Организация взаимодействия Всероссийской службы медицины катастроф — Медицинский журнал
Медицина как призвание

Организация взаимодействия Всероссийской службы медицины катастроф

Важным элементом управления службой медицины катастроф в различные пе­риоды ее деятельности является организация взаимодействия.

Всероссийская служба медицины катастроф, с одной стороны, является подсис­темой РСЧС, а с другой стороны, функционально объединяет службы медицины ка­тастроф Минздрава, Минобороны России, силы и средства других министерств и ве­домств, принимающих участие в соответствии с возложенными на них обязанностя­ми в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Это означает, что успешное выполнение задач службы возможно лишь при условии тесного оперативного и эф­фективного взаимодействия с другими подсистемами РСЧС и между органами управ­ления, учреждениями и формированиями, входящими в ВСМК.

Взаимодействие ВСМК представляет собой систему согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту, времени, способам и объему меро­приятий по подготовке органов управления, формирований и учреждений службы различной подчиненности к прогнозированию и оценке обстановки в ЧС; снижению тяжести медико-санитарных последствий ЧС; планированию и осуществлению медико-санитарного обеспечения населения в ЧС; управлению силами и средствами при ликвидации последствий ЧС.

Взаимодействие осуществляется на основе следующих принципов:

  • единство государственной политики в области предупреждения и ликвида­ции ЧС, охраны здоровья населения и профилактики заболеваний;

  • приоритет сохранения жизни и здоровья населения при возникновении и ли­квидации ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями, катастрофами,
    эпидемиями;

  • единые подходы и критерии при прогнозировании и оценке медико-санитар­ной обстановки в различных ситуациях, учете возможностей аварийно-спаса­тельных и медицинских подразделений, формирований и учреждений.

Основными участниками (сторонами) взаимодействия ВСМК являются ее орга­ны управления, формирования и учреждения на федеральном, региональном, терри­ториальном, местном и объектовом уровнях. Цели и принципы взаимодействия меж­ду ВСМК и РСЧС и между органами управления, формированиями и учреждениями ВСМК практически одинаковы. Однако конкретные мероприятия по взаимодействию в этих двух направлениях отличаются.

В организации взаимодействия органов управления, формирований и учрежде­ний ВСМК участвуют:

от Минздрава России

  • па федеральном уровне Минздрав России, ВЦМК «Защита», Департамент
    Госсанэпиднадзора, Федеральное управление «Медбиоэкстрем»;

  • на региональном уровне представители Минздрава России в Федеральном
    округе, филиалы ВЦМК «Защита» (РЦМК);

  • на территориальном уровне — руководители органов управления здраво­
    охранением субъектов Российской Федерации, территориальные центры ме­дицины катастроф;

  • на местном (объектовом) уровне руководители органов здравоохранения,
    органов местного самоуправления (учреждений здравоохранения), штабов
    (где они создаются); руководство станций (подстанций) скорой медицинской
    помощи; специально назначенные лица по делам ГОЧС;

от Минобороны России

  • на федеральном уровне — Главное военное медицинское управление Мин­
    обороны России, Всеармейский центр медицины катастроф;

  • на региональном уровне медицинские службы (орган управления) военных
    округов (флотов);

  • на территориальном уровне медицинские службы (орган управления) во­енных округов (флотов) по месту их дислокации и начальники медицинских
    служб гарнизонов;

  • на местном уровне начальники медицинских служб гарнизонов;

от МВД России

  • на федеральном уровне Медицинское управление МВД России;

  • на региональном уровне управления медицинской службы округов МВД России;

  • на территориальном уровне управления медицинской службы по месту
    их дислокации;

  • в остальных субъектах Российской Федерации и на местном уровне медицинские службы управлений (отделов) МВД России;

от МПС России

  • на федеральном уровне Департамент здравоохранения МПС России;

  • на региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях соответствующие органы управления врачебно-санитарной службы и учрежде­ний здравоохранения МПС России;

от Российской Академии медицинских наук

на федеральном, территориальном и местном уровнях ее соответствую­щие органы управления и учреждения (организации);

от Российского Общества Красного Креста

  • на федеральном уровне Центральный комитет Красного Креста;

  • па региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях со­ответствующие комитеты Красного Креста (Полумесяца).

На всех уровнях соответствующие органы управления организуют взаимодействие с учреждениями и предприятиями снабжения медицинским имуществом и техникой,

Взаимодействие органов управления, формирований и учреждений ВСМК орга­низуется и осуществляется на каждом уровне в соответствии с Планом медико-сани­тарного обеспечения населения в ЧС.

Координация подготовки и взаимодействия органов управления, а также ис­пользования формирований и учреждений ВСМК возлагается на службу медицины катастроф Минздрава России.

Совместные усилия взаимодействующих сторон направлены на решение сле­дующих задач:

  • организацию постоянного медико-санитарного наблюдения за потенциально
    опасными в плане возникновения ЧС объектами, проведение комплекса ме­роприятий по недопущению или снижению тяжести медико-санитарных по­
    следствий возможных ЧС;

  • своевременное и четкое планирование медико-санитарного обеспечения при
    ликвидации последствий ЧС;


  • оперативное обеспечение информацией о возникновении ЧС, их медико-са­нитарных последствиях, изменениях медицинской и санитарно-эпидемиоло­гической обстановки, наличии и создании органов управления, формирований и учреждений ВСМК;

  • поддержание высокой готовности органов управления, формирований и уч­реждений ВСМК;

  • обеспечение постоянной, устойчивой связи органов управления, формирова­ний и учреждений ВСМК;

  • своевременное принятие и оперативная реализация оптимальных решений по
    выдвижению в зону ЧС формирований взаимодействующих сторон, их эф­фективному использованию при проведении лечебно-эвакуационных, сани­
    тарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также по
    обеспечению медицинским имуществом;

  • создание и четкое ведение единых учетно-отчетных документов;

  • решение вопросов финансового и материально-технического обеспечения;

  • сохранение здоровья личного состава аварийно-спасательных подразделе­ний, формирований и учреждений, а также населения, участвующего в лик­видации последствий ЧС.

Взаимодействие сторон в области предупреждения и ликвидации медико-сани­тарных последствий ЧС включает следующие мероприятия:

  • разработку и внедрение в практику здравоохранения единой доктрины под­готовки и использования сил и средств здравоохранения, организации и про­ведения комплекса лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и про­тивоэпидемических мероприятий в ЧС;

  • четкое определение конкретных задач всех взаимодействующих органов
    управления, формирований и учреждений и организация их решения на дан­ном уровне ВСМК и в конкретных ЧС;

  • совместное участие в разработке нормативно-правовых и руководящих документов;

  • подготовку группировок сил и средств к проведению лечебно-эвакуацион­ных мероприятий, а также специализированных формирований госсанэпидслужбы для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических
    мероприятий в зонах ЧС;

  • обмен информацией о складывающейся медицинской и санитарно-эпидемиологической обстановке;

  • организацию мероприятий по поддержанию санитарно-эпидемиологического
    благополучия населения в зоне ЧС;

  • доукомплектование формирований, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

  • создание системы управления, организацию оповещения и всестороннего
    обеспечения органов управления, формирований и учреждений ВСМК;

  • проведение совместных тренировок (учений) по проверке реальности пла­нов, подготовке органов управления, формирований и учреждений ВСМК;

  • совместную разработку и постоянное уточнение вопросов взаимодействия
    планов медико-санитарного обеспечения населения в ЧС;

  • взаимный обмен информацией по вопросам предупреждения и ликвидации
    медико-санитарных последствий ЧС, относящейся к компетенции взаимодействующих сторон;

  • совместную разработку содержания и методов специальной подготовки лич­ного состава органов управления, формирований и учреждений ВСМК;

  • участие в подготовке населения по оказанию первой медицинской помощи в ЧС;

  • координацию научных исследований по организации ВСМК, ее подготовке и
    деятельности, совершенствованию взаимодействия сторон, вопросам медицин­ской защиты населения и личного состава аварийно-спасательных формирова­ний, совершенствованию оснащения формирований и учреждений службы;

  • обмен опытом, участие в конференциях, семинарах по проблемам предупре­ждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Взаимодействие органов управления, формирований и учреждений ВСМК орга­низуется на федеральном, региональном и территориальном уровнях межведомствен­ными координационными комиссиями ВСМК, на местном уровне — руководителем органа здравоохранения, на объектовом уровне — руководителем учреждения здраво­охранения.

Предложения по организации взаимодействия, как правило, включаются в рас­поряжения о планировании медико-санитарного обеспечения населения, разработке плана работы (действий) формирования (учреждения) при возникновении ЧС. Они должны содержать: краткие выводы по оценке обстановки, отражающие условия ме­дико-санитарного обеспечения в вероятных ЧС (содержание, объем и организацию мероприятий, которые предстоит выполнить, потребность в силах и средствах); пере­чень органов управления, формирований и учреждений, с которыми следует органи­зовать взаимодействие; задачи каждого из участников взаимодействия (содержание и объем мероприятий, возлагаемых на них, сроки и принципиальные рекомендации по их выполнению); организацию контроля.

Основные положения по организации взаимодействия органов управления, фор­мирований и учреждений ВСМК, участвующих в предупреждении и ликвидации ме­дико-санитарных последствий ЧС, отражаются в соответствующих разделах плана

медико-санитарного обеспечения населения в ЧС, разрабатываемого на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. При необходимо­сти разрабатываются отдельные планы взаимодействия.

В отдельных формированиях и учреждениях ВСМК разрабатываются таблицы взаимодействия. Выписки из плана (таблицы), касающиеся участников взаимодейст­вия и обеспечивающие успешное выполнение возлагаемых на них задач, в письмен­ном виде доводятся до всех участников взаимодействия.

ДОБАВИТЬ ОТЗЫВ