Комплексная оценка состояния здоровья детей — Медицинский журнал
Медицина как призвание

Комплексная оценка состояния здоровья детей

Комплексная оценка состояние здоровья детей

Комплексная оценка состояние здоровья детей

Здоровье – состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту, гармоническому единству физических и интеллектуальных характеристик, формированию адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста и развития ребенка. Одним из важных моментов в процессе формирования здоровья ребенка является контроль его развития, раннее выявление доклинических состояний. При этом на каждом возрастном этапе следует учитывать критерии, обусловливающие здоровье и критерии, характеризующие здоровье.

КРИТЕРИИ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ

Критерии, обусловливающие здоровье — это характер течения анте-, интра- и раннего постнатального периодов онтогенеза и факторы в генеалогическом и социальном анамнезах. Эти критерии позволяют прогнозировать здоровье в раннем детстве, определять группы риска.

Биологический анамнез

1. Особенности антенатального периода:

—  гестозы беременности

—  угроза выкидыша

—  экстрагенитальные заболевания матери

—  профессиональные вредности у родителей

—  отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител

—  хирургические вмешательства во время беременности

—  вирусные заболевания матери во время беременности

2. Отдельные моменты интра- и раннего постнатального периода:

—  длительные или стремительные роды

—  длительный безводный период

—  пособия в родах

—  оперативное родоразрешение

3. Состояние новорожденного в интра- и раннем постнатальном периоде:

—  родовая травма

—  асфиксия

—  недоношенность

—  гемолитическая болезнь

—  острые инфекционные и неинфекционные заболевания

—  ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание

 

Генеалогический анамнез — сбор родословных, позволяющий проследить признак или болезнь в семье, роду с указанием типа родственных связей между членами родословной.

Для скрининговой оценки родословной семьи используют показатель, называемый индексом отягощенности наследственного анамнеза (J), который определяется как отношение общего числа заболеваний на всех родственников (исключая пробандов) к общему числу родственников (исключая пробандов).

При J больше 0,7 можно говорить об отягощенности наследственного анамнеза и его предрасположенности.

Параметры социального анамнеза

и их краткая характеристика

Параметры

Благоприятный

Неблагоприятный

Характеристика семьи Семья полная, т.е. есть отец или близкие (ближайшие) родственники Семья неполная, когда мать (отец) живет с ребенком одна (один)
Образовательный уровень членов семьи Высшее или средне специальное образование Нет специального образования
Психологический микроклимат семьи Отношения между членами семьи дружные, нет вредных привычек Отношения грубые, в семье бытуют вредные привычки
Жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность Отдельная благоустроенная квартира. На одного члена семьи приходится не менее 7 м2 Нет благоустроенных условий. Заработок на 1 человека меньше прожиточного уровня.
Санитарно-гигиентические условия содержания помещения, предметов ухода и одежды ребенка Удовлетворительные Неудовлетворительные

Каждый благоприятный параметр оценивается в 1 балл, любой неблагоприятный параметр оценивается 0 баллов. При общей оценке в 5 баллов социальный анамнез считается благополучным. При общей оценке в 4 балла — социальный анамнез с факторами риска. При общей оценке в 3 балла и менее социальный анамнез считается неблагоприятным.

В заключение, касающегося особенностей онтогенеза, выделяют 4 варианта оценки:

—  с неотягощенным анамнезом;

—  с отягощенным биологическим анамнезом;

—  с отягощенным социальным анамнезом;

—  с отягощенным генеалогическим анамнезом.

Оценка физического развития

Под “физическим развитием” в клинической педиатрии понимают динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела) и биологического созревания в том или ином периоде детства. Определение физического развития проводится в следующей последовательности.

1. Оценка наличия или отсутствия резко выраженных конституциональных особенностей телосложения и полового созревания. С этой целью используют ряд показателей, среди которых выделяют:

—  соматометрические — длина туловища, рук, ног, рост сидя, ширина плеч и таза, размеры головы (окружность, высота), окружности плеча, предплечья, бедра, талии;

—  соматоскопические — форма грудной клетки, спины, ног, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложения, эластичности кожи, полового созревания.

Мышечный компонент — оценивается по величине мышечной ткани на конечностях — плечах, бедрах, как в спокойном, так и в напряженном состоянии.

Жировой компонент — определяется по сглаженности костного рельефа, также по величине кожной складки.

Развитие костяка — “узкий” (тонкий), “средний”, “широкий” (массивный).

Форма спины — “Нормальная” (волнистая), “сутулая» и прямая. Отмечаются также искривления позвоночника в переднезаднем направлении — кифоз и лордоз; боковые искривления — сколиозы с указанием их локализации.

Форма грудной клетки определяется при рассмотрении спереди и сбоку. Она может быть плоской, цилиндрической, конической и переходной между ними (цилиндро-уплощенной, цилиндроконической и др.). Отмечаются деформации и асимметрии (куриная, воронкообразная и др.).

Форма ног — нормальная, Х-образная (вальгусная, 1, 2, 3), О-образная (варусная, 1, 2, 3). Оценка формы ног производится в вертикальном положении ребенка, ноги сведены, носки врозь, голова и туловище расположены прямо.

Форма стоп — нормальная, плоская, экскавированная.

 

2. Измерение и взвешивание проводится по общепринятой методике.

Наиболее устойчивым показателем является длина тела (рост). Масса тела — более изменчивый признак, так как колебания ее могут быть значительными как в течение дня (до или после приема пищи), так и на протяжении одного или нескольких месяцев. Третьим обязательным признаком при оценке физического развития является окружность головы и грудной клетки.

Согласно приказа МЗ РФ №60 от14.03.96 г. «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возраста» оценка физического развития на доврачебном этапе (этот этап осуществляет средний медицинский персонал) проводится по региональным стандартам, разработанным на основе шкал регрессий. Использование данных таблиц при ежегодном профилактическом осмотре детей предполагает определение медицинской сестрой следующих вариантов физического развития:

  1. Нормальное физическое развитие (масса тела в пределах нормальных вариантов — отМ-1σR до М+2 σR.
  2. Отклонения в физическом развитии

А) дефицит массы тела (масса тела меньше значений минимального предела «нормы» относительно роста).

Б) избыток массы тела (масса тела больше значений максимального предела «нормы» относительно роста).

В) низкий рост — варианты роста меньше минимальных, указанных в таблице.

В настоящее время в педиатрической практике используют непараметрический или центильный способ оценки физического развития с использованием региональных таблиц центильного типа. У детей подросткового возраста предложены центильные шкалы и номограммы для оценки физического развития. Этот способ дает возможность уловить более ранние и тонкие сдвиги в развитии и питании ребенка при повторных измерениях. Медицинская оценка результатов измерений зависит от положения полученных данных в центильных интервалах (коридорах). В одномоментной оценке к вариантам нормы принято относить измерения, отнесенные к 3-6, а для показателей роста — к 3-7 интервалам. Положение результатов измерений в зоне 2 говорит о “пониженном” показателе, в зоне 1 — о “низком”. Соответственно, положение показателя в зоне 7 (кроме длины тела) говорит о “повышенном” показателе, в 8 — о “высоком”.

При сочетанной оценке длины тела и массы может условно применяться следующая схема.

Схема оценки физического развития

Варианты физического развития

Положение параметров в центильных интервалах

Длина тела

Масса тела

1

Нормальное физическое развитие

3-7

3-6

2

Повышенная масса тела при нормальном значении длины тела

3-7

7

3

Высокая масса тела при нормальном значении длины тела

3-7

8

4

Сниженная масса тела при нормальном значении длины тела

3-7

2

5

Низкая масса тела при нормальном значении длины тела

3-7

1

6

Сниженная длина тела при нормальном значении массы тела

2

3-6

7

Сниженная длина тела при повышенной и высокой массе тела

2

7-8

8

Сниженная длина тела при пониженной и низкой массе тела

2

1-2

9

Высокая длина тела

8

любые значения

10

Низкая длина тела

1

любые значения

 

Положение показателей в зонах 2 и 7 коридоров является основанием для включения ребенка в группу “наблюдения” участкового педиатра и отнесения ко II группе здоровья, положение показателей в зонах 1 и 8 интервалов свидетельствует о необходимости углубленной диагностики возможных заболеваний. Ребенок может быть отнесен так же в группу “наблюдения” в случае, если один из параметров (масса тела или рост) при последующем наблюдении переходит через один центильный интервал, или в группу “диагностики” при переходе одного из параметров через границу двух и более интервалов. При раздельной оценке длина тела может характеризоваться как средняя, пониженная, низкая или высокая, аналогично оценивается масса тела, однако, она может быть и повышенной (7 центильный интервал).

При оценке физического развития недоношенного антропометрические данные ребенка сопоставляются только со стандартными показателями у недоношенных детей (в зависимости от гестационного возраста оцениваются масса, длина тела, окружность головы и груди и массо-ростовой показатель). В динамике наблюдения физическое развитие у родившихся раньше срока детей оценивают по темповым массо-ростовым прибавкам в зависимости от срока гестации и массы тела при рождении.

Для характеристики соотношений массы и длины тела или типа роста рекомендуется индекс стении, рассчитываемый по формуле:

Длина тела (см)

Индекс стении =  ——————————————————

2 х масса тела (кг) + окружность груди (см)

 

По индексу стении выделяют следующие типы роста:

1. Выраженная долихоморфия (выраженное вытягивание)2. Умеренная долихоморфия

3. Мезоморфия

4. Умеренная брахиморфия

5. Выраженная брахиморфия (преимущественно поперечный рост)

— индекс выше 1,35 

—  индекс в интервале 1,35-1,25

—  индекс в интервале 1,25-0,85

—  индекс в интервале 0,85-0,75

—  индекс ниже 0,75

Достоинством индекса стении является его малая зависимость от возраста. Индекс особенно полезен при его использовании в динамике контроля физического развития ребенка. Он позволяет отмечать периодически наступающую смену направлений роста. Выделяют несколько периодов роста ребенка:

—  на первом году жизни идет относительно гармоничное вытягивание;

—    с 1 года до 3 лет – увеличение мышечной массы – период округления

—  с 3 до 7 лет – период первого физиологическое вытягивания

—  7-11 лет – период относительно гармоничного вытягивания

—  12-17 лет – период второго физиологического вытягивания – пубертатный ростовой скачок.

Однако исследования последнего времени свидетельствуют о том, что в процессе нормального роста существует несколько циклов округление-вытяжение. Эти циклы чередуются у мальчиков с интервалом в 2,2 года, у девочек – в 2,1 года. Ускорения роста в 6-7 лет и, особенно, в пубертатном возрасте – наиболее отчетливы.

В любом возрастном периоде констатация вступления ребенка в фазу интенсивного вытягивания должна считаться признаком вероятности снижения физиологической и психической выносливости, повышения риска возникновения заболеваний.

Из числа средовых факторов следует указать, прежде всего, влияние питания (недостаточного или избыточного) на физическое развитие ребенка. Активная физическая нагрузка активирует выделение гормонов роста, стимулирует рост хряща и  остеогенез за счет увеличения мышечной массы. Избыточная вертикальная нагрузка, возникающая при ношении тяжестей, занятиях штангой, тормозит рост. Известно влияние климатический факторов на скорость роста: жаркий климат, условия высокогорья обладают тормозящим влиянием на процессы роста.

У детей существуют регулярные сезонные вариации скорости роста: скорость роста возрастает весной и замедляется осенью. Кроме того, существуют и суточные биоритмы скорости роста, которые связаны с выбросом гипофизарного гормона роста. Убедительно доказано, что его выброс в большей степени выражен ночью.

Снижение скорости роста на 1 см ежемесячно приводит к уменьшению массы мозга на 17 грамм.

Различия скорости роста и его окончательных значений зависят и от этнической (расовой) принадлежности. Поэтому для детей старше 3 лет предусмотрены таблицы оценки длины тела относительно высокого и низкого роста. Выбор таблиц зависит от зоны проживания и от этнической принадлежности ребенка.

Оценка уровня физической подготовленности — проводится в ДДУ средним медицинским персоналом, в школе — учителем физкультуры.

Уровень физической подготовленности определяется с дошкольного возраста. Обязательными тестами на определение уровня физической подготовленности являются

—         тест по определению максимальной силы с использованием ручной динамометрии.

—         тесты на определение силовой выносливости — поднимание ног в положении лежа на спине (до 7 лет), подъем туловища за 30 и 60 секунд для девочек с 7 лет и подтягивание на перекладине для мальчиков с 7 лет.

—         Тесты на определение скоростно-силовых качеств — прыжок в длину с места, бросок набивного (медицинского) мяча весом 1 кг двумя руками из-за головы  из исходного положения стоя.

—         Тесты на определение координации движений и  ловкости — ловля мяча, подскоки, прыжки через скакалку.

Согласно приказу №81 от 15.03.02 г., оценка физической подготовленности школьников проводится с использованием пятибалльной шкалы оценок. По результатам двух тестов определяется индекс физической готовности путем вычисления среднеарифметического значения суммы полученных баллов: ИФГ=(Т12):2, где Т1 — баллы за первый тест, Т2 — баллы за второй тест. Индекс нужно округлять в большую сторону.

У девочек исследуют прыжок в длину с места и подъем туловища за 30 сек, у мальчиков — прыжок в длину с места и подтягивание на перекладине.

Если ИФГ менее 3 баллов — физическая подготовленность ниже средней, ИФГ равен трем баллам — физическая подготовленность средняя, ИФГ более 3 баллов — физическая подготовленность выше средней.

Определение биологического возраста ребенка.

Для определения биологической зрелости ребенка необходимо ориентироваться на темп «второй дентации и развитие вторичных половых признаков. Все дети после 10 лет должны иметь оценку полового развития.

Половое развитие участковыми врачами может оцениваться упрощенно с констатацией стадий развития основных вторичных половых признаков (для мальчиков – стадий оволосения лобка и подмышечных впадин; для девочек – стадий развития молочных желез, оволосения подмышечных впадин и лобка) по таблицам Л.И.Улановой. Становление менструальной функции отмечается в заключении только наличием или отсутствием менструаций. При такой системе баллы не подсчитываются.

Развернутая оценка с подсчетом баллов по полной формуле полового созревания, включая стадии становления менструальной функции у девочек, стадии ломки голоса, роста щитовидного хряща и оволосения лица у мальчиков должна проводиться во всех случаях, когда упрощенная оценка приводит к заключению об отставании или опережении полового созревания, а также у больных детей.

Конечный итог оценки можно формулировать в буквенной шкале: «А» – опережение развития; «В» – соответствующее возрасту; «С» – отставание развития вторичных половых признаков.


Оценка параметров нервно-психического развития

Контроль за нервно-психическим развитием проводится, как и оценка физического развития, в эпикризные сроки:

1-й год жизни – 1 раз в месяц

2-й год жизни – 1 раз в квартал

3-й год жизни – 2 раза в год

старше 3 лет – 1 раз в год

Нервно-психическое развитие и степень его гармоничности определяют методом диагностики (только на основании обследования развития умения) по ведущим линиям (показателям) развития и лишь уточняют и дополняют анамнестическими данными. За норму развития ребенка на первом году жизни принимают овладение умениями в пределах ±15 дней от паспортного возраста. Ранним или ускоренным развитием считается, если ребенок овладел умениями в более ранние возрастные сроки. Замедленное развитие констатируется при овладении ребенком умениями в более поздние возрастные сроки. На втором году жизни за нормальное развитие принимается формирование умений в пределах квартала; на третьем году жизни – в пределах полугодия.

Ведущими линиями нервно-психического развития  на первом году жизни являются:

— новорожденные – 2,5-3 месяца

—  развитие зрительных, слуховых реакций

—  развитие положительных эмоций

— движения общие

2,5-3 месяца – 5-6 месяцев

—  развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций

—  движения общие

—  движения руки

—  подготовительные этапы активной речи (гуление)

5-6 месяцев – 12 месяцев

—  общие движения

—  движения руки

—  активная речь

—  понимаемая речь

—  навыки

2-й год жизни

—  речь активная

—  речь понимаемая

—  сенсорное развитие

—  игра и действие с предметами

—  движения общие

—  навыки

3-й год жизни

—  речь активная (грамматика и вопросы)

—  сенсорное развитие

—  игра

—  движения

—  навыки

 

Для определения уровня развития детей до 3 лет разработана количественно-качественная градация, позволяющая объективно оценить развитие каждого ребенка (таблица 27).

Количественная оценка нервно-психического развития детей 0-3лет

Группы развития

Характеристика группы

I

1. Опережение:-  на 1 эпикризный срок – ускоренное развитие

—  на 2 эпикризных срока – высокое развитие

 

—  гармоничное (опережение на одинаковое количество эпикризных сроков)

—  негармоничное (опережение на разное количество эпикризных сроков)

 

2. Нормальное развитие

II

Отставание на 1 эпикризный срок1 степень – по 1-2 показателям

2 степень – по 3-4 показателям

3 степень – по большинству или всем показателям

 

—  гармоничное

—  негармоничное

III

Отставание на 2 эпикризных срока1 степень – по 1-2 показателям

2 степень – по 3-4 показателям

3 степень – по большинству или всем показателям

 

—  гармоничное

—  негармоничное

IV

Отставание на 3 эпикризных срока1 степень – по 1-2 показателям

2 степень – по 3-4 показателям

3 степень – по большинству или всем показателям

 

—   гармоничное

—   негармоничное

V

Отставание на 4 эпикризных срока1 степень – по 1-2 показателям

2 степень – по 3-4 показателям

3 степень – по большинству или всем показателям

 

—   гармоничное

—   негармоничное

Дети, отнесенные в IV группу, должны расцениваться как имеющие пограничное с патологией состояние; дети, отнесенные в V группу нервно-психического развития, как дети с патологией.

В возрасте 3-7 лет ведущими линиями

нервно-психического развития являются:

—  моторика, развитие и зрительная координация – равновесие при ходьбе, статическое равновесие, прыжок;

—  развитие речи – звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов;

—  познавательная деятельность – количество, счет, величина, ориентировка в пространстве и времени, ощущение цвета, конструирование, формирование общения;

—  социально-культурное развитие – культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, трудолюбие, игровая деятельность, взаимоотношения с окружающими;

—  психическое здоровье.

Показатели психического здоровья детей раннего

и дошкольного возраста

1. Эмоциональный статус.

1.1.  Преобладающее эмоциональное состояние (для детей первого года жизни): положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное.

1.2.  Настроение (для детей 2-6 годов жизни):

а) бодрое, жизнерадостное (положительно относится к окружающим; с интересом, активно играет; дружелюбен; реакции эмоционально окрашены; часто (и адекватно) улыбается, смеется; охотно контактирует с окружающими, нет страхов);

б) спокойное (положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее окрашены, чем при бодром настроении, менее контактен с окружающими или контактирует по своей инициативе);

в) раздражительное, возбужденное (плаксивость, раздражительность, неадекватно относится к окружающим, может быть бездеятелен или деятельность неустойчива, может вступать в конфликты, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты);

г) подавленное (вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен, замкнут, грустен, может тихо долго плакать);

д) неустойчивое (может быть весел, засмеяться и быстро заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, быстро переходить от одного настроения к другому);

е) страхи (боится темноты, животных и т.д.).

2. Вегетативный статус.

2.1.  Сон

а) засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное);

б) характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный);

в) длительность сна (укороченный, длительный, соответствует возрасту).

2.2.  Аппетит: хороший, неустойчивый, плохой, повышенный, избирательный, отказ от пищи, много нелюбимых блюд, продуктов, отказ от еды в дошкольном учреждении, не умеет жевать, ест очень медленно, сосет пищу.

2.3.  Характер бодрствования: активный, пассивный.

2.4.  Боли, не связанные с определенными заболеваниями (кардиалгии, боли в животе и др.).

2.5.  Потливость (повышенная): общая или рук, ног; постоянная или в минуты волнения.

  1. Психомоторная стабильность — наличие или отсутствие энуреза и/или энкопреза. При их наличии – ночной, дневной; постоянно или в связи с ситуацией.
  2. 4.        Особенности личности и индивидуальные особенности.

4.1.     Взаимоотношения со взрослыми, детьми (положительные, отрицательные, отсутствие отношений, инициативные, ответные)

а) контактен, доброжелателен, агрессивен, груб, не понимает дистанции в общении со взрослыми, жесток в обращении с другими детьми, животными;

б) ласков, навязчив, любознателен, интересуется окружающим, инициативен в деятельности, стремится к получению результатов, легко обучаем;

в) нелюбознателен, безынициативен, деятельность неустойчивая.

4.2.  Моторика, эмоции

а) подвижен, уравновешен, вынослив;

б) неуравновешен, вял, легко утомляется, возбудим;

в) двигательная расторможенность (прыгает на месте без цели, если волнуется, не может усидеть на месте, много лишних движений);

г) шумный, очень много говорит, возбужденный;

д) медлителен, заторможен, долго убирает игрушки, одевается и т.д.

4.3.  Отрицательные привычки: раскачивается, злостно сосет пустышку, теребит одежду, теребит или выдергивает волосы, облизывает губы, грызет ногти, сосет палец, наморщивает нос или лоб, имеет нервные тики, часто мигает, онанирует.

 

Психическое здоровье оценивают как «без отклонений», если все параметры имеют положительную характеристику.

Оценку «незначительные отклонения» дают, если один, несколько или все параметры имеют отрицательную характеристику, но при этом известны причины (острое заболевание, вакцинация, стрессовая ситуация и т.д.); длительность отклонений не более 2 месяцев и представляется возможной медико-педагогическая коррекция.

Оценку «психическое здоровье с отклонениями» дают, если один, несколько или все показатели имеют отрицательную характеристику, неизвестны или есть постоянно действующие причины (врожденная патология, хроническое заболевание и др.); длительность отклонений более 2-3 месяцев, медико-педагогическая коррекция представляется затруднительной, необходимо дополнительное обследование и специальное длительное лечение.

Как известно, выделяют 4 этапа формирования психического здоровья:

1. Соматовегетативный этап — первые два года жизни. Зрелыми в этом периоде являются механизмы гомеостаза, сохраняющие нормальные отношения со средой. В первую очередь созревают механизмы, связанные с лимбической областью мозга и регулирующие инстинктивную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей в пище, воде, терморегуляции и др. Вскоре к ним подключаются механизмы, отвечающие за эмоциональные отношения. При предъявлении повышенных требований к действующим механизмам происходит их срыв. Например, избыточное питание может извратить пищевой инстинкт, а инфекции — нарушить терморегуляцию и вегетативные функции, что на последующих этапах может привести к аномалиям формирования более сложных систем, к задержке развития и даже к дизонтогенезу.

  1. Психомоторный (сенсорный) этап — 3-6 годы жизни, в течение которого на первый план выступает двигательная активность. Она является основной характеристикой ребенка от 2 до 6 лет. Мозг ребенка в данный период может форсировать огромный объем информации с первого предъявления, резко возрастает роль второй сигнальной системы. Число используемых фраз и их вариаций неуклонно растет, хотя смысловое значение их для ребенка остается недостаточно понятным. В этот период формируется мимическая выразительность, склонность к подражанию деятельности окружающих, пластичность и автоматизм в движениях, навыки первых трудовых актов, направленных на самообслуживание и помощь взрослым. Чем активней  используется инициатива ребенка в данный период, тем больше оснований ожидать от него в дальнейшем целенаправленной деятельности: аккуратность, самодисциплина станут устойчивой характеристикой личности в будущем. Ограничение активности, стремление одеть, накормить могут привести к задержке развития речи, пассивности, эгоцентризму, неприспособленности при решении простейших жизненных задач.
  2. Этап формирования стабильного эмоционального фона, дифференциации и индивидуализирования чувственной сферы характерен для детей 7-10 лет, когда у них появляются стабильные эмоциональные привязанности, эстетические представления, развиваются те или иные наклонности. В этом возрасте дети особенно впечатлительны, легко ранимы.
  3. Аффективно-идеаторный этап — наступает у детей в возрасте 11-12 лет, продолжаясь на протяжении всей жизни. Наряду с завершением формирования аффективной сферы на данном этапе формируются абстрактно-логические конструкции, ценность установки, происходит половое созревание, усиливается влечение. Отмечается стремление подростков к независимости, самостоятельности в решении вопросов, касающихся собственной личности.

 

Переход одного этапа в другой, как известно, сопровождается повышенной чувствительностью и ранимостью психики ребенка, т.е. возрастными кризисами. Так как периодов 4, то между ними выделяют 3 возрастных криза.

В период первого (от 2 до 4 лет) неблагоприятное воздействие внешней среды и нарушение внутренней регуляции может привести к срыву соматических и вегетативных механизмов, к задержке развития моторных функций и речи, нарушению сна, инстинктивной деятельности, закономерности формирования последующих этапов развития психики.

В период второго возрастного криза (7-8 лет) вредные воздействия могут привести к двигательной расторможенности, задержке и дефектам развития речи, заиканию (нередкой формой реакции на новую ситуацию является избирательный мутизм). Следует отметить, что повышенная двигательная активность у ребенка после 7 лет является сигналом задержки развития, ибо она не всегда носит целенаправленный характер, обычно сопровождается недифференцированными эмоциональными реакциями, отсутствием у ребенка чувственной привязанности.

В период третьего возрастного (пубертантного) криза, который совпадает с половым созреванием, наибольшее значение имеют раздражители чувственного плана. Поэтому, в коррекции поведения ребенка решающую роль играют не рационально-логические требования, а воздействия на его чувственные механизмы восприятия и познавания мира.

В целом, при оценке нервно-психического развития детей старше 3 лет оно расценивается как соответствующее норме или с отклонениями.

Уровень резистентности организма

Для определения степени резистентности предлагается использовать подсчет кратности любых острых заболеваний у детей на протяжении одного года жизни. Резистентность может быть

высокой — при кратности острых заболеваний до 3 раз в год
сниженной — при кратности острых заболеваний 4-7 раз в год
резко сниженной — при кратности заболеваний 8 и более раз в год

Однако, учитывая анатомо-физиологические особенности детского организма и асинхронность созревания иммунной системы, рекомендованы возрастные критерии для определения групп часто болеющих детей.

Возрастные критерии резистентности

для выявления часто болеющих детей

Возраст

Кратность острых и обострений хронических заболеваний в год

1 год

4 и более

2-3 годы

6 и более

4 год

5 и более

5-6 годы

4 и более

6 лет и более

3 и более

Так, если ребенок на первом году жизни перенес 5 острых заболеваний, он может быть отнесен в группу часто болеющих детей.

Кроме того, учитывая, что среди острых заболеваний у детей 62,7% приходится на рецидивы респираторно-вирусной инфекции, рекомендуется определять индекс рецидивности (ИР), который определяется как отношение числа заболеваний на число месяцев жизни с начала рецидивирования респираторного заболевания (с момента взятия на диспансерный учет) и выражается в процентах.

В зависимости от величины индекса выделяют три группы часто болеющих детей:

—  относительно часто болеющие дети – ИР=33-40%

—  часто болеющие дети – ИР=41-50%

—  очень часто болеющие дети – ИР>50%.

Дети с ИР>50%, т.е. дети, болеющие в среднем 1 раз в 2 месяца и чаще, требуют принятия неотложных диагностических и лечебно-профилактических мероприятий с целью снижения индекса рецидивности.

Для детей первого года жизни при оценке резистентности организма может быть использован количественный показатель – индекс острой заболеваемости, который характеризует резистентность этого контингента детей на каждый месяц жизни. Он рассчитывается путем отношения количества острый заболеваний к возрасту ребенка в месяцах и сравнивается с нормативными показателями (таблица 30).

Если индекс превышает указанную в таблице величину, резистентность организма считается сниженной.

Индекс острой заболеваемости детей первого года жизни

Возраст, месяцы

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

0,66

0,58

0,40

0,46

0,31

0,29

0,35

0,24

0,35

0,24

0,20

Пример. Ребенок 7 месяцев 3 раза болел ОРВИ. Индекс острой заболеваемости равен 0,43. Следовательно, резистентность у данного ребенка снижена.

Функциональное состояние детского организма

Этот критерий, характеризующий здоровье, определяется сравнением показателей основных функциональных систем организма (частота сердечных сокращений, частота дыхания, уровень артериального давления, содержание гемоглобина и др.) с нормативными параметрами. Исходя из этого, функциональное состояние организма может быть

—  нормальным – функциональные показатели соответствуют возрастным нормам

—  ухудшенным – один или несколько показателей соответствуют верхней или нижней границе нормы

—  плохим – функциональные показатели резко отличаются от возрастных нормативов.

Хронические заболевания и пороки развития

Заболевания и пороки развития определяют во время осмотра педиатром или врачом-специалистом. Состояние ребенка оценивают как «здоров», «пограничное состояние» или «болен».

*     Таким образом, использование указанных выше критериев позволяет комплексно оценить состояние здоровья ребенка. Ни один критерий в отдельности, несмотря на свою высокую информативность, не может характеризовать состояние здоровья.

Всех детей можно распределить по группам здоровья (в настоящее время принято говорить о медико-социальных группах), выделяя группы высокого риска по формированию стойких отклонений в здоровье, хронической патологии.

Еще в 1965 году Институтом гигиены детей и подростков МЗ СССР была предложена оценка здоровья детей по 5 группам, которые всем Вам хорошо известны.

ОТЗЫВЫ
avatar
Харитонов Александр, 8 ноября в 20:54

Отличная статья. Системно, всё по полочкам разложено. Читать приятно. Только вот объём несколько смущает — не разбить ли её на несколько более мелких статей?

avatar
Авдеев Артем, 26 января в 16:49

Всегда хочется, чтобы твой ребенок был здоров и "попадал" под все медицинские нормы. Помочь в этом могут родители, развивая ребенка, общаясь с ним каждый день.

avatar
Ирина, 14 мая в 06:16

Я своего малыша постоянно вожу на обследование, чтобы быть в курсе его здоровья

ДОБАВИТЬ ОТЗЫВ