Правовой статус фельдшера скорой медицинской помощи в аспекте обеспечения права пациента на автономию — Медицинский журнал
Медицина как призвание

Правовой статус фельдшера скорой медицинской помощи в аспекте обеспечения права пациента на автономию

фельдшер

фельдшер

Согласно действующему приказу Министерства здравоохранения РФ от 26.03.1999 г. № 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению», основными задачами службы  скорой медицинской помощи в настоящее время являются:

  • оказание больным и пострадавшим доврачебной медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма,
  • доставка их в кратчайшие сроки в стационар для оказания  квалифицированной и специализированной медицинской помощи.

Такая постановка задач позволяет широко привлекать к обеспечению   скорой медицинской помощи  фельдшерские бригады, делегируя им значительную часть функций и ответственности, обычно свойственные врачебному персоналу.  Как результат, можно констатировать, что современное соотношение бригад скорой медицинской помощи характеризуется преобладанием фельдшерских коллективов. Так, согласно отчетным данным Минздравсоцразвития РФ, в 2007 году в структуре службы доля фельдшерских бригад составила 56,0%.

Целью нашего исследования явилось определение степени юридических правомочий фельдшера скорой медицинской помощи, в том числе  в вопросе реализации права пациента на информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства.

Для реализации данной цели нами были поставлены задачи:

  1. провести анализ современных нормативных документов, регламентирующих правовой статус фельдшера скорой медицинской помощи;
  2. исследовать современную нормативную базу по вопросу реализации права пациента на автономию при оказании ему скорой медицинской помощи, в том числе и сотрудниками фельдшерской бригады.

Нормативными документами уровень базовой подготовки фельдшера определен как соответствующий среднему специальному образованию. Однако, несмотря на аналогичность уровня образования, должностные обязанности фельдшера и медицинской сестры имеют существенные отличия.  Так, согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 6 ноября 2009 г. N 869 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» объем полномочий фельдшера существенно шире, чем у медицинской сестры. Принципиальным отличием работы фельдшера является делегирование ему права самостоятельного решения по вопросам оказания медицинской помощи пациенту. Более того, в ряде ситуаций фельдшер правомочен принять на себя  некоторые функции, соответствующие статусу должностного лица (например, при выдаче листка нетрудоспособности).

Объем прав и обязанностей фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи регламентирован Приложением 10 приказа Министерства здравоохранения РФ от 26.03.1999 г. № 100. Согласно данному документу, при выполнении обязанностей по оказанию скорой медицинской помощи в составе фельдшерской бригады фельдшер является ответственным исполнителем всей работы, как организационной, так и лечебно-диагностической. В его обязанности, в том числе входит:

— обеспечение своевременности выезда и прибытия бригады,

— осуществление транспортировки больного,

— проведение лечебных и диагностических мероприятий,

— обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия,

— контроль за использованием медикаментов и аппаратуры,

— ведение необходимой документации.

Этим же положением установлено, что фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи в установленном законодательством порядке несет ответственность:

  • за осуществляемую профессиональную деятельность в соответствии с утвержденными отраслевыми нормами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала скорой медицинской помощи;
  • за противоправные действия или бездействие, повлекшие за собой ущерб здоровью пациента или его смерть.

Таким образом, современная нормативная база, наделив фельдшера скорой медицинской помощи широкими полномочиями, вместе с тем возложила на него и высокую степень ответственности (дисциплинарной, гражданско-правовой и уголовной) на случай нарушений в действиях фельдшерской бригады.

Одним из направлений, входящих в комлекс юридического сопровождения  деятельности бригады скорой медицинской помощи, является необходимость  реализации права пациента на информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства.


Информированное добровольное согласие гражданина, согласно ст. 30, 32  ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (далее – Основы законодательства) является необходимым предварительным условием медицинского вмешательства. В приказ Министерства здравоохранения РФ от 26.03.1999 г. № 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению», регламентирующий действия сотрудников станции скорой медицинской помощи, указания на необходимость оформления согласия пациента к сожалению включены не были. В результате на протяжении шестнадцати лет с момента принятия Основ законодательства, вопрос о порядке реализации права пациента скорой медицинской помощи на информированное добровольное согласие решался преимущественно на уровне руководителей лечебно-профилактических учреждений. Этот пробел был восполнен приказом Минздравсоцразвития РФ от 02.12.2009 № 942 «Об утверждении статистического инструментария  станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи», которым утверждена Карта вызова (уч. ф. 110 у),  п. 29, содержащая краткую форму информированного добровольного согласия пациента.     Принципиальным моментом, в аспекте рассматриваемого вопроса, является отсутствие в ст. 32 Основ законодательства каких-либо ограничений, исключающих участие фельдшера при  оформлении пациентом информированного добровольного согласия. Поэтому положение п. 29 Карты вызова, в котором определено, что согласие пациента должно быть подписано медицинским работником, предоставившим информацию и получившим согласие на вмешательство, вполне законно и логично, а фельдшер, являющийся ответственным исполнителем всей работы фельдшерской бригады, правомочен и обязан оформить и подписать со стороны ЛПУ информированное добровольное согласие пациента.

Другой составляющей права пациента на автономию, является его право, в соответствии со ст. 34 Основ законодательства, на отказ от предлагаемого медицинского вмешательства. Таким образом,  пациент скорой медицинской помощи, вызвавший бригаду, при прибытии медицинских работников, имеет право отказаться как от конкретного вида вмешательства или возможной госпитализации, так и от оказания медицинской помощи в целом.  Приказ  МЗ РФ от 26.03.1999 г. № 100 определяет порядок оформления отказа пациента в рекомендательной форме: «Врач выездной бригады скорой медицинской помощи имеет право в случае отказа больного от медицинской помощи и госпитализации предложить ему, а при его недееспособности — законным представителям или родственникам подтвердить отказ письменно в «Карте вызова».  Представленная формулировка подзаконного акта, является, на наш взгляд, абсолютно не корректной, противоречащей ст. 33 Основ, дающей жесткое указание на необходимость оформления отказа пациента в письменной форме. В случае возникновения конфликтных ситуаций, сотрудник скорой медицинской помощи, не оформивший должным образом отказ пациента, оказывается полностью незащищенным от любого вида ответственности.

В соответствии с Законом, оформить отказ от медицинского вмешательства правомочен медицинский работник любого уровня. Выход приказа Минздравсоцразвития РФ от 02.12.2009 № 942 полностью разъяснил ситуацию, наделив руководителя фельдшерской бригады полномочиями для оформления отказа  пациента в Карте вызова.

Таким образом, проведенный нами анализ  показал, что современная нормативная база, включающая Федеральный Закон и подзаконные акты, достаточно полно регламентирует должностные обязанности, правомочия и возможные виды ответственности фельдшера скорой медицинской помощи, поднимая его юридический статус до врачебного уровня. Данное положение  необходимо для решения тех задач, которые в настоящее время поставлены перед службой скорой медицинской помощи.

В соответствии с данными полномочиями, фельдшер выездной бригады обязан обеспечить, в том числе, и реализацию гарантированных законом прав пациента на информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства. Современные подзаконные акты четко определяют форму информированного добровольного согласия и отказа пациента от медицинского вмешательства.

Однако, наряду с четкими требованиями письменного оформления информированного добровольного согласия пациента, в современной нормативной базе отсутствует такая же четкость в отношении обязательности письменного оформления отказа пациента от медицинского вмешательства. С целью обеспечения правовой защищенности сотрудников скорой медицинской помощи при возможных конфликтных ситуациях, считаем необходимым в кратчайшее время устранить данную недоработку на уровне подзаконных актов.

ДОБАВИТЬ ОТЗЫВ