетом изменений геополитической обстановки с мире, приходится констатировать, что обеспечение безопасности РФ только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения, возможности влияния) становится невозможным.

Российское военное планирование в области строительства и применения Вооруженных Сил РФ в первой половине XXI будет определяться также существованием ряда факторов неопределенности. Под фактором неопределенности понимается ситуация, конфликт или процесс политического или военно-политического свойства, развитие которого может существенно изменить геополитическую обстановку в приоритетном для интересов России регионе или создать прямую угрозу безопасности РФ. Однако сам характер факторов неопределенности исключает возможность формулирования однозначного прогноза их развития. Данное обстоятельство превращает факторы неопределенности в особую категорию военного планирования для российских Вооруженных Сил.

В качестве факторов неопределенности выделяются:

Снижение роли СБ ООН, формальное и фактическое лишение его прерогатив по санкционированию применения военной силы в мире. Расширение практики применения военной силы в политических или экономических целях на основании национального решения,  существенно уменьшит значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуаций и значительно понизит порог применения Вооруженных Сил. Это может потребовать от России серьезной корректировки планов военного строительства и развертывания войск. Таким образом, сохранение за Советом Безопасности ООН полномочий по санкционированию применения военной силы в мире рассматривается в качестве важнейшего инструмента сохранения международной стабильности.

Возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента. Отмечены попытки вернуть ядерное оружие в спектр допустимых военных инструментов за счет реализации в новых образцах ядерных вооружений «прорывных» научно-технических разработок, превращающих ядерное оружие в относительно «чистое», применение которого не имеет столь значительных негативных последствий, как применение более ранних видов ядерного оружия.  Проведение в ряде стран подобных НИОКР и принятие политических решений о возможности их расширенного финансирования рассматриваются в Министерстве обороны РФ как фактор, способный серьезно изменить мировую и региональную стабильность. Фактически ставится вопрос о возможности точечного применения ядерного вооружения в региональных конфликтах против военных и гражданских целей с целью уничтожения крупных группировок вооруженных сил и объектов гражданской инфраструктуры. Понижение порога применения ядерного оружия на оперативно-тактическом и тактическом уровнях, девальвирующее значение обычных вооруженных сил и вооружений, превращает угрозу применения ядерного оружия из политической в военно-политическую.  Это потребует от России перестройки системы управления войсками и создания потенциала сдерживания, возможно, не только за счет изменения ядерной политики, но и путем готовности к осуществлению асимметричных мер.

Возможность усиления процессов распространения ОМП, включая ядерные технологии, и средств доставки. Расширение практики применения вооруженных сил без санкции СБ ООН может спровоцировать большую востребованность оружия массового поражения, включая ядерное, среди региональных центров силы, стремящихся создать инструмент сдерживания. Помимо общей дестабилизации международной обстановки это будет иметь и целый ряд военно-прикладных последствий. Появление в региональных балансах сил ядерного фактора с обеих сторон существенно изменит характер вооруженной борьбы. Для России этот процесс, в случае полномасштабной реализации, создаст проблему расширения мер противодействия угрозе разработки и применения ОМП в региональных конфликтах как на политическом, так и на военно-техническом уровне.

Перспективы и направленность развития Шанхайской организации по сотрудничеству. В настоящее время Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и западной части Дальневосточного региона. В случае дальнейшего укрепления политического и военно-политического потенциала данной структуры Россия будет иметь на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях зону мира и стабильности, исключающую возникновение крупномасштабной военной угрозы, которой России придется противостоять в одиночку. В случае же, если произойдет полная или частичная ренационализация политики в области безопасности государств региона, Россия вынуждена будет рассматривать регион как потенциальный источник этнических конфликтов, пограничных споров и общей военно-политической нестабильности. Это естественным образом может внести коррективы в российское военное планирование, а также в принципы развертывания группировок сил и средств частей постоянной готовности.

Возможные направления развития процесса расширения НАТО. В случае трансформации НАТО в политическую организацию с исторически сформировавшимся военным потенциалом, процесс расширения Альянса на восток будет оставаться в рамках политического диалога с Россией относительно условий дальнейшего взаимодействия. В этом диалоге неизбежно будут возникать сложности, связанные с условиями интеграции новых стран-членов в Альянс и их роли в нем, поскольку Россия твердо выступает за отсутствие антироссийских компонентов не только в военном планировании, но и в политических декларациях стран-членов Альянса. В противном случае партнерство России и НАТО лишено функционального смысла. Однако в случае, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с преимущественно наступательной военной доктриной, особенно на фоне ослабления роли СБ ООН в принятии решения о применении силы, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил с внесением в спектр возможных действий элементов превентивной стратегии при возникновении угрозы для РФ. Тем более такой перестройки потребует развертывание группировок иностранных войск на территории пограничных с Россией государств. Не исключается и изменение российской ядерной стратегии, и повышение значимости тактического ядерного оружия для обеспечения стабильности на Западном стратегическом направлении.

Даже беглый анализ существующих угроз национальной безопасности России, с учетом имеющихся факторов неопределенности, показывает степень изменений, произошедших в мире за последнее десятилетие. Очевидно, что, наряду с переменами в области военно-политических форм и методов, существенно модифицировался характер непосредственно военного, боевого противостояния, учет которых необходим при оценке перспектив обеспечения национальной безопасности  в России.

 

 

Заведующий кафедрой экстремальной и военной медицины

П. КОЛЕСНИЧЕНКО


Нужен врач? Мы подберем лучшего!

ДОБАВИТЬ ОТЗЫВ