Этапы медицинского обеспечения подготовки молодежи к военной службе — Медицинский журнал
Медицина как призвание

Этапы медицинского обеспечения подготовки молодежи к военной службе

армия

армия

Организация и проведение  медицинского обеспечения юношей до их первоначальной постановки на воинский учет

  • Подготовка к первоначальной постановке на воинский учет. Организация и проведение медицинского освидетельствования юношей при первоначальной постановке на воинский учет.
  • Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий среди юношей, поставленных на воинский учет и подготовка к призыву на военную службу.
  • Организация и проведение медицинского освидетельствования призывников.
  • Организация и проведение обследования (лечения) призывников, получивших отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья.


Нормативные документы, регламентирующие едицинское обеспечение подготовки молодежи к военной службе

  • Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Москва, 1993.
  • Федеральный закон РФ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03. 98.
  • Федеральный закон РФ № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.02.
  • Федеральный закон РФ № 122 – ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных Законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями от 29.11.04, 21.12.04, 29.12.04, 30.12.04 гг.) от 22.08.04.
  • Постановление Правительства РФ N 1541 «Об утверждении Положения о воинском учете» от 25.12.98.
    • Постановление Правительства РФ №1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе» от 31.12.99.
    • Постановление Правительства РФ № 123 «Об утверждении Положения о военно- врачебной экспертизе» от 25.02.03.
    • Приказ Министра обороны РФ и Министерства здравоохранения РФ № 240/168 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан РФ к военной службе» от 23.05.01.
    • Приказ Министерства обороны РФ № 200 «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах РФ» от 20.08.03.
    • Методическое пособие под редакцией академика РАМН Г.Н.Сердюковской «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы». М., 1993.
    • Методические рекомендации по учету, изучению и анализу причин необоснованного призыва граждан на военную службу по состоянию здоровья. Москва, 1999.
    • Инструктивные указания Министерства  здравоохранения РФ и Министерства обороны РФ «Организация и проведение медицинского освидетельствования, обследования граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди них. Москва, 2000.

Организация и проведение  медицинского обеспечения юношей до их первоначальной постановки на воинский учет

Медицинское обеспечение юношей до их первоначальной постановки на воинский учет осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями под руководством органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления во взаимодействии с военными комиссариатами на основании постановлений (решений) руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и включает:

  • раннее выявление функциональных нарушений, заболеваний, отклонений в физическом и психическом развитии юношей, а также факторов медико-социального риска возникновения заболеваний (условий учебы, труда, быта и т.д.);
  • разработку и осуществление профилактической работы с юношами в образовательных учреждениях (образовательные учреждения среднего (полного) общего образования, образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования) и по месту жительства с динамическим врачебным наблюдением за юношами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, проведение нуждающимся лечебно-оздоровительных мероприятий;
  • систематический анализ состояния здоровья и физического развития юношей, качества и эффективности медицинского наблюдения, разработку и осуществление мероприятий по совершенствованию медицинского обеспечения.

Плановые профилактические медицинские осмотры юношей в год достижения ими 15-ти и 16-летнего возраста проводятся амбулаторно-поликлиническими учреждениями здравоохранения под руководством территориального органа управления здравоохранением во взаимодействии с военным комиссариатом, руководителями образовательных учреждений в апреле-мае согласно графику, утвержденному руководителем амбулаторно-поликлинического учреждения и согласованному с руководителями образовательных учреждений.

Плановые профилактические медицинские осмотры обучающихся юношей проводятся детскими поликлиниками по месту их учебы; работающих юношей, а также юношей не работающих и не обучающихся в образовательных учреждениях — в поликлиниках по месту их жительства. Организация и проведение профилактических медицинских осмотров, лечебно-оздоровительных мероприятий среди юношей до их первоначальной постановки на воинский учет определяются следующими совместными нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации:

  • Приказ Министерства  здравоохранения РФ и Министерства образования РФ №186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» от 30.06.92.
  • Приказ Министерства  здравоохранения РФ №60 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов» от 14.03.95.
  • Приказ Министерства  здравоохранения РФ №151  «О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям» от 07.05.98.
  • Приказ Министерства  здравоохранения РФ №154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста» от 05 05.99.
  • Приказ Министерства  здравоохранения РФ и Министерства обороны РФ № 240/168 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан РФ к военной службе» от 23.05.01.

Плановые профилактические медицинские осмотры юношей включают в себя три этапа:

первый этап — доврачебное обследование юношей по скрининг-тестам, лабораторное и физиометрическое обследование. Скрининг-тесты проводятся средним медицинским персоналом образовательных учреждений, медико-санитарных частей, здравпунктов, детских поликлиник;

второй этап – педиатрический. Его проведение осуществляется врачом-педиатром поликлиники по месту жительства юноши или врачом образовательного учреждения;

третий этап – специализированный. Юноши осматриваются специалистами с анализом ранее проведенных скрининг-тестов, физиометрического, лабораторного и инструментального обследования.

Перечень специалистов, участвующих в профилактических осмотрах

Специальность врача, вид обследования

Возраст юноши

10 лет

12 лет

14-15 лет

16 лет

17 лет

Педиатр

+

+

+

+

+

Эндокринолог

+

+

+

+

+

Хирург

+

+

+

+

+

Ортопед

+

+

+

+

+

Офтальмолог

+

+

+

+

+

Отоларинголог

+

+

+

+

+

Невролог

+

+

+

+

+

Уролог-андролог

+

+

+

+

Стоматолог

+

+

+

+

+

Педагог,психолог

+

+

+

+

+

Перечень лабораторных и инструментальных обследований юношей

Показатели

 

Возраст юноши

10 лет

12 лет

14-15 лет

16 лет

17 лет

Длина тела

+

+

+

+

+

Масса тела

+

+

+

+

+

Половая формула

+

+

+

+

+

ЧСС за 1 мин

+

+

+

+

+

АД (трехкратно)

+

+

+

+

+

Электрокардиография

+

+

+

+

+

Анализ крови

+

+

+

+

+

Анализ кала

+

+

+

+

+

Анализ мочи

+

+

+

+

+

Флюорография (с 15 лет)

+

+

+

При наличии показаний юноша направляется на осмотр врача-специалиста, отсутствующего в данном амбулаторно-поликлиническом учреждении.

По результатам профилактического осмотра врачом-педиа-тром дается комплексная оценка состояния здоровья юношей, оценивается уровень полового и физического развития, физическая подготовленность, нервно-психическое здоровье, определяется группа здоровья, медицинская группа для занятий физической культурой, биологический возраст и его соответствие паспортному возрасту, устанавливается заключительный диагноз (основной, осложнения основного, сопутствующие заболевания — по международной классификации болезней 10-го пересмотра), составляются рекомендации по оздоровлению, лечению, режиму и питанию юношей, по их поступлению (переводу) в различные образовательные учреждения и анализируются данные о их подготовке к военной службе.

Юношам с отклонениями в состоянии здоровья и физическом развитии назначаются лечебно-оздоровительные мероприятия, которые проводятся в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства, а при наличии условий — в медицинских кабинетах образовательных учреждений. Юноши с хроническими заболеваниями наблюдаются у врачей-специалистов в соответствии с действующими стандартами объема медицинской помощи. Контроль за своевременность проведения лечебно-оздоровительных мероприятий возлагается на врача-педиатра поликлиники по месту жительства (учебы) юноши.

Ответственность за организацию, полноту и качество проведения профилактических медицинских осмотров, лечения, диспансерного наблюдения юношей до их первоначальной постановки на воинский учет и контроль за этой работой возлагается на органы здравоохранения.

Орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации совместно с военным комиссариатом субъекта Российской Федерации ежегодно, до 15 марта, разрабатывает проект постановления (решения) руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о медицинском обеспечении юношей до их первоначальной постановки на воинский учет.

Территориальный орган управления здравоохранением совместно с военным комиссариатом ежегодно, до 1 апреля, на основании постановления (решения) руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает соответствующий проект постановления (решения) руководителя органа местного самоуправления и план лечебно-оздоровительных мероприятий по подготовке юношей к военной службе, который утверждается главой органа местного самоуправления.

В плане должны быть предусмотрены следующие мероприятия:

  • порядок проведения плановых профилактических медицинских осмотров, лечения и диспансерного наблюдения юношей;
  • график проверки представителями территориального органа управления здравоохранением лечебно-профилактических учреждений своевременности, полноты и качества проводимых плановых профилактических медицинских осмотров, лечебно-оздоровительных мероприятий среди юношей, а также оформления на них соответствующей медицинской документации;
  • порядок обобщения и анализа результатов медицинского обеспечения юношей до их первоначальной постановки на воинский учет и сроки представления руководителю органа местного самоуправления материалов данного анализа;
  • проведение коллегий, медицинских советов (конференций) по рассмотрению результатов медицинского обеспечения юношей до их первоначальной постановки  на воинский учет.

В плане указываются должностные лица территориального органа управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений, ответственные за выполнение мероприятий и  сроки их выполнения.

Амбулаторно-поликлиническое учреждение до 20 марта составляет планы-графики проведения лабораторных исследований и плановых профилактических медицинских осмотров юношей, согласовывает их с руководителями организаций по месту учебы юношей, в апреле-мае проводит профилактические осмотры юношей,  подводит их итоги и разрабатывает план лечебно-оздоровительных мероприятий для юношей с отклонениями в состоянии здоровья и физическом развитии, а также анализирует результаты профилактических осмотров, лечения, диспансерного наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием юношей.

Военный комиссариат организует своевременное внесение результатов плановых профилактических медицинских осмотров, диспансерного наблюдения за состоянием здоровья юношей 15-ти и 16-ти лет в учетные карточки, которые используются для контроля за полнотой приписки граждан к призывным участкам и ходом подготовки граждан к военной службе. Учетные карточки граждан могут заполняться в военном комиссариате, а также непосредственно в органах местного самоуправления и руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций независимо от форм собственности. Учетная карточка гражданина заполняется на основании списков юношей, представляемых руководителями органов местного самоуправления и другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций независимо от форм собственности. Картотека из данных учетных карточек составляется в алфавитном порядке. При необходимости она может  вестись по организациям и органам местного самоуправления. После постановки гражданина на воинский учет и оформления личного дела учетная карточка гражданина хранится в личном деле призывника и используется как карточка-заместитель личного дела.

Амбулаторно-поликлиническое учреждение (детская поликлиника) ежегодно до 20 июня направляет в территориальный орган управления здравоохранением аналитическую справку о результатах медицинского обеспечения (проведения профилактических осмотров, лечебно-оздоровительных мероприятий) юношей и сведения (в абсолютных числах).

Доклад о результатах медицинского обеспечения (проведения профилактических осмотров, лечебно-оздоровительных мероприятий) юношей и сведения (в абсолютных числах) ежегодно представляются военным комиссариатом — до 1 августа в военный комиссариат субъекта Российской Федерации, который до 20 августа передает их в организационно-мобилизационное управление штаба военного округа и штатную военно-врачебную комиссию военного округа, от которых  указанная информация до 15 сентября поступает в Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и Центральную военно-врачебную комиссию Министерства обороны Российской Федерации соответственно.

Организация и проведение медицинского освидетельствования юношей при первоначальной постановке на учет

Ежегодно с 1 января по 31 марта в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»  в военных комиссариатах проходят первоначальную постановку на воинский учет юноши, которым в текущем календарном году исполняется 17 лет. Воинский учет граждан осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами. Эта работа осуществляется в тесном контакте с органами здравоохранения, администрацией учебных заведений, предприятий и других учреждений, в которых учатся и работают юноши. Решение о постановке юношей на воинский учет принимает комиссия по постановке граждан на воинский учет (далее именуется – комиссия), создаваемая в военном комиссариате.

В ее состав входят:

  • военный комиссар соответствующей территории, либо заместитель военного комиссара – председатель комиссии;
  • специалист по профессиональному психологическому отбору;
  • секретарь комиссии;
  • врачи-специалисты;
  • представитель местной администрации.

Задачи комиссии по постановке граждан на воинский учет:

  • организация медицинского освидетельствования граждан,
  • определение годности граждан к военной службе по состоянию здоровья,
  • проведение мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям,
  • принятие решения о постановке гражданина на воинский учет либо вынесение на рассмотрение призывной комиссии вопроса о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопроса об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.

Юноши, прошедшие первоначальную постановку на воинский учет, именуются гражданами, поставленными на воинский учет.

Летом и осенью года, предшествующего первоначальной постановке на воинский учет, в детских поликлиниках необходимо подвести итоги диспансеризации юношей, оформить этапные эпикризы, проверить полноту и качество медицинской документации, предоставляемой в военные комиссариаты. Медицинская карта амбулаторного больного должна содержать этапный эпикриз, который всесторонне отражает состояние здоровья юноши. Полнота и качество медицинской документации, представляемой в военные комиссариаты, является обязательной предпосылкой качественного медицинского освидетельствования юношей при первоначальной постановке на воинский учет.

Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать юношам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет. В случае если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет.

Ежегодно до 1 октября года, предшествующего первоначальной постановке граждан на воинский учет, военный комиссариат совместно с территориальным органом управления здравоохранением разрабатывает план медицинского освидетельствования и обследования (лечения) граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (далее именуется гражданами, подлежащими учету). В указанном плане должны быть предусмотрены следующие мероприятия:

  • подготовка перечня медицинских учреждений, в которых будет проводиться медицинское освидетельствование, обследование (лечение) граждан, подлежащих учету, в период работы комиссии;
  • подбор врачей-специалистов из медицинских учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения для включения их в состав комиссии;
  • проведение инструкторско-методического сбора с врачами-специалистами — членами комиссии;
  • истребование из медицинских учреждений сведений, характеризующих состояние здоровья граждан, подлежащих учету;
  • проведение гражданам, подлежащим учету, клинико-инструментальных исследований;
  • анализ результатов медицинского освидетельствования и обследования (лечения) граждан, подлежащих учету;
  • составление списков на граждан, признанных годными к военной службе с незначительными ограничениями, временно негодными к военной службе, нуждающимися в санации полости рта, протезировании зубов, коррекции зрения;
  • составление планов-графиков обследования (лечения) граждан, поставленных на воинский учет;
  • составление графика проверки медицинским работником военного комиссариата и руководителем территориального органа управления здравоохранением медицинских учреждений с целью контроля полноценности медицинского освидетельствования граждан, поставленных на воинский учет, качества оформления на них медицинской документации и хода лечебно-оздоровительной работы среди них.

Указанный план, а также планы-графики обследования (лечения) граждан, поставленных на воинский учет, и график проверок медицинских учреждений утверждаются военным комиссаром и руководителем территориального органа управления здравоохранением.

Ежегодно до 1 октября года, предшествующего первоначальной постановке граждан на воинский учет, руководитель территориального органа управления здравоохранением и военный комиссар подготавливают, согласовывают и представляют на утверждение главе органа местного самоуправления перечень медицинских учреждений, в которых будет проводиться медицинское освидетельствование граждан, подлежащих учету, в период работы комиссии.

Ежегодно до 5 ноября года, предшествующего первоначальной постановке граждан на воинский учет, военный комиссариат истребует:

  • из медицинских учреждений независимо от форм собственности медицинские документы (медицинские карты амбулаторного больного, выписки из медицинских карт стационарного больного, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и т.п.) и другие сведения, характеризующие состояние здоровья граждан, подлежащих учету;
  • из диспансеров — списки лиц, состоящих на диспансерном учете, а также переболевших в течение последних 12 месяцев инфекционными и паразитарными болезнями, требующими динамического врачебного наблюдения;
  • из учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы населения — сведения о лицах, признанных инвалидами, а также медицинские документы, послужившие основанием для признания их инвалидами;
  • из школ (интернатов) для слабовидящих, слабослышащих, глухонемых, вспомогательных школ для умственно отсталых, а также учреждений для трудновоспитуемых детей — медико-педагогические характеристики и медицинские документы, характеризующие состояние их здоровья;
  • из органов внутренних дел — сведения о лицах, состоящих на учете за правонарушения, бродяжничество, употребление наркотических, токсических веществ, алкоголя и медицинских препаратов в немедицинских целях.

Руководители организаций независимо от форм собственности обязаны представить указанные сведения и медицинские документы по запросам военных комиссариатов в 2-недельный срок. По окончании медицинского освидетельствования граждан военные комиссариаты в 2-недельный срок обязаны возвратить медицинские документы в соответствующие учреждения.

Медицинское освидетельствование граждан, подлежащих учету, проводится врачами-специалистами — членами комиссии: хирургом, терапевтом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и, в случае необходимости, врачами других специальностей. Персональный состав врачей-специалистов — членов комиссии и среднего медицинского персонала, согласованный с руководителем территориального органа управления здравоохранением, по представлению военного комиссара утверждается решением главы органа местного самоуправления. Этим решением на одного из врачей-специалистов — членов комиссии, наиболее подготовленного по вопросам военно-врачебной экспертизы, возлагается руководство работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих учету.

Ежегодно до 25 декабря года, предшествующего первоначальной постановке граждан на воинский учет, военный комиссар совместно с руководителем территориального органа управления здравоохранением организует и проводит инструкторско-методический сбор с врачами-специалистами — членами комиссии и главными врачами медицинских учреждений, в которых планируется медицинское освидетельствование, обследование (лечение) граждан, подлежащих учету и поставленных на воинский учет. Основные цели сбора: изучение требований нормативных правовых актов по организации и проведению медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан, подлежащих учету, порядка оформления на них врачебно-экспертной документации; разбор ранее допущенных ошибок и выработка конкретных мероприятий по их устранению.

Не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования юношей им проводятся:

  • флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев);
  • анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов);
  • анализ мочи (удельный вес, белок).

В день обследования  в военном комиссариате проводится измерение роста и массы тела юношей, на каждого подростка оформляется карта медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приложение 2), в которую заносятся сведения о результатах флюорографического, лабораторных и ЭКГ исследований,  а также о профилактических прививках и непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ. Флюорограммы находятся в личном деле призывника до истечения срока хранения дела, после чего возвращаются в соответствующие медицинские учреждения. В ходе медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего учету, каждый врач-специалист проводит его клинический осмотр, изучает жалобы и анамнез, а также результаты инструментального исследования, представленные в медицинской документации, переданной в военный комиссариат из детской поликлиники и других учреждений. Состояние здоровья юноши оценивается на момент проведения освидетельствования. При выявлении патологии врач заводит лист медицинского освидетельствования (приложение №3), в котором отражает данные анамнеза, клинико-инструментального исследования, диагноз  и выносит заключение о категории годности к военной службе. После обследования у каждого врача — специалиста  данные о диагнозе и установленной им категории годности заносятся в карту медицинского освидетельствования гражданина. Затем  врач-специалист, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию юношей, выносит итоговое заключение о категории годности к военной службе, которое сообщается каждому юноше в день его освидетельствования. Определение категории годности юноши к военной службе является главной задачей военно-врачебной экспертизы. При проведении этой работы врач ориентируется на требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, призыву на военную службу, изложенные в Расписании болезней,  которое представлено в Приложении к «Положению о военно-врачебной экспертизе», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 123 от 25.02.03. В расписании болезней предусматриваются требования к состоянию здоровья  следующих категорий граждан:

I графа — граждане при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (в дальнейшем именуемые граждане);

II графа — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву;

III графа — военнослужащие, проходящие военную службу поконтракту, офицеры запаса, не проходившие военную службу, при призыве их на военную службу и военные сборы;

IV графа — граждане, предназначаемые для прохождения военной службы на подводных лодках и проходящие военную службу на подводных лодках.

В данном издании рассматривается определение категории годности граждан к военной службе только при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу, которое отражено в I графе расписания болезней и приведено ниже.  В расписании болезней предусматриваются следующие категории годности к военной службе:

А — годен к военной службе;

Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В — ограниченно годен к военной службе;

Г — временно не годен к военной службе;

Д — не годен к военной службе.

К категории А относятся преимущественно юноши, у которых заболевания отсутствуют или имеющие отдельные хронические заболевания или физические недостатки, при отсутствии их обострений в течение нескольких лет, без нарушения  функций органов и систем и способные исполнять обязанности военной службы без ущерба для здоровья.

К категории Б относятся преимущественно юноши, у которых имеются отдельные хронические заболевания и физические недостатки с редкими обострениями или с незначительными нарушениями функций органов и систем, не ограничивающие способность исполнять обязанности военной службы, но не годные к военной службе в воздушно-десантных войсках, морской пехоте, плавсоставе, спецсооружениях и по отдельным военно-учетным специальностям.

К категории В относятся юноши, имеющие устойчивое состояние нарушения жизнедеятельности вследствие болезни или увечья и ограничивающие способность исполнять обязанности военной службы без ущерба для здоровья. Эти юноши находятся на воинском учете и периодически приглашаются и военный комиссариат на переосвидетельствование.

К категории Г относятся юноши, которые утратили способность исполнять обязанности военной службы в течение ограниченного промежутка времени вследствие заболевания или увечья с нарушение функций органов и систем обратимого характера. В отношении граждан при призыве на военную службу, врач выносит заключение о временной негодности к военной службе до 12 месяцев.

К категории Д относятся юноши, у которых  состояние нарушения жизнедеятельности вследствие болезни или увечья привело к стойкой утрате способности исполнять обязанности военной службы. Эти юноши не находятся на воинском учете.

Категория годности освидетельствуемого к военной службе находится в прямой зависимости не столько от нозологической формы заболевания, сколько от функциональной способности организма адаптироваться к конкретным условиям военной службы.

С точки зрения военно-врачебной экспертизы (ВВЭ), функциональные нарушения – это расстройства деятельности органов и систем организма человека, выявляемые объективными методами, и ограничивающие его возможность адаптации к условиям военной службы. Традиционно в практике ВВЭ выделяют три степени выраженности функциональных нарушений:

I степень (незначительные нарушения) – это выявляемое объективными методами состояние напряжения адаптационных механизмов при уровне нагрузок на организм, превышающих повседневные (обычные) для конкретного человека. При этом способность исполнять обязанности военной службы, как правило, сохранена или незначительно ограничена, но военнослужащий не может проходить военную службу в отдельных видах и родах войск и по некоторым военно-учетным специальностям, требующим от него большого физического и нервно-психического напряжения (воздушно-десантные войска, морская пехота  и др.). В отношении граждан  с I степенью выносится, как правило, заключение о категории «Б», если другое не оговорено расписанием болезней.


II степень (умеренные нарушения) – это состояние срыва адаптационных механизмов, проявляющееся при повседневных (обычных) для человека нагрузках. Способность исполнять обязанности военной службы при этом ограничена. Расписание болезней в этом случае предусматривает заключение военно-врачебной комиссии по категории «В».

III степень (значительные, или резко выраженные нарушения) – это состояние полного срыва адаптационных механизмов, выявляемое уже в покое. Способность исполнять обязанности военной службы при этом стойко утрачивается. Расписание болезней в этих случаях предусматривает заключение о категории «Д».

В случае если заболевание органа или системы органов приводит к нарушению функции другого органа или системы органов, экспертное заключение о категории годности к военной службе выносится по соответствующим статьям расписания болезней.

Для юношей, имеющих категорию годности А или Б, на основании таблицы дополнительных требований к состоянию здоровья (ТДТ) определяется показатель предназначения для прохождения военной службы, который необходим для распределения граждан по видам Вооруженных Сил РФ и отдельным военно-учетным специальностям. Показатель предназначения учитывает состояние здоровья гражданина и требования, предъявляемые к нему военной службой в определенном виде Вооруженных Сил РФ, а также службой по определенной военно-учетной специальности.

В случае необходимости дополнительного обследования и/или лечения юноши по решению комиссии он направляется на амбулаторное или стационарное обследование (лечение) в медицинское учреждение (детскую поликлинику или стационар). При этом юноши, признанные временно негодными к военной службе (категория годности Г) и нуждающиеся в обследовании (лечении) заносятся в военном комиссариате в список № 1; а юноши, признанные годными к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности Б) и нуждающиеся в обследовании (лечении), заносятся в список № 2. Если при первоначальной постановке на воинский учет юноша признан годным к военной службе, но нуждающимся в санации полости рта, протезировании зубов или коррекции зрения он учитывается по списку N 3 . Образец оформления указанных списков представлен в приложениях 4, 5, 6. На каждого юношу, указанного в списках №1 и №2  оформляется два бланка акта исследования состояния здоровья, которые передаются в детскую поликлинику. В акте военный комиссариат указывает фамилию, имя, отчество, год рождения гражданина, подлежащего учету, направленного на обследование (лечение). Форма бланка акта исследования состояния здоровья представлена в приложении 7.  Данные акты оформляются амбулаторно-поликлиническим учреждением или стационаром в зависимости от условий обследования (лечения) юноши.

Списки N 1, 2, 3 составляются в ходе работы комиссии и ежемесячно направляются военным комиссариатом в территориальные органы управления здравоохранением и лечебно-профилактические учреждения, в которых юноши состоят на медицинском обеспечении (детские поликлиники). Указанные списки регистрируются в военном комиссариате, территориальном органе управления здравоохранением,  детской поликлинике и подшиваются в соответствующее дело.

Гражданам, подлежащим учету, признанным временно негодными к военной службе, годными к военной службе с незначительными ограничениями и нуждающимся в обследовании (лечении), а также в санации полости рта, протезировании зубов, коррекции зрения, при объявлении им решения комиссии выдается направление на обследование (лечение). В направлении указываются наименование детской поликлиники, фамилия, имя, отчество, год рождения юноши, цель его направления на обследование (лечение), предварительный диагноз и дата явки в поликлинику. На угловом штампе направления указывается номер, под которым гражданин, подлежащий учету, записан в книге протоколов заседаний комиссий по постановке граждан на воинский учет.

В случае возможности завершить обследование (лечение) юноши до окончания работы комиссии заключение о категории его годности к военной службе не выносится, а в листе медицинского освидетельствования делается следующая запись: «подлежит обследованию (лечению), явиться на повторное медицинское освидетельствование «__»_____200_г.». В учетной карте призывника делается запись карандашом о сроке направления гражданина, подлежащего учету, на обследование (лечение) и явки на повторное медицинское освидетельствование.

По окончании первоначальной постановки граждан на воинский учет военный комиссар до 10 апреля обязан:

  1. организовать и провести совместно с руководителем территориального органа управления здравоохранением, с привлечением главных врачей медицинских учреждений, служебное совещание по итогам медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан, подлежащих учету и проведению лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан, поставленных на воинский учет. В ходе данного совещания должны быть вскрыты недостатки в организации и проведении этой работы, выявлены конкретные лица, виновные в нарушениях, разработаны мероприятия по их устранению;
  2. информировать главу органа местного самоуправления о результатах медицинского освидетельствования граждан, подлежащих учету.

Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий среди юношей, поставленных на воинский учет

Должностные лица военного комиссариата совместно с детской поликлиникой ежегодно до 15 апреля по образцам согласно приложениям 8, 9 составляют планы-графики, которые утверждаются военным комиссаром и руководителем территориального органа управления здравоохранением. Должностные лица территориальных органов управления здравоохранением организуют и контролируют полноценность и качество обследования (лечения) граждан, поставленных на воинский учет (далее – учтенные граждане). Приказом руководителя территориального органа управления здравоохранением в каждой детской поликлинике, в которой состоят на медицинском обеспечении учтенные граждане, назначается врач, ответственный за работу с подростками и взаимодействие с военным комиссариатом (далее именуется – врач поликлиники). Контроль за своевременностью поступления учтенных граждан на амбулаторное (стационарное) обследование (лечение) возлагается на главных врачей соответствующих медицинских учреждений и медицинских работников военных комиссариатов, а за полноценностью обследования (лечения) указанных граждан и качеством оформления на них врачебно-экспертной документации – на заведующего (начальника) отделением медицинского учреждения. Учтенный гражданин при необходимости может быть направлен на обследование (лечение) в медицинские учреждения субъекта Российской Федерации. Перечень последних по представлению военного комиссариата субъекта Российской Федерации и органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации утверждается главой органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и доводится до военных комиссариатов.

Врач детской поликлиники, ответственный за работу с подростками, и участковые педиатры по получении списков N 1 и N 2 заполняют в них на учтенных граждан, прошедших обследование (лечение) в период работы комиссии, графы 7 и 8, а также графы 7 в планах-графиках обследования (лечения). Участковые педиатры направляют юношей согласно планам-графикам на амбулаторное или стационарное обследование (лечение) в медицинские учреждения. Врачом стационара или амбулаторно-поликлинического учреждения после проведенного обследования (лечения) оформляется акт исследования состояния здоровья. Обследование (лечение) юношей должно быть всесторонним, не ограничивающимся только основным заболеванием. Клинико-инструментальные и   лабораторные методы   исследования юношей проводятся в соответствии с приказом  № 151 Министерства здравоохранения Российской Федерации «О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям» от 7 мая 1998 года. В акте должны быть указаны результаты клинико-инструментальных методов исследования и объективные данные, подтверждающие основной и сопутствующие диагнозы. Диагнозы должны иметь интранозологическую характеристику с указанием стадии заболевания или физического недостатка, стадии компенсации, функциональных нарушений пораженного органа (системы). Акт подписывается врачом, проводившим обследование, заведующим отделением и руководителем медицинского учреждения, заверяется печатью учреждения. Первый экземпляр оформленного акта направляется в военный комиссариат, в котором гражданин состоит на воинском учете. Второй экземпляр акта хранится в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного. Главный врач медицинского учреждения, в котором осуществлялось амбулаторное (стационарное) обследование (лечение) учтенного гражданина, по образцу согласно приложению 10 ежемесячно до 5 числа направляет сведения в медицинское учреждение, в которой данный гражданин состоит на медицинском обеспечении (в детскую поликлинику) и в военный комиссариат, в которым гражданин состоит на воинском учете. Из детской поликлиники в военный комиссариат ежемесячно до 10 числа направляются именные списки учтенных граждан, не явившихся согласно планам-графикам обследования (лечения) в поликлинику, а также, направленных в медицинские учреждения на обследование (лечение). В списках указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и место жительства учтенного гражданина. Должностным лицам военного комиссариата после получения сведений о неявке учтенного гражданина в медицинское учреждение следует обеспечить его явку на обследование (лечение).

По получении списка N 3  в детской поликлинике должно быть организовано лечение учтенных граждан у врачей-специалистов соответствующего профиля;

Обследование учтенных граждан должно быть завершено в год их постановки на воинский учет, а лечение – до вызова на призывную комиссию. Главный врач поликлиники до 31 декабря года первоначальной постановки граждан на воинский учет по образцу согласно приложению 11 направляет в военный комиссариат сведения о результатах проведения лечебно-оздоровительных мероприятий среди учтенных граждан.

При призыве на военную службу юноши с заболеваниями, диагностируемыми и подтвержденными данными всестороннего обследования при первоначальной постановке на воинский учет, а также данными медицинского наблюдения от постановки до призыва на военную службу на дополнительное медицинское обследование не направляются. В этом случае врачом-специалистом, привлекаемым к медицинскому освидетельствованию граждан при призыве на военную службу, оформляется лист медицинского освидетельствования с изложением анамнеза, данных медицинского наблюдения, результатов предшествующего клинико-инструментального исследования гражданина и оценки состояния его здоровья на момент освидетельствования.

Организация и проведение медицинского

освидетельствования призывников

В соответствии с требованиями закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан осуществляется 2 раза в год с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря. Призывник  — это гражданин Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящий или обязанный состоять на воинском учете и не пребывающий в запасе. Решение о призыве гражданина на военную службу принимает призывная комиссия. Состав призывной комиссии утверждается постановлением главы органа местного самоуправления.

В состав призывной комиссии включаются:

  • Глава местной администрации — председатель комиссии.
  • Военный комиссар – заместитель председателя комиссии.
  • Секретарь комиссии.
  • Врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу.
  • Представитель соответствующего органа управления образованием.
  • Представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной службы).

Медицинское освидетельствование призывников проводится врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости врачами других специальностей, привлекаемыми из медицинских учреждений органов здравоохранения. Персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых к медицинскому освидетельствованию призывников, согласованный с руководителем территориального органа управления здравоохранением, по представлению военного комиссара утверждается главой органа местного самоуправления. Один из врачей-специалистов (как правило, врач-специалист военного комиссариата), наиболее подготовленный по вопросам военно-врачебной экспертизы, включается в состав призывной комиссии и на него возлагается руководство работой по медицинскому освидетельствованию призывников.

Ежегодно до 10 марта (10 сентября) военный комиссариат  района совместно с территориальным органом управления здравоохранением разрабатывает план медицинского освидетельствования и обследования (лечения) призывников. В нем должны быть предусмотрены следующие мероприятия:

  • изучение и подбор врачей-специалистов для медицинского освидетельствования призывников;
  • проведение инструкторско-методического сбора с врачами-специалистами, привлекаемыми к медицинскому освидетельствованию призывников;
  • оснащение кабинетов врачей-специалистов инструментарием, медицинским и хозяйственным имуществом, необходимым для медицинского освидетельствования призывников;
  • определение перечня медицинских учреждений, в которые будут направляться призывники, нуждающиеся в амбулаторном (стационарном) обследовании (лечении);
  • определение перечня медицинских учреждений, в которых будет осуществляться лечение призывников, признанных временно негодными к военной службе. Руководитель территориального органа управления здравоохранением совместно с медицинским работником военного комиссариата района подготавливают, согласовывают и утверждают у главы органа местного самоуправления перечень медицинских учреждений, в которых будет проводиться обследование (лечение) призывников в период работы призывной комиссии;
  • истребование из медицинских учреждений и других организаций медико-социальных сведений на призывников;
  • проведение призывникам клинико-инструментальных исследований;
  • составление списков на призывников, признанных временно негодными к военной службе;
  • составление плана-графика лечения призывников, признанных временно негодными к военной службе;
  • составление плана-графика проверки медицинским работником военного комиссариата и главными медицинскими специалистами территориального органа управления здравоохранением медицинских учреждений с целью контроля своевременности, полноценности обследования (лечения) призывников, качества оформления на них врачебно-экспертной документации и хода лечебно-оздоровительных мероприятий среди них;
  • обобщение результатов медицинского освидетельствования и обследования (лечения) призывников.

Указанные план и план-график утверждаются военным комиссаром района и руководителем территориального органа управления здравоохранением.

Ежегодно до 15 марта (15 сентября) военный комиссариат истребует  из учреждений медицинскую документацию. Перечень запрашиваемых документов и требования к ним те же, что и при первоначальной постановке на воинский учет. Необходимые сведения военные комиссариаты получают дополнительно из актов исследования состояния здоровья. Организация и проведение медицинского освидетельствования призывников осуществляется также как и при первоначальной постановке на воинский учет с определение категории годности к военной службе. В конце каждого рабочего дня председатель призывной комиссии обязан лично проверить, все ли призывники из числа вызывавшихся явились на заседание призывной комиссии, принять меры по установлению причин неявки призывников и повторному их вызову на призывную комиссию (организации их розыска). В случае уклонения призывника от обследования (лечения) или неявки для медицинского освидетельствования военный комиссар в установленном порядке извещает органы внутренних дел о необходимости его розыска и задержания.

Призывники, имеющие заболевания, препятствующие призыву, но перспективные в плане улучшения здоровья до степени годности к военной службе, признаются временно не годными к военной службе и заносятся в список №1 (приложение 12).

Указанный список  до 10 июля года призыва и до 10 января года, следующего за годом призыва, направляется военным комиссариатом в территориальные органы управления здравоохранением и медицинские учреждения, в которые призывники направлены на лечение. Списки N 1 регистрируются в военном комиссариате, территориальном органе управления здравоохранением, медицинском учреждении и подшиваются в соответствующее дело. Одновременно со списком N 1 на каждого призывника военные комиссариаты направляют в медицинское учреждение медицинскую карту амбулаторного больного и другие медицинские документы, характеризующие состояние его здоровья, а также два бланка акта исследования состояния.

До 15 июля года призыва граждан на военную службу и до 15 января года, следующего за годом призыва, военный комиссар обязан:

  • обобщить, проанализировать результаты медицинского освидетельствования, обследования (лечения) призывников;
  • организовать и провести совместно с должностными лицами территориального органа управления здравоохранением с привлечением главных врачей медицинских учреждений совещание по итогам медицинского освидетельствования, обследования (лечения) призывников. В ходе данного совещания должны быть вскрыты недостатки в организации и проведении этой работы, выявлены конкретные лица, виновные в нарушениях, разработаны мероприятия по их устранению;
  • информировать главу органа местного самоуправления о результатах медицинского освидетельствования, обследования (лечения) призывников.

Организация и проведение обследования (лечения) призывников, лечения призывников, признанных временно негодными к военной службе и получивших отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья

Призывники, признанные нуждающимися в обследовании (лечении), а также признанные временно негодными к военной службе, при необходимости могут быть направлены военным комиссаром на обследование (лечение) в медицинские учреждения субъекта Российской Федерации.

Перечень последних по представлению военного комиссариата субъекта Российской Федерации и органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации утверждается главой органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и доводится до военных комиссариатов до начала призыва граждан на военную службу. Врач военного комиссариата, врачи-специалисты военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации совместно с должностными лицами территориальных органов управления здравоохранением организуют и контролируют своевременность, полноценность и качество обследования призывников, признанных при призыве нуждающимися в обследовании (лечении), а также лечения признанных временно негодными к военной службе.

Приказом руководителя территориального органа управления здравоохранением в каждом медицинском учреждении, в которые направляются на обследование (лечение) призывники назначается врач – ответственный за своевременность, полноценность обследования (лечения) указанных категорий призывников и взаимодействие с военным комиссариатом (далее именуется – врач медицинского учреждения). Контроль за своевременностью поступления на обследование (лечение) призывников возлагается на врача военного комиссариата и врача медицинского учреждения, а за полноценностью обследования (лечения) указанных категорий призывников и качеством оформления на них врачебно-экспертной документации – на главного врача соответствующего медицинского учреждения, заведующего отделением медицинского учреждения и врача, осуществляющего обследование (лечение) призывников.

Врач военного комиссариата совместно с врачами медицинских учреждений ежегодно до 15 июля года призыва граждан на военную службу и до 15 января года, следующего за годом призыва, по образцу (приложение 13) составляют планы-графики направления на лечение призывников, признанных временно негодными к военной службе. Указанные планы-графики составляются по каждому медицинскому учреждению и утверждаются военным комиссаром и руководителем территориального органа управления здравоохранением. Следует безотлагательно начинать лечебно-оздоровительную работу с этим контингентом под контролем руководителей лечебных учреждений. Врач медицинского учреждения обязан организовать своевременное обследование (лечение) призывников у врачей-специалистов соответствующего профиля. Организация и проведение работы в медицинских учреждениях по их обследованию (лечению) аналогичны описанным выше мероприятиям, проводимым в отношении таких граждан после первоначальной постановки на воинский учет. Ежемесячно (до 5 числа) врач медицинского учреждения направляет в военный комиссариат, в котором указанные призывники состоят на воинском учете, сведения о результатах их обследования (лечения) по форме, указанной в приложении 14.

Врачом медицинского учреждения, осуществляющим обследование (лечение) призывника, оформляется акт исследования состояния здоровья. Первый экземпляр указанного акта направляется в военный комиссариат, в котором призывник состоит на воинском учете. Второй экземпляр хранится в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного. По возвращении с обследования (лечения) с учетом данных, представленных в акте исследования состояния здоровья призывника, полученном из медицинского учреждения, он подлежит повторному медицинскому освидетельствованию.

Обследование (лечение) призывников, признанных при призыве нуждающимися в обследовании (лечении), должно быть завершено в период работы призывной комиссии.  Лечение призывников, признанных при призыве временно негодными к военной службе, должно быть завершено в период отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Должностным лицам военного комиссариата после получения сведений о неявке в медицинское учреждение призывника следует обеспечить его явку на обследование (лечение).

Организация и проведение медицинского осмотра граждан, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы

Медицинский осмотр граждан, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, проводится врачами – членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, оториноларингологом, окулистом, стоматологом, дерматовенерологом, а в случае необходимости – врачами других специальностей. Врач-специалист, осуществляющий медицинский осмотр гражданина, призванного на военную службу, записывает результаты осмотра, категорию годности к военной службе и показатель предназначения в карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Если при медицинском осмотре у гражданина, призванного на военную службу, изменяется категория годности к военной службе по состоянию здоровья или он нуждается в обследовании (лечении), то ему в тот же день проводится медицинское освидетельствование врачами – членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации, осуществляющими контрольное медицинское освидетельствование призывников. В случае признания гражданина, призванного на военную службу, ограниченно годным к военной службе, временно негодным к военной службе, негодным к военной службе или нуждающимся в обследовании (лечении) призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии района. В военный комиссариат направляется служебное письмо, в котором указывается основание, послужившее причиной отмены решения призывной комиссии. Личное дело данного призывника возвращается в военный комиссариат для повторного медицинского освидетельствования и принятия заключения о категории его годности к военной службе с учетом вновь выявленных обстоятельств.

Организация контрольного медицинского             освидетельствования призывников, получивших освобождение или отсрочку от призыва на           военнуюслужбу по состоянию здоровья и         призывников, заявивших о несогласии с                заключениями о категории их годности к военной службе по результатам медицинского                      освидетельствования

         Обоснованность освобождения призывников или предоставления им отсрочек от призыва на военную службу по состоянию здоровья проверяется путем изучения врачами – членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации (из числа врачей военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации) всех личных дел призывников и медицинских документов, подтверждающих установленный диагноз и вынесенное заключение. Данная работа проводится совместно с врачом военного комиссариата или врачами-специалистами, привлекаемыми к работе призывной комиссии субъекта Российской Федерации. Врач военного комиссариата составляет в 2-х экземплярах списки на призывников, освобожденных от призыва на военную службу и временно негодных к военной службе по состоянию здоровья (далее именуются – призывники, освобожденные от призыва). Образец оформления данных списков представлен в приложении 15. Указанные списки вместе с личными делами призывников и медицинскими документами, подтверждающими установленный диагноз и вынесенное заключение, представляются врачам – членам призывной комиссии субъекта Российской Федерации для изучения обоснованности принятых решений. Если в результате изучения представленных документов врач – член призывной комиссии субъекта Российской Федерации по своему профилю согласен с диагнозом и заключением, то в листе медицинского освидетельствования, оформленного врачом-специалистом на призывном пункте, делается отметка – «С диагнозом, заключением согласен», указываются дата, инициалы и фамилия врача, которые заверяются его подписью. Врачом – членом призывной комиссии субъекта Российской Федерации (председателем военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации), на которого возложено руководство работой комиссии по контрольному медицинскому освидетельствованию призывников, освобожденных от призыва, в указанных выше списках, а также в учетной карте призывника делается отметка об изучении обоснованности диагноза, заключения. Данная категория граждан на контрольное медицинское освидетельствование и призывную комиссию субъекта Российской Федерации не направляется.

В случае несогласия врача – члена призывной комиссии субъекта Российской Федерации с заключением врача-специалиста, проводившего медицинское освидетельствование призывника, освобожденного от призыва, врач – член призывной комиссии субъекта Российской Федерации в листе медицинского освидетельствования делает отметку о необоснованности диагноза, заключения и необходимости направления этого призывника на контрольное медицинское освидетельствование. Врачом – членом призывной комиссии субъекта Российской Федерации (председателем военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации), на которого возложено руководство работой по контрольному медицинскому освидетельствованию призывников, освобожденных от призыва, в списке делается отметка о необоснованности диагноза, заключения и указывается дата прибытия указанных призывников на контрольное медицинское освидетельствование.

После изучения обоснованности предоставления призывникам освобождения или отсрочек от призыва на военную службу по состоянию здоровья указанный выше список подписывается председателем или заместителем председателя призывной комиссии субъекта Российской Федерации, после чего подпись скрепляется гербовой печатью военного комиссариата субъекта Российской Федерации. Первый экземпляр списка вместе с личными делами призывников и медицинскими документами возвращается в военный комиссариат, второй – хранится как приложение к книге протоколов заседаний призывной комиссии субъекта Российской Федерации.

Контрольное медицинское освидетельствование призывников, освобожденных от призыва, проводится по плану работы призывной комиссии субъекта Российской Федерации. Военный комиссар обязан обеспечить явку указанных призывников на контрольное медицинское освидетельствование в срок, указанный в списке.

Призывник, несогласный с решением комиссии, в письменном виде подает заявление на имя председателя призывной комиссии. Контрольное медицинское освидетельствование призывников, не согласных с решением комиссии, проводится по плану работы призывной комиссией субъекта Российской Федерации. Военный комиссар обязан обеспечить явку указанных призывников на контрольное медицинское освидетельствование.

На контрольное медицинское освидетельствование призывники, освобожденные от призыва и несогласные с решением комиссии, направляются с личным делом призывника, медицинской картой амбулаторного больного, другими медицинскими документами, характеризующими состояние их здоровья и подтверждающими установленный диагноз. По окончании контрольного освидетельствования указанные медицинские документы возвращаются в военный комиссариат, который в 2-недельный срок возвращает их в соответствующие медицинские учреждения.

К контрольному медицинскому освидетельствованию привлекаются врачи – члены призывной комиссии субъекта Российской Федерации (из числа врачей-специалистов военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации): терапевт, хирург, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, дерматовенеролог, а в случае необходимости – врачи других специальностей. При  этом призывники должны быть освидетельствованы всеми врачами-специалистами. Контрольное медицинское освидетельствование призывника начинается с врача-специалиста, по профилю которого ему предоставлено освобождение, отсрочка от призыва на военную службу по состоянию здоровья или он заявил о несогласии с заключением о категории его годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования. Если в результате контрольного медицинского освидетельствования ранее установленный диагноз и вынесенное заключение подтверждаются,  то призывной комиссией субъекта Российской Федерации принимается решение об утверждении решения призывной комиссии, о чем делается запись в книге протоколов заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации и учетной карте призывника.

Если в результате контрольного медицинского освидетельствования ранее установленный диагноз и вынесенное заключение не подтверждаются, то соответствующим врачом – членом призывной комиссии субъекта Российской Федерации оформляется лист медицинского освидетельствования. Кроме того, им, как и другими врачами – членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации, делается запись в учетной карте призывника. Призывной комиссией субъекта Российской Федерации принимается решение об отмене решения призывной комиссии, о чем делается запись в книге протоколов заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации и учетной карте призывника. В военный комиссариат направляются служебное письмо, в котором указывается основание, послужившее причиной отмены решения призывной комиссии, и личное дело призывника. Военный комиссар принимает меры по вызову призывника, освобожденного от призыва или несогласного с заключением о категории его годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, на призывную комиссию для повторного медицинского освидетельствования и принятия заключения о категории его годности к военной службе с учетом вновь выявленных обстоятельств. О результатах повторного медицинского освидетельствования призывника военный комиссариат извещает военный комиссариат субъекта Российской Федерации с указанием фамилии, имени, отчества и года рождения этого призывника, а также заключения о категории его годности к военной службе и вновь принятого в отношении него решения призывной комиссии. Призывники, признанные годными к военной службе, годными к военной службе с незначительными ограничениями и не имеющие право на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу по другим основаниям, должны быть отправлены в войска (силы).

Перечень причин необоснованного призыва гражданина на военную службу по состоянию здоровья:

  •   Недостаточное изучение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, по медико-социальным вопросам.
  •   Отсутствие или низкое качество медицинской документации на гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
  •   Недооценка врачом-специалистом имеющихся сведений о наличии у гражданина, подлежащего призыву на военную службу, заболевания.
  •  Недостаточное знание требований руководящих документов по ВВЭ у врача-специалиста, участвующего в медицинском освидетельствовании гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
  • Несоблюдение методики обследования гражданина, недооценка степени развития заболевания, компенсаторных нарушений.
  •  Грубые просмотры явной патологии имеющейся у гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
  • Амбулаторное обследование гражданина, при необходимости его обследования в стационарных условиях.
  •  Неполноценное обследование гражданина в стационарных условиях.
  • Сокрытие гражданином, подлежащим призыву на военную службу, своих заболеваний.
  •  Трудности диагностики заболевания у гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
  •  Прочие.

Министерством обороны в  1999 г. были утверждены методические рекомендации по учету, изучению и анализу причин необоснованного призыва граждан на военную службу по состоянию здоровья. За организацию и проведение изучения причин необоснованного призыва граждан на военную службу по состоянию здоровья отвечает председатель военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта РФ.

Основные документы, необходимые для изучения причин необоснованного призыва граждан на военную службу по состоянию здоровья:

  • Свидетельство о болезни.
    • Личное дело гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
    • Книги протоколов комиссии по постановке граждан на воинский учет и призывной комиссии.
    • Акт исследования состояния здоровья.
    • Медицинская карта амбулаторного больного.

ДОБАВИТЬ ОТЗЫВ