Диспансерное наблюдение здоровых и детей групп риска — Медицинский журнал
Медицина как призвание

Диспансерное наблюдение здоровых и детей групп риска

Диспансерное наблюдение здоровых и детей групп риска

Диспансерное наблюдение здоровых и детей групп риска

Диспансеризация – комплекс активных мероприятий, обеспечивающий систематическое наблюдение за здоровыми и больными детьми с проведением соответствующих профилактических мер, предупреждающих возникновение и прогрессирование заболеваний, отклонений в развитии ребенка. Диспансеризация предполагает раннее выявление заболевания и лечение его до полного выздоровления или восстановления функции пораженного органа или системы, включает в себя мероприятия по широкому оздоровлению окружающей среды и улучшению условий быта ребенка. Целью диспансеризации является основанная на комплексной оценке состояния здоровья разработка и реализация системы активных мероприятий, направленных на формирование оптимального уровня здоровья. В настоящее время в отношении диспансеризации здоровых детей прослеживаются два направления:

—   расширение возрастного контингента здоровых детей, подлежащих диспансеризации с участием специалистов;

—   привлечение к диспансеризации все расширяющейся группы специалистов детских поликлиник.

На каждого ребенка заполняется История развития ребенка (ф.112/у) на обложке которой проводят цветную маркировку, на организованных детей – Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений (ф. 026/у-2000), на детей, воспитываемых в домах ребенка – Медицинская карта ребенка, воспитывающегося в доме ребенка (ф. 112-1/у-2000). Основным документом диспансерного наблюдения является Карта учета диспансеризации ребенка (ф. 030-Д/у). Контроль эффективности диспансеризации проводится заведующим поликлиническим отделением, результаты проверок заслушиваются на медицинских советах лечебно-профилактических учреждений.

Детей, достигших 18-летнего возраста, передают под наблюдение врача взрослой поликлиники посредством переводного эпикриза (приказ №154).

МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НОВОРОЖДЕННЫХ

Здоровый новорожденный – ребенок, родившийся у практически здоровой матери без осложнений во время беременности и родов, получивший оценку по шкале Апгар 8-10 баллов, имеющий массу тела 3-4,5 кг, массо-ростовой коэффициент 60-80, при условии нормального течения периода адаптации и максимальной убыли массы тела не более  6-8%, находящийся на естественном вскармливании с первых дней жизни.

Выделяют клинические группы новорожденных:

—   доношенные дети, родившиеся при сроке 38-40 нед. беременности, с массой тела >2501 г, ростом >47 см, морфологически и функционально соответствующие гестационному возрасту;

—   недоношенные дети, родившиеся при сроке беременности менее 38 нед., массой тела <2500 г, ростом <47 см. Недоношенные дети могут быть зрелыми, незрелыми, с внутриутробной гипотрофией;

—   переношенные – родившиеся при сроке беременности свыше 42 нед. и имеющие клинические признаки переношенности.

С учетом гестационного возраста к моменту рождения различают градации недоношенности:

35-37 нед. беременности;

32-34 нед. беременности;

29-31 нед. беременности;

менее 29 нед. беременности.

Незрелые – новорожденные, не соответствующие по степени зрелости гестационному возрасту. Могут быть доношенными, переношенными и недоношенными.

Дети с задержкой внутриутробного развития – новорожденные, массо-ростовой показатель которых <60 и/или имеющие клинические признаки морфофункциональной незрелости (гипотрофический тип, гипопластический тип).

Крупные – дети с массой тела >4000 г. При массе тела >4500 гноворожденного считают гигантским.

Группы здоровья новорожденных

(цит. по Т.Г.Авдеевой, 2008)

Группу здоровья новорожденного оценивают при выписке из родильного дома.

1-я группа – здоровые дети от здоровых матерей.

2-я группа:

«А» подгруппа – дети от матерей, имеющих узкий таз, дети с физиологической незрелостью, недоношенностью I степени, токсической эритемой, отечным синдромом I степени, переношенностью I степени.

«Б» подгруппа – осложненный соматический анамнез матери: хронические заболевания органов дыхания, эндокринопатии, заболевания сердечно-сосудистой системы, аллергические, мочевыделительной системы. Осложненный акушерско-гинекологический анамнез матери: острые и хронические заболевания половых органов, роды в ягодичном предлежании, вакуум-экстракция, наложение акушерских щипцов, кесарево сечение, гипогалактия у матери. Ребенок от многоплодной беременности, оценка по шкале Апгар 6-7 баллов (асфиксия легкой степени), задержка внутриутробного развития, переношенность II степени, масса менее2000 г или более4000 г, множественные малые анатомические ано­малии (более 4-5), транзиторная лихорадка, патологическая убыль массы тела (более 8%).

3-я группа – асфиксия средней и тяжелой степени, родовая травма, кефалогематома, катетеризация пупочной вены, недоношенность III степени, эмбриофетопатии, геморрагическая болезнь, гемолитичес­кая болезнь новорожденного, внутриутробные инфекции.

4-я и 5-я группы – врожденные пороки развития с признаками выраженной декомпенсации.

Диспансерное наблюдение новорожденных

(приказы №60, 151, 307)

1-я группа здоровья:

—   в первые 2 дня после выписки из родильного дома;

—   на 14 и 21-й день жизни;

—   на 30-й день жизни – посещение ребенком поликлиники, далее здоровый ребенок посещает поликлинику ежемесячно.

2-я группа здоровья:

—   в первые 2 дня после выписки из родильного дома;

—   14 и 21-й день жизни;

—   на 30-й день жизни – посещение ребенком поликлиники, далее здоровый ребенок посещает поликлинику ежемесячно.

3-я группа здоровья:

—   в первые сутки после выписки из родильного дома;

—   каждые 5 дней в течение первого месяца жизни детей осматривает педиатр. Далее наблюдение ведут по основному заболеванию вместе с узкими специалистами.


4-ю и 5-ю группу наблюдают в первые сутки после выписки из отделения патологии новорожденных, затем 2 раза в неделю в течение первого месяца, далее – по основному заболеванию.

 

 

СТАНДАРТ ДИСПАНСЕРНОГО (ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО)

 НАБЛЮДЕНИЯ РЕБЕНКА В ТЕЧЕНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

(приказ МЗ РФ от 28.04.07 г. №307)

Задачи врача-педиатра на дородовом патронаже

—   Сбор и оценка данных генеалогического анамнеза.

—   Сбор и оценка данных биологического анамнеза.

—   Сбор и оценка данных социального анамнеза.

—    Анализ и оценка факторов антенатального риска развития плода

—   Выявление групп риска.

—   Составление прогноза состояния здоровья и развития ребенка.

—   Определение направленности риска.

—   Составление рекомендаций по санитарно-гигиеническим условиям, режиму, вскармливанию и питанию детей;

Задачи участкового врача-педиатра на первичном патронаже новорожденного

—   Сбор и оценка данных генеалогического анамнеза.

—   Сбор и оценка данных биологического анамнеза.

—   Сбор и оценка данных социального анамнеза.

—   Выявление групп риска.

—   Прогноз состояния здоровья и развития ребенка.

—   Определение направленности риска.

—   Оценка сведений за период, предшествующий осмотру.

—   Оценка физического развития.

—   Диагностика и оценка нервно-психического развития, определение варианта группы развития и выделение групп риска;

— Оценка резистентности, в том числе анализ частоты, длительности и тяжести острых заболеваний.

— Диагностика и оценка функционального состояния организма:

а) выявление жалоб;

б) осмотр по органам и системам;

в) оценка частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты дыхательных движений (ЧДД) и артериального давления (АД);

в) сбор сведений и оценка поведения ребенка;

г) выделение групп риска по отклонениям в поведении.

— Заключение о состоянии здоровья:

а) направленность риска, группа риска;

б) оценка физического развития;

в) оценка нервно-психического развития;

г) оценка резистентности;

д) оценка функционального состояния и поведения;

е) прогноз адаптации;

ж) диагноз, группа здоровья.

— Рекомендации по следующим разделам:

а) санитарно-гигиенические условия;

б) режим, вскармливание и питание;

в) физическое воспитание и закаливание;

г) воспитательные воздействия;

д) иммунопрофилактика инфекционных заболеваний;

е) профилактика пограничных состояний, их прогрессирования;

— Лабораторные и другие методы исследования, включающие аудиологический скрининг, УЗИ.

При повторных патронажах на 14-й и 21-й день педиатр обращает внимание на адаптацию малыша к новым условиям жизни, организацию режима дня и воспитания ребенка, выполнение матерью данных ранее рекомендаций, оценивает эффективность ранее назначенных профилактических мероприятий, вносит в них коррекцию при появлении отклонений в здоровье и развитии ребенка. При подозрении на отклонение в состоянии здоровья новорожденного в максимально короткие сроки врач должен установить его причины и назначить лечение, привлекая (в случае необходимости) заведующего отделением, врачей-специалистов, лабораторно-диагностическую службу. При патронажах врач советует родителям литературу по уходу за ребенком, его воспитанию; проводит беседу о возможном развитии состояний у новорожденного, требующих немедленной медицинской помощи (беспокойство, нарушение аппетита, сна, дыхания, повышение температуры тела, появление кожных высыпаний, срыгивания, рвота и др.). Матери надо объяснить, куда следует обратиться в случае заболевания ребенка. Для контроля состояния здоровья матери педиатр должен направить ее к терапевту, акушеру-гинекологу, а при наличии неблагоприятных социально-бытовых факторов – на консультацию к юристу, установить контакт с администрацией и общественными организациями по месту ее работы.

Главной целью профилактической работы медсестры является обучение родителей методам ухода, вскармливания, закаливания и воспитания детей первых трех лет жизни, повышение санитарной культуры родителей. Участковая медицинская сестра при посещении новорожденного на 28-й день жизни знакомит мать с расписанием работы участкового врача и приглашает ее с ребенком в поликлинику в дни приема здоровых детей, рекомендует пройти осмотры у специалистов, оставляет направления на анализы крови и мочи, проводит беседу о предстоящих прививках.

ДОБАВИТЬ ОТЗЫВ