Роль среднего медицинского работника в реализации прав пациента-ребенка в условиях центральной районной больницы — Медицинский журнал
Медицина как призвание

Роль среднего медицинского работника в реализации прав пациента-ребенка в условиях центральной районной больницы

медицинская сестра

медицинская сестра

Активизация научно-практических исследований соблюдения этических и правовых норм в педиатрии обусловлена, с одной стороны,  неразработанностью практических методов, способствующих разрешению этических проблем и противоречий в правовом обеспечении детского населения, возникающих во взаимоотношениях между медицинскими работниками, больным ребенком и его родителями; и, с другой,  недостаточной  информированностью всех участников медицинского вмешательства по вопросам защиты прав пациентов-детей.

Сегодня вопросы соблюдения прав ребенка-пациента являются центральными среди множества важных морально-этических  и правовых проблем, с которыми сталкиваются медицинской сестры педиатрического профиля в повседневной практике.

Цель настоящего исследования: изучить уровень знаний этических и правовых норм оказания медицинской помощи детям и мнений родителей пациентов и медицинских сестер о их соблюдении в условиях центральной районной больницы.

Методом анонимного анкетирования проведен опрос 39 матерей, находящихся на стационарном лечении с детьми в педиатрическом отделении центральной районной больницы г.Мамадыш (Республика Татарстан) и 21 медицинской сестры, работающей в детской консультации и педиатрическом отделении ЦРБ. Следует отметить, что все медицинские сестры педиатрического профиля, принявшие участие в исследовании, входили в возрастную группу от 31 до 45 лет и имели высшую квалификационную категорию по специальности «Сестринское дело в педиатрии».

Исследование показало, что только менее четверти опрошенных матерей (23%) считают, что имеют достаточную информацию, касающуюся нормативно-правовых документов, защищающих права ребенка. Уровень знаний матерей о правах пациента можно оценить как низкий. Среди ответов на вопрос: «О каких правах пациентов Вы знаете?» они чаще всего выбирали ответы: «на отказ от медицинского вмешательства» (77,0%), «на сохранение врачебной тайны» (69,2%). О праве на получение полной и достоверной информации о здоровье ребенка знают лишь 46,2% опрошенных.

Несмотря на то, что 61,5% матерей указывают на то, что они информированы о своем праве в интересах ребенка находиться с ним в стационаре, 92,2% считают, что это возможно лишь до 7 лет. То есть на практике, по-прежнему, живучи устаревшие ведомственные ограничения доступа родителей в детские больницы.

Наименьшая информированность матерей отмечается: о праве на выбор врача (7,6%), на облегчение боли (15,4%), на консультацию у другого специалиста (30,7%). Каждая четвертая призналась, что не знает ни о каких правах пациента.

Точно указывают возраст (15 лет), с которого ребенок имеет право на неразглашение информации о его здоровье третьим лицам, включая родителей, менее трети опрошенных (30,8%), на то, что он имеет право самостоятельно принимать решение о медицинском вмешательстве – 7,6%

Согласно «Этическому кодексу медицинской сестры России», моральный долг медицинской сестры – информировать пациента о его правах. Однако, несмотря на то, что 48% медицинских сестер, принявших участие в исследовании,  отмечают, что они информируют родителей пациентов об их правах при получении медицинской помощи, опрошенные матери указывают на них, как на источник такой информации, только в 30,8%  случаев. Чаще же всего (61,5%) зна знания получаются случайно —  из средств массовой информации и от знакомых. Со слов матерей, большее внимание уделяется информации об их обязанностях в данном лечебном учреждении.

По нашему мнению, такая картина складывается в результате недостаточной информированности о правах пациента самих медицинских работников. Так, о праве на оказание медицинской помощи ребенку только с согласия родителей до 15 лет знают только 9,5% медицинских сестер, о праве на возмещение ущерба, причиненного в результате  медицинского вмешательства – 52,3%, о праве на облегчение боли – 47,6%, о возрасте с которого медицинские работники обязаны хранить врачебную тайну ребенка даже от родителей – 4,7%. Вместе с тем 76,2% опрошенных медицинских сестер указывают, что они интересуются специальной литературой по медицинскому праву, а 14,6% читают ее регулярно.

По результатам опроса матерей, медицинская сестра в меру своей компетенции полностью информирует их о состоянии здоровья ребенка более чем в половине случаев, о методах обследования и лечения — частично в 25,3% случаев.

Обращает на себя внимание, что только  77% матерей, с их слов, подписывали лист информированного согласия на медицинское вмешательство, хотя и в педиатрическом отделении и в детской консультации имеется  разработанная региональным  органом здравоохранения  в качестве  обязательной примерная форма информированного согласия. Почти каждая третья мать не имеет полного представления о заболевании ребенка, 77% — о его лечении. Следовательно, такое согласие информированным можно назвать весьма условно.

Большинство матерей-участниц нашего исследования (84,6%) считают, что решение о медицинском вмешательстве должно приниматься совместно врачом и родителями, т.е. поддерживают совещательную модель взаимоотношений между ними. Однако каждая  шестая предпочитает возлагать всю ответственность за это на врача, оставляя за собой право на полный контроль за его решениями и действиями.


О том, что самого ребенка нужно информировать о различных аспектах медицинского вмешательства считают большинство матерей: о неприятных и болезненных ощущениях во время него (84,6%), о диагнозе (69,2%), о методах лечения (53,8%). Однако, по мнению 53,8% опрошенных,  получение согласия ребенка (если это возможно в силу возраста или состояния) на обследование и лечение желательно, но необязательно.

Правом отказаться от медицинской помощи ребенку  воспользовались 40,2% матерей. Однако только 75% из них оформляли такой отказ письменно, т.е. каждая четвертая делала это лишь в устной форме. Среди причин отказа чаще всего назывались: вред, который может нанести вмешательство, высокая стоимость процедуры и большая очередь ожидания обследования.

Вместе с тем, не все медицинские сестры (81%) поддерживают право родителей на отказ от медицинского вмешательства. Особенно в ситуациях, когда налицо конфликт интересов между участниками взаимоотношений в триаде медицинский работник — ребенок — его родители, когда их цели и задачи не совпадают, а родители действуют явно во вред своему ребенку.

Тот факт, что практически все медицинские сестры  и лишь две трети врачей отрицают случаи разглашения медицинской тайны свидетельствует о их слабом знании норм права по данному вопросу, так как в рамках существующего законодательства предусмотрены ситуации, когда информация, составляющая врачебную тайну, может быть разглашена.  В то же время, опрос матерей показал, что  только 82% из них уверены в сохранении тайны медицинскими работниками.

Менее половины медицинских сестер, принявших участие в исследовании, знакомы с документами,  регулирующими этические аспекты их профессиональной деятельности, и редко используют в своей работе эти знания, или не используют вообще. Хотя, по свидетельству 95% опрошенных они никогда не нарушали этические принципы медицинского работника, на практике они достаточно часто встречаются с их нарушением со стороны своих коллег.

Несмотря на то, что 77% родителей убеждены в необходимости отстаивания прав ребенка, в случае их нарушения при оказании медицинской помощи 61,5% опрошенных матерей предпочтут самостоятельное решение конфликта без оформления жалобы.

Таким образом, из проведенного исследования мы видим, что при оказании медицинской помощи ребенку в условиях центральной районной больницы имеются факты нарушений прав пациента-ребенка и его родителей. Однако более половины матерей (51,2%) затруднились при ответе на вопрос: «С какими нарушениями прав пациента Вам приходилось встречаться при оказании медицинской помощи ребенку?». А среди отмечаемых нарушений указывались: право на выбор лечебного учреждения (3 матери — 7,6%), право на консультацию у другого врача (2 — 5,2%), право на получение полной и достоверной информации о здоровье ребенка (1 – 2,6%). По-видимому, оной из причин этого можно считать низкую информированность матерей о правах пациента.

В повседневной работе медицинская сестра является основным посредником между больным ребенком, его родителями и врачом, который в силу своей занятости проводит с пациентом гораздо меньше времени. Поэтому основная нагрузка по информированию родителей пациентов об их правах при получении медицинской помощи, конечно же ложится на медицинскую сестру. Однако недостаток собственных знаний не дает ей выполнять данную обязанность квалифицированно.

В ходе исследования выявлена высокая заинтересованность медицинских сестер в повышении своих профессиональных знаний, касающихся вопросов соблюдения прав пациента, ответственности медицинских работников в случае их нарушения и причинения вреда  его здоровью. Учитывая возраст, мы можем предположить, что большинство из средних медицинских работников средней и старшей возрастной категории не получала знаний по биомедицинской этике и медицинскому праву в учебном заведении. Поэтому считаем целесообразным обязательное включение указанных вопросов в циклы усовершенствования и повышения профессиональной квалификации, а также проведение на базе ЦРБ регулярных занятий с медицинским персоналом по ознакомлению с содержанием основных нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы охраны здоровья населения (в том числе и детей).

С целью повышения информированности родителей о правах ребенка-пациента и об их правах в медицинском учреждении после проведенного исследования в Мамадышской центральной районной больнице созданы информационные стенды  и разработаны буклеты с соответствующей тематикой.

Несоблюдение этических норм и нарушение прав пациента является одной из основных причин недовольства работой медицинских работников и неудовлетворенности качеством медицинской помощи в целом. Основным направлением совершенствования организации медицинской помощи детям в условиях центральной районной больницы является повышение уровня знаний медицинских работников по биомедицинской этике с акцентом на права ребенка-пациента и его законных представителей. Это позволит медицинским работникам на должном уровне выполнять свои профессиональные обязанности, повышать эффективность и качество медицинской помощи.

Автор: Штукина Г.Н., медицинская сестра центральной районной  больницы (г. Мамадыш);

Абросимова М.Ю., доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой биомедицинской этики и медицинского права с курсом истории медицины Казанского государственного медицинского университета (г. Казань).

ОТЗЫВЫ
avatar
Serega, 24 июля в 04:43

Я могу сказать, что никогда нас с женой не информировали о наших правах пациента.

avatar
Тимофеев Арсений, 25 июля в 06:04

Поразительно, до чего же большинство из нас безграмотны во всем, что касается наших прав!

avatar
Ваня, 26 июля в 05:06

На профессионализм районных докторов мы и уповаем.

ДОБАВИТЬ ОТЗЫВ