Содержание
- 1 История Пенсионного фонда
- 2 Функции пенсионного фонда сегодня
- 3 Схема структуры ПФР
- 4 Интересное видео
- 5 Государственный пенсионный фонд РФ
- 6 Источники формирования средств пенсионного фонда РФ
- 7 Задачи пенсионного фонда РФ
- 8 Функции пенсионного фонда РФ
- 9 Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России
- 10 Негосударственный пенсионный фонд
- 11 Анализ деятельности юридического отдела ГУ-ОПФР по Белгородской области
Система пенсионного обеспечения в России находится в государственном ведении. Ведущей организацией, которая ответственна за осуществление соответствующих выплат, является Пенсионный фонд России.
Государственные услуги в рамках компетенции ПФР оказываются во всех регионах России. Кроме этого, по линии этой организации пенсию получают граждане иностранных государств, которые, в соответствии с действующим законодательством, имеют право на получение выплат.
Пенсионный фонд назначает денежное содержание не только гражданам преклонного возраста, как это принято думать. Несмотря на то, что на выплату страховых пенсий по старости расходуется большая часть средств фонда, в задачу ПФР входит обеспечение других социально уязвимых категорий граждан – инвалидов и несовершеннолетних, потерявших кормильца.
Как один из крупнейших социальных институтов государства, ПФР имеет разветвленную и сложную структуру, разобраться в которой мы постараемся в рамках этой статьи.
История Пенсионного фонда
1956 год в отечественной истории отмечен знаменитым XX съездом КПСС, где официально был развенчан культ личности Иосифа Сталина, в результате чего были инициированы кардинальные изменения в общественной жизни советского общества. Однако эта дата знаменательна и тем, что с выходом закона «О государственных пенсиях» рабочие и служащие могли рассчитывать на получение ежемесячного денежного пособия по нетрудоспособности в старости.
В то время экономика страны была полностью под контролем государства. Управление организациями и предприятиями на местах осуществлялось в рамках советской плановой доктрины. В этой связи государство, по сути, и было единственным работодателем, поэтому и пенсия выплачивалась за счет бюджета страны.
В конце советской эпохи экономика и система государственного управления оказалась в глубоком кризисе. В этой связи государство дистанцировалось от исполнения своих обязательств в новых условиях. На этом фоне в 1990 году был создан Пенсионный фонд России, который хоть и оставался государственной организацией, однако обладал определенной степенью самостоятельности, а денежные средства, находящиеся в распоряжении ПФР, не входили в состав бюджета какого-либо уровня.
На протяжении последнего десятилетия XX века ПФР испытывал значительные трудности с наполняемостью, однако, по мере улучшения экономической обстановки в стране, пенсионная система стабилизировалась, хотя и активно реформируется, в том числе и в современный период.
Функции пенсионного фонда сегодня
Основной целью ПФР, ради чего и было принято решение о создании фонда, является управление денежными средствами, за счет которых происходит обеспечение пенсионной системы в стране. Это выражается в аккумулировании денежной массы, поступающей в фонд за счет, преимущественно, страховых взносов, и в выплате пенсий гражданам, имеющим на нее право. С этой задачей ПФР справляется и сегодня.
Кроме этого, к функциям этой организации следует отнести:
- администрирование системы персонифицированного учета;
- софинасирование отдельных социальных программ;
- осуществление контроля поступления страховых взносов и надзор за исполнением страхователями их обязанностей по ОПС;
- выдача сертификатов маткапитала и контроль расходования его средств.
Схема структуры ПФР
Большой объем задач, возложенный на эту организацию, и внушительный штат сотрудников обуславливает сложную организационную структуру.
Проще всего ее представить в виде следующей схемы:
Главным распорядительным органом фонда выступает правление. Руководителем с 2008 года занимает Дроздов А. В. Именно председатель утверждает бюджет фонда, а также принимает ключевые решения по вопросам, связанным с функционированием пенсионной системы.
В состав правления также входят заместители председателя. Каждый из них специализируется на отдельных направлениях деятельности ПФР.
Неотъемлемой частью структуры пенсионного фонда является ревизионная комиссия. К ее задаче относится внутренний аудит, в том числе проверка обоснованности расходования бюджета организации.
Информационный центр появился в структуре ПФР совсем недавно – в 2015 году. Его деятельность направлена на сопровождение электронных систем в организации.
Об исполнительной дирекции
Возглавляет исполнительную дирекцию один из заместителей председателя правления ПФР. Это основная структура, которая определяет характер текущей деятельности фонда.
Функциями исполнительной дирекции являются:
- определение бюджета ПФР, анализ его доходной и расходной частей;
- распределение денежных средств по регионам;
- осуществление учета и отчетности, предоставляемой правлению;
- составление прогнозов относительно положения пенсионной системы в целом.
Исполнительная дирекция осуществляет надзорную функцию за деятельностью территориальных органов на местах.
Территориальный аппарат
Территориальные органы Пенсионного фонда имеют иерархическую структуру. В их число входят.
Окружные управления
Всего существует 8 окружных управлений. Их число равняется количеству федеральных округов в стране.Основными их задачами являются:
- надзор за деятельностью региональных отделений
- планирование работы органов ПФР;
- координация деятельности управления на местах;
- осуществление статистического учета на подведомственной территории;
- участие в формировании и подготовке бюджета фонда.
Территориальные отделения
Территориальные отделения осуществляют свою деятельность в конкретном регионе, где они ответственны за:
- администрирование страховых взносов;
- контроль собираемости взносов;
- ведение персонифицированного учета;
- осуществление координации отделов на местах.
Руководства и отделы в города и районах (муниципалитетах)
Именно эти низовые структуры территориального аппарата и осуществляют непосредственную работу с гражданами. В обязанности их сотрудников входит:
- назначение пенсионных выплат, в т. ч. прием соответствующих документов;
- прием заявлений на маткапитал, выдача сертификатов;
- доставка пенсий;
- ведение персонифицированного учета;
- администрирование страховых взносов;
- консультирование по вопросам пенсионного обеспечения;
- обеспечение софинансирования региональных социальных программ.
Пенсионный фонд Российской Федерации является крайне важной и значимой структурой, деятельность которой затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. Для успешной и эффективной работы была разработана эффективная структура, которая, с небольшими изменениями, существует уже практически 30 лет.
Интересное видео
Дополнительную информацию о системе Пенсионного фонда смотрите в видео:
25.01.2019
Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.
Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.
Государственный пенсионный фонд РФ
Пенсионный фонд РФ — целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово — кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.
Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.В
Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения.В Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.
Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.
И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.
Источники формирования средств пенсионного фонда РФ
Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:
— страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:
1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе — организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;
3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);
— средства из федерального бюджета РФ;
— добровольные взносы;
— другие поступления.
Задачи пенсионного фонда РФ
Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:
-
обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;
-
финансирование расходов;
-
капитализацияВ собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;
-
организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;
-
работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;
-
осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.В
Функции пенсионного фонда РФ
К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:
-
Назначение и выплата пенсий;
-
Ведение учета средств, поступающих на счета;
-
Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.
-
Взаимодействие со страхователями и работодателями;
-
Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;
-
Оформление и выдача материнских сертификатов;
-
Выплата средств материнского капитала;
-
Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;
-
Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;
-
Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.
Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России
На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.
Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.
Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:
-
Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.
-
Подать заявление на получение пенсии.
-
Выбрать способ получения пенсии.
-
Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.
-
Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.
-
Оформить справку для предоставления в организации.
Негосударственный пенсионный фонд
Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) — накопить денежные средства на счету налогоплательщика.
Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.
Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.
При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.
Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.
Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
Пенсионный фонд: подробности для бухгалтера
Все термины в†’
Телефон: 8 (495) 987-89-07, 8 (495) 987-89-14
Адрес приема граждан: г. Москва, Славянская пл., д. 4, стр. 1. Консультация посетителей ведется с понедельника по четверг с 9:30 до 17:00 и по пятницам с 9:30 до 16:00.
Адрес для отправки корреспонденции: 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д.4, ГСП-1.
В целях предотвращения распространения новой короновирусной инфекции (2019- nCoV) и в соответствии с Методическими рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.03.2020 по режиму труда органов власти, органов местного самоуправления и организаций с участием государства Пенсионный фонд Российской Федерации сообщает о временном ограничении прохода в Приемную Пенсионного фонда Российской Федерации граждан и представителей организаций для подачи и получения документов в ПФР.
Обращения граждан в Пенсионный фонд Российской Федерации принимаются:
— почтовыми отправлениями по адресу: 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, 4, ГСП-1;
— путем заполнения формы обращения на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации: www.pfrf.ru
При необходимости, документы, адресованные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Вы можете оставить в ящике для приема корреспонденции, установленном при входе в подъезд № 2 по адресу г. Москва, Славянская площадь, д. 4, стр. 1.
Справочные телефоны: 8-495-987-89-07; 8-495-987-89-14.
Для направления обращений в письменном виде: 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 4—>
Зарегистрирован в Минюсте РФ 20 мая 2014 г.
Регистрационный N 32336
В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. N 613 «Вопросы противодействия коррупции»1, Требованиями к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 октября 2013 г. N 530н «О Требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и Требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»2, Правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Перечень должностей в Пенсионном фонде Российской Федерации и его территориальных органах, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Правления ПФР Дроздова А.В.
Председатель А. Дроздов
1Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 28, ст. 3813; N 49, ст. 6399.
2Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2013 г. N 30803.
Перечень должностей в Пенсионном фонде Российской Федерации и его территориальных органах, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации
Раздел I
Руководство ПФР:
Председатель Правления ПФР;
Первый заместитель Председателя Правления ПФР;
заместитель Председателя Правления ПФР.
Раздел II
Исполнительная дирекция ПФР:
Исполнительный директор ПФР;
начальник департамента, управления, отдела (самостоятельного);
заместитель начальника департамента, управления, отдела (самостоятельного);
заместитель главного бухгалтера ПФР — заместитель начальника Департамента казначейства.
Отдельные должности в Исполнительной дирекции ПФР1:
]Административный департамент:
начальник социально-бытового отдела;
начальник отдела по организации и размещению заказов.
Департамент финансового обеспечения системы ПФР:
начальник отдела финансирования системы ПФР.
Департамент казначейства:
начальник отдела планирования и анализа смет доходов и расходов Исполнительной дирекции ПФР.
Департамент общественных связей и взаимодействия со средствами массовой информации:
начальник отдела региональной информационной политики ПФР.
Департамент обеспечения безопасности и внутреннего контроля:
начальник отдела внутреннего контроля.
Раздел III
Ревизионная комиссия ПФР:
председатель Ревизионной комиссии ПФР;
заместитель председателя Ревизионной комиссии ПФР.
Раздел IV
Территориальные органы ПФР:
управляющий отделением ПФР;
начальник главного управления ПФР;
начальник управления ПФР;
начальник отдела ПФР;
начальник центра ПФР.
Отдельные должности в территориальных органах ПФР2:
Отделения ПФР:
заместитель управляющего отделением;
главный бухгалтер — начальник управления (отдела) казначейства;
начальник управления (отдела) организации администрирования страховых взносов и взыскания задолженности;
начальник управления (отдела) организации персонифицированного учета;
начальник управления (отдела) организации назначения и перерасчета пенсии;
начальник бюджетного управления (отдела);
начальник управления (отдела) информационных технологий;
начальник отдела взаимодействия со страхователями, администрирования страховых взносов и взыскания задолженности;
начальник отдела по защите информации;
начальник отдела по размещению заказов;
начальник отдела технических, общесистемных и телекоммуникационных средств;
начальник отдела социальных выплат;
начальник отдела по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей;
начальник юридического отдела;
начальник отдела кадров;
начальник административно-хозяйственного отдела;
начальник отдела капитального строительства и ремонта;
начальник общего отдела;
начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности управления казначейства;
начальник контрольно-ревизионного отдела;
заместитель главного бухгалтера — заместитель начальника управления (отдела) казначейства;
заместитель начальника управления (отдела) информационных технологий;
заместитель начальника бюджетного управления (отдела);
заместитель начальника отдела организации взаимодействия со страхователями;
заместитель начальника юридического отдела;
заместитель начальника отдела кадров;
заместитель начальника отдела по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей;
заместитель начальника отдела по защите информации;
заместитель начальника отдела по размещению заказов;
заместитель начальника отдела технических, общесистемных и телекоммуникационных средств;
заместитель начальника административно-хозяйственного отдела;
заместитель начальника отдела капитального строительства и ремонта;
руководитель группы по кадрам и делопроизводству;
руководитель группы по размещению заказов;
руководитель юридической группы;
главный специалист-эксперт отдела казначейства, главный специалист-эксперт отдела управления казначейства;
главный специалист-эксперт отдела организации назначения и перерасчета пенсий, главный специалист-эксперт отдела управления назначения и выплаты пенсий;
главный специалист-эксперт отдела информационных технологий, главный специалист-эксперт отдела управления информационных технологий;
главный специалист-эксперт бюджетного отдела, главный специалист-эксперт отдела бюджетного управления;
главный специалист-эксперт отдела кадров;
главный специалист-эксперт группы по кадрам и делопроизводству;
главный специалист-эксперт административно-хозяйственного отдела;
главный специалист-эксперт группы по размещению заказов;
главный специалист-эксперт группы организации процесса инвестирования;
главный контролер-ревизор контрольно-ревизионного отдела;
старший контролер-ревизор контрольно-ревизионного отдела.
Главные управления (управления, отделы) ПФР (самостоятельные):
заместитель начальника главного управления ПФР;
заместитель начальника управления ПФР;
заместитель начальника управления ПФР — начальник отдела;
заместитель начальника отдела ПФР;
главный бухгалтер — начальник финансово-экономического отдела;
главный бухгалтер — руководитель финансово-экономической группы;
главный бухгалтер — начальник отдела учета поступления и расходования средств;
главный бухгалтер — руководитель группы учета поступления и расходования средств;
начальник отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц;
начальник отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности;
начальник отдела автоматизации;
начальник юридического отдела;
начальник административно-хозяйственного отдела;
руководитель группы назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц;
руководитель группы персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности;
руководитель финансово-экономической группы;
руководитель экономической группы;
руководитель юридической группы;
руководитель группы автоматизации;
руководитель административно-хозяйственной группы;
руководитель клиентской службы;
руководитель группы по социальным выплатам;
руководитель группы по кадрам и делопроизводству;
заместитель главного бухгалтера — заместитель начальника финансово-экономического отдела;
заместитель главного бухгалтера — заместитель начальника отдела учета поступления и расходования средств;
заместитель начальника отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц;
заместитель начальника отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности;
заместитель начальника отдела автоматизации;
заместитель начальника юридического отдела;
заместитель руководителя клиентской службы;
главный специалист-эксперт (юрисконсульт);
главный специалист-эксперт юридического отдела (группы);
главный специалист-эксперт отдела (группы) автоматизации;
главный специалист-эксперт по автоматизации;
главный специалист-эксперт финансово-экономического отдела (группы);
главный специалист-эксперт экономической группы;
главный специалист-эксперт (экономист);
главный специалист-эксперт отдела (группы) персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности;
главный специалист-эксперт отдела (группы) назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц;
главный специалист-эксперт группы учета поступления и расходования средств;
главный специалист-эксперт отдела (группы) социальных выплат;
главный специалист-эксперт (по защите информации);
главный специалист-эксперт административно-хозяйственной группы;
главный специалист-эксперт по кадрам и делопроизводству;
главный специалист-эксперт клиентской службы.
Центры по выплате пенсий ПФР (самостоятельные):
заместитель начальника центра;
главный бухгалтер — начальник финансово-экономического отдела (группы);
начальник отдела контроля за выплатой пенсий;
начальник отдела (группы) эксплуатации средств вычислительной техники и программного сопровождения;
начальник отдела (группы) учета пенсионной документации и по работе с обращениями граждан;
руководитель группы учета пенсионной документации;
руководитель административно-хозяйственной группы;
заместитель начальника отдела эксплуатации средств вычислительной техники и программного сопровождения;
главный специалист-эксперт (юрисконсульт);
главный специалист-эксперт финансово-экономического отдела (группы);
главный специалист-эксперт отдела (группы) назначения и перерасчета пенсий;
главный специалист-эксперт отдела (группы) эксплуатации средств вычислительной техники и программного сопровождения;
главный специалист-эксперт отдела ведения выплатной информации базы данных;
главный специалист-эксперт по административно-хозяйственной деятельности.
1Должности, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает участие в качестве председателя, заместителя председателя, секретаря, члена коллегиальных органов, в полномочия которых входит распределение бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченных ресурсов; осуществление государственных закупок либо выдача лицензий и разрешений; списание объектов движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Пенсионным фондом Российской Федерации.
2Должности, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает участие в качестве председателя, заместителя председателя, секретаря, члена коллегиальных органов, в полномочия которых входит распределение бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченных ресурсов; осуществление государственных закупок либо выдача лицензий и разрешений; списание объектов движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Пенсионным фондом Российской Федерации.
Анализ деятельности юридического отдела ГУ-ОПФР по Белгородской области
Поскольку основным направлением деятельности ГУ — Отделения в настоящее время является взаимодействие со страхователями и застрахованными лицами, рассмотрим наиболее подробно функции и задачи юридического отдела в Управлениях Пенсионного фонда по Белгородской области.
Юридический отдел является структурным подразделением Белгородского Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации и находится в непосредственном подчинении управляющего отделением Постановление правления ПФР №114 от 15.08.1996 г. «О создании управлений ПФР в городах (районах) Белгородской области».. Отдел в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также:
— Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России);
— постановлениями и распоряжениями Правления ПФР
— приказами Исполнительной дирекции ПФР;
— распоряжениями и указаниями управляющего Отделением ПФР.
Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями ГУ — Отделения ПФР. По организационно-методическим вопросам отдел осуществляет взаимодействие с судами, службами судебных приставов, органами прокуратуры.
Специалисты юридического отдела управлений области находятся в непосредственном подчинении начальника управления ПФР и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положениями о Пенсионном фонде Российской Федерации, отделении Пенсионного фонда РФ, управлении ПФР, приказами, решениями и распоряжениями Пенсионного фонда Российской Федерации, управляющего отделением Пенсионного фонда Российской Федерации и начальника управления ПФР, Положением об управлении и Должностными обязанностями.
Назначаются на должность и освобождается от неё приказом начальника управления ПФР после согласования в установленном порядке с отделением ПФР.
К основным обязанностям юрисконсульта относится Постановление главы Белгородской области Савченко Е.С. «О проведении пилотного проекта по персонифицированному учету в системе государственного пенсионного страхования в Отделении ПФР по Белгородской области», 1996 г.:
— Проверяет соответствие требованиям законодательства представляемых на подпись начальнику УПФР проектов приказов и других документов правового характера, а также визирует их;
— Осуществляет контроль и принимает меры к изменению или отмене приказов и других нормативных актов, изданных с нарушением действующего законодательства;
— Подготавливает совместно с другими подразделениями предложения об изменении действующих или отмене фактически утративших силу приказов и других актов, изданных в УПФР;
— Принимает участие в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины;
— Организует совместно с другими подразделениями работу по заключению договоров в УПФР (в пределах компетенции), участвует в подготовке указанных договоров и визирует их;
— Организует и ведет претензионно — исковую работу, осуществляет методическое руководство этой работой, если она ведется другими подразделениями УПФР;
— Представляет в установленном порядке интересы УПФР в суде, в арбитражном суде и других административных органах по вопросам имущественных прав, при рассмотрении правовых вопросов;
— Обобщает и анализирует результаты рассмотрения судебных и арбитражных дел, представляет начальнику УПФР предложения об устранении недостатков;
— Участвует в подготовке проектов нормативных актов, разрабатываемых УПФР, и в подготовке заключений по проектам нормативных актов, поступающих на отзыв УПФР;
— Дает консультации, заключения, справки по правовым вопросам, возникающим в деятельности УПФР;
— Подготавливает с участием других подразделений материалы о вскрытых правонарушениях для передачи следственным, судебным и другим органам, а также принимает меры к возмещению ущерба, причиненного УПФР;
— Организует систематический учет и хранение поступающих в УПФР и издаваемых им нормативных актов;
Юрист имеет право:
1. Проверять соблюдение законности соответственно в деятельности структурных подразделений УПФР;
2. Получать от должностных лиц в порядке, установленном в УПФР документы, справки, расчеты и другие сведения, необходимые для выполнения своих обязанностей;
3. Привлекать с согласия начальника УПФР работников для подготовки проектов нормативных актов и других документов, а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых в соответствии с возложенными на него обязанностями;
4. Знакомиться с поступающими в УПФР документами, относящимися к его сфере деятельности;
5. Участвует в совещаниях, созываемых начальником УПФР, при обсуждении на них вопросов, имеющих отношение к практике применения действующего законодательства и иным участкам правовой работы.
6. При обнаружении нарушения законности в работе УПФР или их должностных лиц, обязан доложить начальнику УПФР об этих нарушениях для принятия мер по их устранению;
7. В случае несоответствия действующему законодательству представляемых на подпись начальнику УПФР проектов приказов ведущий юрисконсульт, не визируя проекты этих документов, дает соответствующее заключение с предложениями о законном порядке разрешения рассматриваемых вопросов.
На должность юриста назначаются лица, имеющие высшее юридическое или среднее специальное (юридическое) образование.
В отдельных случаях по рекомендации начальника УПФР и лишь с согласия ОПФР на должность юриста могут быть назначены лица, не имеющие вышеуказанного образования, при наличии у них стажа работы в ОПФР не менее 1 года, а также лица, обучающиеся на последних курсах высших юридических учебных заведений.
За невыполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей работник может быть привлечен начальником управления к дисциплинарной или иной ответственности в соответствии с требованиями Законодательства о труде.
За 2009 год управлениями ПФР по Белгородской области предъявлены и рассмотрены в Арбитражном суде и судах общей юрисдикции 12889 исков на общую сумму 281980,6 тыс. рублей Пояснительные записки по судебной практике на 2009 г..
Таблица 3.
Иски, предъявленные к УПФР за 2009 год
№ п/п
</td>
Города и районы области
</td>
Всего
</td>
Удовлетворено
</td>
Отказано
</td>
На рассмотре-нии.
</td></tr>
1.
</td>
г.Белгород
</td>
241
</td>
167
</td>
50
</td>
24
</td></tr>
2.
</td>
г.Алексеевка и р-н.
</td>
11
</td>
5
</td>
6
</td></tr>
3.
</td>
г.Валуйки и р-н.
</td>
10
</td>
8
</td>
1
</td>
1
</td></tr>
4.
</td>
г.Губкин и р-н.
</td>
50
</td>
24
</td>
18
</td>
8
</td></tr>
5.
</td>
г.Ст. Оскол и р-н.
</td>
101
</td>
45
</td>
53
</td>
3
</td></tr>
6.
</td>
г.Шебекино и р-н.
</td>
31
</td>
12
</td>
17
</td>
2
</td></tr>
7.
</td>
Белгородский р-н.
</td>
37
</td>
19
</td>
10
</td>
8
</td></tr>
8.
</td>
Борисовский р-н.
</td>
24
</td>
18
</td>
6
</td></tr>
9.
</td>
Вейделевский р-н,
</td>
3
</td>
1
</td>
2
</td></tr>
10
</td>
Волоконовский р-н
</td>
14
</td>
11
</td>
3
</td></tr>
11
</td>
Грайворонский р-н.
</td>
7
</td>
7
</td></tr>
12
</td>
Ивнянский р~н.
</td>
3
</td>
2
</td>
1
</td></tr>
13
</td>
Корочанский р-н
</td>
36
</td>
36
</td></tr>
14
</td>
Красногвардейский
</td>
4
</td>
1
</td>
3
</td></tr>
15
</td>
Красненский р-н.
</td></tr>
16
</td>
Краснояружский р-н.
</td>
13
</td>
4
</td>
8
</td>
1
</td></tr>
17
</td>
Новоскольский р-н.
</td>
3
</td>
3
</td></tr>
18
</td>
Прохоровский р-н.
</td>
6
</td>
4
</td>
2
</td></tr>
19
</td>
Ракитянский р-н.
</td>
15
</td>
5
</td>
10
</td></tr>
20
</td>
Ровеньской р-н.
</td>
5
</td>
2
</td>
3
</td></tr>
21
</td>
Чернянский р-н.
</td></tr>
22
</td>
Яковлевский р-н.
</td>
22
</td>
21
</td>
1
</td></tr>
Итого
</td>
636
</td>
396
</td>
195
</td>
45
</td></tr>
Заявления об установлении
</td></tr>
юридического факта
</td>
1305
</td>
1073
</td>
108
</td>
124
</td></tr>
Всего
</td>
1941
</td>
1469
</td>
303
</td>
169
</td></tr>
Отделение и управления ПФР участвовали в 1305 делах по заявлениям об установлении юридического факта.
В таблице 4 приведен анализ наиболее часто встречающиеся категории дел.
Таблица 4.
Иски, предъявленные к УПФР
№
</td>
Предмет иска
</td>
Всего
</td>
Удовл
</td>
Отказано
</td>
На рассм.
</td></tr>
1.
</td>
Обжалование действий, решений Комиссии
</td>
51
</td>
23
</td>
21
</td>
7
</td></tr>
2.
</td>
Индексация пенсий
</td>
8
</td>
1
</td>
6
</td>
1
</td></tr>
3.
</td>
Выслуга лет (пед. и мед. состав)
</td>
265
</td>
199
</td>
54
</td>
12
</td></tr>
4.
</td>
Списки № 1 и № 2
</td>
73
</td>
56
</td>
9
</td>
8
</td></tr>
5.
</td>
Комиссия ЧАЭС
</td>
3
</td>
3
</td></tr>
6.
</td>
Вторая пенсия, компенсационные выплаты трудоспособному лицу, доплаты к пенсии
</td>
5
</td>
1
</td>
3
</td>
1
</td></tr>
7.
</td>
Назначение и перерасчет пенсии
</td>
211
</td>
104
</td>
93
</td>
14
</td></tr>
8.
</td>
Летный состав
</td>
1
</td>
1
</td></tr>
9.
</td>
Споры по ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»
</td>
2
</td>
1
</td>
1
</td></tr>
10.
</td>
Выплаты пенсии
</td>
13
</td>
9
</td>
3
</td>
1
</td></tr>
11.
</td>
О пересчете взносов, уплаченных в 2007-2010гг и зачете их в счет будущих платежей
</td>
1
</td>
1
</td></tr>
12.
</td>
Судебные расходы
</td>
2
</td>
1
</td>
1
</td></tr>
13.
</td>
О взыскании компенсации морального вреда
</td>
1
</td>
1
</td></tr>
Итого:
</td>
636
</td>
396
</td>
195
</td>
45
</td></tr>
Заявление об установлении юридического факта
</td>
1305
</td>
1073
</td>
108
</td>
124
</td></tr>
Всего:
</td>
1941
</td>
1469
</td>
303
</td>
169
</td></tr>
К управлениям ПФР было предъявлено 617 исков по выплате и назначению пенсий, в том числе 265 исков, связанных с назначением досрочной пенсии педагогическим и медицинским работникам.
В суды Белгородской области была подана 201 жалоба на отказ включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогическим и медицинским работникам периодов их работы в должностях и учреждениях, не предусмотренными соответствующими Списками.
Спорные вопросы урегулированы Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.04 г. № 2-П.
В связи с вступлением в силу указанного Постановления, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении стажа на соответствующих видах работ за период до 1.01.02г. могут применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
В настоящее время в судах рассматриваются дела по вопросам, возникающим при правовой оценке документов, представленных для установления пенсии, содержащих неполные и (или) противоречивые данные.
Таким образом, основными функциями юридического отдела является защита прав и законных интересов ПФР. Пенсионное обеспечение граждан в 2002-2005 г.г. осуществлялось в соответствии с принятым пакетом законодательных актов по реформированию системы пенсионного обеспечения. С начала Пенсионной реформы Управлениями ПФР для пенсионеров области проведено 9 индексаций базовой и страховой пенсии. В результате средний размере пенсии с декабря 2001 на конец 2005 года увеличился в 2,2 раза и составляет 2376 рублей Зурабов М. Ю. О целях и ходе проведения пенсионной реформы. // Пенсия 2010 г. № 4..
Следующий этап пенсионной реформы — это проведение конвертации пенсионных прав застрахованных лиц.
Вместе с тем в ходе реализации пенсионной реформы Отделение столкнулось с рядом проблем, требующих незамедлительного решения, основными из которых являются:
Отсутствие стимулирующего воздействия к пенсионным накоплениям.
Наличие длительных сроков назначения пенсий по причине несвоевременного представления страхователями формы «Назначение пенсии», отсутствие законодательно закрепленных сроков представления этих сведений и фискальных мер.
Крайне низкий, не привязанный к прожиточному минимуму, размер базовой части пенсии.
Существующее ограничение соотношения заработной платы в размере 1,2 и стажевого коэффициента (0,75%) при оценке пенсионных прав застрахованных лиц.
В системе персонифицированного учета созданы условия для правильного назначения пенсий, обеспечена достоверность сведений о стаже, заработке и пенсионных страховых взносах.
Используемые источники:
- https://pfrp.ru/faq/struktura-pfr.html
- https://www.audit-it.ru/terms/trud/pensionnyy_fond.html
- http://www.pfrf.ru/about/isp_dir/contacts/~4463
- https://rg.ru/2014/05/28/perechen-dok.html
- https://studbooks.net/1079446/pravo/analiz_deyatelnosti_yuridicheskogo_otdela_opfr_belgorodskoy_oblasti