Содержание
- 1 Что именно делает НПФ?
- 2 Как регулируется деятельность НПФ?
- 3 Сколько НПФ в России?
- 4 А мои деньги в НПФ или ПФР?
- 5 Как выбрать НПФ?
- 6 Как защищены средства в НПФ?
- 7 Я решил сменить НПФ: как это правильно сделать?
- 8 Государственный пенсионный фонд РФ
- 9 Источники формирования средств пенсионного фонда РФ
- 10 Задачи пенсионного фонда РФ
- 11 Функции пенсионного фонда РФ
- 12 Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России
- 13 Негосударственный пенсионный фонд
- 14 Что такое Пенсионный фонд РФ
- 15 История создания
- 16 Роль и назначение ПФР
- 17 Из каких средств формируется фонд
- 18 Функции Пенсионного фонда
- 19 Личный кабинет на сайте ПФР
- 20 Негосударственные пенсионные фонды
- 21 Полезное видео
- 22 История Пенсионного фонда
- 23 Функции пенсионного фонда сегодня
- 24 Схема структуры ПФР
- 25 Интересное видео
</p>
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – это организация, которая занимается пенсионным обеспечением своих клиентов. НПФ инвестирует доверенные ему средства в финансовые инструменты, чтобы получить инвестиционный доход. Выплаты от НПФ участник фонда начнет получать с момента выхода на пенсию.
Что именно делает НПФ?
Эти средства входят в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Когда клиент НПФ достигает пенсионного возраста, фонд назначает и выплачиваем ему пенсию из накопленных средств. Чем лучше работает НПФ, тем больший доход он зарабатывает своим клиентам – и тем выше их будущая пенсия.
Подробнее – читайте статью «Что такое накопительная пенсия и кто ей управляет?».
2. С его помощью можно формировать дополнительную пенсию.
К примеру, вы направили свои накопления в НПФ и полностью довольны тем, как он распоряжается вашими средствами. В таком случае можно также начать накапливать и на дополнительную пенсию, предварительно заключив с фондом еще один договор. Или выбрать другой фонд для формирования дополнительной пенсии. Это и есть негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) – деньги, которые вы откладываете самостоятельно и отдаете под управление НПФ.
Подробнее – читайте статью «Как увеличить будущую пенсию: разбираемся в негосударственном пенсионном обеспечении (НПО)».
Как регулируется деятельность НПФ?
Работу НПФ контролирует Банк России. Их деятельность регламентируется законом «О негосударственных пенсионных фондах» и множеством других правовых актов.
Сколько НПФ в России?
Актуальный список вы всегда найдете на сайте Банка России. Год от года количество НПФ в России уменьшается. По данным сайта Банка России по состоянию на 23.08.2019 лицензию имеют 49 НПФ, из которых 33 состоят в системе гарантирования прав застрахованных граждан (то есть могут управлять пенсионными накоплениями).
Количество НПФ в России по годам, шт.
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
290 | 289 | 252 | 235 | 165 | 151 | 146 |
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
134 | 120 | 120 | 102 | 83 | 68 | 47 |
А мои деньги в НПФ или ПФР?
Выяснить это можно в личном кабинете на «Госуслугах» или сайте ПФР, а также в отделениях ПФР.
Подробнее см. статью «Как узнать размер своей накопительной пенсии и страховщика».
Как выбрать НПФ?
Подробнее см. статью «ПФР или НПФ: как выбрать, где лучше хранить деньги?».
Выбор организации, которая будет управлять вашими пенсионными накоплениями – это важный и ответственный шаг. Для того чтобы принять правильное решение – оставить накопления под управлением государственной управляющей компании ВЭБ.РФ (или вернуть их туда), перевести в НПФ или сменить один НПФ на другой, – нужно:
- проверить наличие лицензии. НПФ не может вести свою деятельность без лицензии, поэтому если у организации, которая представляется НПФ, ее нет – перед вами мошенники. Список лицензированных фондов размещен на сайте Банка России;
- убедиться, что НПФ входит в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Все фонды, работающие в системе обязательного пенсионного страхования, обязаны участвовать и в системе гарантирования;
- посмотреть актуальный рейтинг НПФ. Это позволит оценить риски: наивысший рейтинг (ruAAA) с высокой вероятностью говорит о финансовой стабильности, низкий – о потенциальной неустойчивости. Имейте в виду, что не все НПФ дали согласие рейтинговому агентству на оценку – ряд фондов ее не имеют;
- посмотреть количество застрахованных лиц, объем средств под управлением и объем собственного имущества. Такие рэнкинги есть на сайте «Национального рейтингового агентства». Кроме того, посмотреть ТОП-10 НПФ по объему средств под управлением вы можете в разделе «Доходность» на нашем сайте;
- сравнить доходность за прошлые периоды. Об эффективности работы НПФ можно судить по тому, какой доход он приносит своим вкладчикам. Причем смотреть доходность лучше не за один год, а за несколько. Если на протяжении ряда лет показатели доходности держатся выше инфляции, это хороший знак. Провести сравнение вы можете все в том же разделе «Доходность». Однако необходимо помнить, что заработанная в прошлом доходность не может быть гарантирована в будущем!
Как защищены средства в НПФ?
Подробнее – читайте статью «Что делать, если у вашего НПФ отозвали лицензию?»
НПФ, работающие с накоплениями, входят в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Это означает, что накопления их вкладчиков застрахованы Агентством по страхованию вкладов. Если по какой-то причине у НПФ, который управляет вашими пенсионными накоплениями, аннулируют лицензию, вам не нужно предпринимать никаких действий чтобы вернуть ваши средства: начиная с даты аннулирования лицензии, вашим новым страховщиком станет ПФР.
Подробную информацию о гарантировании прав можно получить на сайте АСВ.
Я решил сменить НПФ: как это правильно сделать?
Подробнее – читайте статью «Как избежать потерь при смене страховщика?»
Если вы хотите поменять НПФ, то нужно учитывать, что без потерь это можно делать не чаще, чем 1 раз в 5 лет. В противном случае у вас есть риск потерять инвестиционный доход. Как это работает?
Тот доход, который НПФ заработал для своего клиента, прибавляется к его счету раз в 5 лет – это называется фиксинг. Если клиент меняет страховщика после того, как доход зафиксировался на его персональном счету, то такой переход считается срочным и не приводит к потере накопленного дохода. А вот досрочный переход к другому страховщику происходит до истечения пятилетнего периода. В таком случае гражданин теряет инвестиционный доход с момента прудыдущего фиксинга.
Советуем вам внимательно обдумать решение о смене страховщика и взвесить все возможные выгоды и потери.
Каждый вправе самостоятельно принимать решения, которые влияют на будущую пенсию. Можно ли доверять свои пенсионные накопления НПФ? Разумеется, да: деятельность НПФ строго регламентирована и контролируется со стороны государства, а средства под их управлением застрахованы. Однако важно не только доверять, но проверять. Чтобы обеспечить сохранность средств и получить хороший доход, рекомендуем внимательно следить за состоянием своего пенсионного счета, результатами работы вашего страховщика и его конкурентов на рынке.
25.01.2019
Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.
Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.
Государственный пенсионный фонд РФ
Пенсионный фонд РФ — целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово — кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.
Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.В
Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения.В Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.
Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.
И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.
Источники формирования средств пенсионного фонда РФ
Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:
— страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:
1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе — организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;
3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);
— средства из федерального бюджета РФ;
— добровольные взносы;
— другие поступления.
Задачи пенсионного фонда РФ
Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:
-
обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;
-
финансирование расходов;
-
капитализацияВ собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;
-
организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;
-
работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;
-
осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.В
Функции пенсионного фонда РФ
К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:
-
Назначение и выплата пенсий;
-
Ведение учета средств, поступающих на счета;
-
Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.
-
Взаимодействие со страхователями и работодателями;
-
Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;
-
Оформление и выдача материнских сертификатов;
-
Выплата средств материнского капитала;
-
Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;
-
Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;
-
Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.
Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России
На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.
Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.
Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:
-
Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.
-
Подать заявление на получение пенсии.
-
Выбрать способ получения пенсии.
-
Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.
-
Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.
-
Оформить справку для предоставления в организации.
Негосударственный пенсионный фонд
Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) — накопить денежные средства на счету налогоплательщика.
Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.
Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.
При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.
Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.
Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
Пенсионный фонд: подробности для бухгалтера
Все термины в†’
В России в 2019 году проживает более 146 миллионов человек (с учетом Крыма и Севастополя). Из них более 40 миллионов это пенсионеры, то есть получатели материальных выплат – пенсии.
По официальным прогнозам число нетрудоспособных граждан будет увеличиваться, в то время как процент работающего населения падать.
Под пенсионерами, в первую очередь, понимают лиц преклонного возраста – тех, кто в силу своих лет уже не может осуществлять трудовую функцию. Их, действительно, большинство. Однако выплаты также получают инвалиды всех возрастов – их почти 11 миллионов человек. Кроме этого, существует пенсия по потере кормильца, на которую вправе рассчитывать несовершеннолетние и студенты (при определенных условиях).
Задача по обеспечению выплат всем этим категориям населения лежит на Пенсионном фонде России. Однако его организационные функции не сводятся лишь к назначению и выплате пенсий. Они намного шире, как и задачи, стоящие перед ПФР. О функциях и назначении пенсионного фонда и пойдет речь в статье далее.
Что такое Пенсионный фонд РФ
Пенсионный фонд России представляет самостоятельную, обособленную от органов государственной власти организацию, основным назначением которой является управление денежными средствами, аккумулирующимися на его счетах в рамках системы обязательного пенсионного страхования.
Деньги, которыми заведует данная структура, являются собственностью государства, однако они не входят в часть бюджетов какого-либо уровня. В этой связи ПФР, а также ФСС (соцстрах) и ФОМС (обязательное медицинское страхование) называют внебюджетными фондами.
Отделения организации присутствуют в каждом регионе и городе страны, при этом имеет довольно сложную вертикальную структуру. Разберем ее в иерархическом порядке, начиная с руководящих органов.
Центральный аппарат
Включает в себя Правление ПФР, являющееся основным распорядительным органом фонда. Оно состоит из Председателя и его заместителей, курирующих работу по отдельным направлениям деятельности. Кроме этого, в состав Центрального аппарата входит Ревизионная комиссия, осуществляющая внутренний аудит, и информационный центр, ответственный за функционирование и администрирование системы персонифицированного учета.
Немаловажную роль в деятельности ПФР отведено Исполнительной дирекции, которая обеспечивает контроль работы территориальных подразделений фонда на местах.
Окружные управления
В структуре ПФР восемь окружных управлений, по числу федеральных округов страны. Их задачей является координация деятельности территориальных отделений на местах.
Региональные отделения
ПФР России имеет управления в 84 регионах Российской Федерации. Они, в свою очередь, координируют работу клиентских подразделений, которые, как правило, имеются в каждом муниципалитете. Именно сюда обращаются граждане при решении вопросов о назначении им пенсионных выплат.
История создания
Пенсионного фонда как такового не существовало до 1990 года. Это объясняется существовавшей при СССР социально-экономической системой. По сути, единственным работодателем во времена Советского Союза было само государства в лице его различных и многочисленных структур. Частных предприятий не было и даже знаменитые кооперативы, которые появились во времена перестройки, не обладали многими признаками обособленной коммерческой организации.
В этой связи для выплаты пенсии не было необходимости в каком-либо посреднике между пенсионером и государством, которые и обеспечивало материальное обеспечение гражданам пенсионного возраста напрямую из бюджета.
В период распада Союза ССР на фоне краха сложившейся социально-экономической системы и всеобщего кризиса, охватившего все сферы жизни общества и государства, последнее заявило о невозможности исполнения своих социальных обязательств. В этой связи был сформирован Пенсионный фонд России, наполнение которого не было непосредственного связано с бюджетом страны. Это произошло в 1990 году.
В период становления рыночных отношений, на протяжении 90-х годов прошлого века, Пенсионный фонд России испытывал постоянный дефицит средств, последствиями которого были периодические перебои с выплатами пенсий. Для его покрытия ПФР использовал практику привлечения заемных средств, в том числе и в коммерческих структурах. В последующие года ситуация стабилизировалась на фоне улучшения экономической обстановки в стране.
В 2002 была проведена крупная реформа системы пенсионного обеспечения, которая осуществила переход ее на страховые принципы.
В 2019 году Правительство РФ приняло решение о повышении возраста выхода на пенсию. Реформа будет проходить поэтапно и завершится в 2028 году.
Роль и назначение ПФР
Пенсионный фонд России является ведущей и крупнейшей организацией, входящей в сферу социального обеспечения РФ. ПФР играет ведущую роль в функционировании системы обязательного пенсионного страхования, за счет чего миллионы россиян получают выплаты, обеспечивающие их материальные потребности.
Кроме этого, назначением и задачами ПФР являются:
- обеспечение контроля поступления страховых взносов;
- аккумуляция денежных средств, поступающих в фонд;
- изыскания дополнительных источников поступления денег.
На данный момент задачи, стоящие перед ПФР, выполняются фондом в полном объеме.
Из каких средств формируется фонд
Основой современной пенсионной системы РФ является принцип солидарности поколений. Это означает, что денежные средства, которые выплачиваются ПФР в качестве материального обеспечения пенсионеров, поступают, преимущественно, за счет взносов ныне работающих граждан. Им же будет выплачиваться пенсия за счет взносов последующих поколений.
Данный принцип имеет определенные изъяны, к примеру, стремительное увеличение числа граждан пенсионного возраста относительно количества работающих, однако действенной альтернативы ему пока что нет.
Итак, основным источников средств, за счет которых формируется фонд, являются страховые взносы. В соответствии с законом их платят работодатели за своих сотрудников.
Какой-либо единой, фиксированной суммы страховых взносов в данном случае не предусмотрено, поскольку она зависит непосредственно от уровня заработной платы работников составляя 22% от нее.
Перечисленные средства конвертируются в ИПК, параметр которого влияет на возможность получения страховой пенсии в будущем, а также на ее размер.
Важно! Индивидуальные предприниматели, хоть и являются физическими лицами, однако обязаны перечислять взносы сами за себя за своих сотрудников (при наличии) в самостоятельном порядке.
За неисполнение обязанностей по уплате страховых взносов для организаций-работодателей предусмотрены штрафные санкции.
Кроме страховых взносов, которые и формируют подавляющая часть бюджета фонда, финансирование последнего происходит также из следующих источников:
- добровольные переводы граждан (в дополнение к обязательным взносам);
- перечисления из бюджета Российской Федерации.
Функции Пенсионного фонда
К основным функциям следует отнести:
- администрирование системы персонифицированного учета;
- выплата пенсий и пособий застрахованным гражданам;
- формирование бюджета фонда за счет сбора страховых взносов;
- установление права на материнский капитал, а также контроль расходования данных средств на целевые нужды;
- участие в программе государственного софинансирования пенсий. На данный момент действие ее приостановлено.
Личный кабинет на сайте ПФР
В целях обеспечения большей доступности предоставляемых фондом услуг на сайте ПФР присутствует возможность создания личного кабинета. Единственным условием для этого является наличие подтвержденной учетной записи на портале «Госуслуги», поскольку доступ к электронным сервисам ПФР осуществляется через ЕСИА.
Личный кабинет на сайте ПФР предоставляет следующие возможности:
- получение информации о состоянии лицевого счета;
- получение справок для предоставления по месту требования;
- подача заявления на выдачу пенсии или заявки на распоряжение средствами материнского капитала;
- возможность смены негосударственного пенсионного фонда.
Функционал личного кабинета на сайте ПФР расширяется с течением времени.
Негосударственные пенсионные фонды
Кроме ПФР, который является государственной структурой, существует достаточно большое количество частных пенсионных фондов. Их основной задачей является привлечение средств граждан и инвестирование их в различные экономически выгодные проекты, за счет чего клиенты НПФ получат доход, что значительно увеличит размер пенсии, часть которой будет выплачиваться этим фондом.
Стать клиентом негосударственного пенсионного фонда можно, заключив с последним соответствующий договор. В этом случае часть страховых взносов будет направляться на счета НПФ. Кроме этого, гражданин вправе в добровольном порядке перечислять денежные средства в выбранный фонд для формирования негосударственной, дополнительной пенсии.
Пенсионный фонд России является одной из крупнейших организаций в России, основной задачей которой является обеспечение бесперебойных выплат денежных средств пенсионерам. Кроме этого, ПФР осуществляет деятельность по администрированию страховых взносов, что и является основным источником его финансирования.
Полезное видео
Еще больше об истории Пенсионного фонда смотрите в видео:
Организационно-правовая форма Пенсионного фонда Российской Федерации
Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР.
Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР (в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 958 «О передаче в ведение совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» было установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и ему подотчетен).
В постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР (оставаясь при этом государственной собственностью).
Следует отметить, что данным постановлением устанавливался также размер взносов на социальное страхование, обязательных для уплаты всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности.
В рамках системы, действовавшей ранее, когда средства, предназначенные на финансирование выплаты государственных пенсий, входили в состав государственного бюджета, было возможно заимствование этих средств на другие государственные нужды (помимо пенсионных выплат), что негативно сказывалось на финансовой устойчивости пенсионной системы, то есть способности Пенсионного фонда сохранять существующий уровень платежеспособности при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на финансовые потоки.
С установлением автономности пенсионного бюджета доходы Фонда перестали входить в бюджеты других уровней, был сделан шаг к страховым принципам и повышению эффективности деятельности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также заложены основы достижения долгосрочной финансовой устойчивости этой системы.
В течение периода, длившегося с момента образования Фонда и до 1 января 1992 года, Пенсионный фонд РСФСР осуществлял свою деятельность на основании Временного положения о Пенсионном фонде РСФСР и Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденных постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. № 556-1, в которых были закреплены положения, аналогичные положениям постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1.
С 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» были введены в действие Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).
Указанные документы также содержали положения о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которым Пенсионный фонд Российской Федерации являлся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, а его денежные средства находились в государственной собственности Российской Федерации и не входили в состав бюджетов, других фондов и не подлежали изъятию.
На Пенсионный фонд Российской Федерации были возложены обязанности по обеспечению сбора и аккумуляции страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий.
Согласно вышеупомянутым нормативным правовым актам Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор страховых взносов, их аккумуляция, контроль за поступлением и расходованием средств и др.).
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял финансирование выплаты пенсий, а функции по назначению и выплате пенсий выполнялись органами социальной защиты населения.
В связи с этим следует упомянуть Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации», согласно которому вмешательство Пенсионного фонда Российской Федерации и его отделений в оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передача ему функций по назначению и выплате пенсий считались недопустимыми.
Вместе с тем имела место ситуация, когда Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял не только финансирование, но также и назначение и выплату государственных пенсий (в рамках единой пенсионной службы). Первоначально единая пенсионная служба в порядке эксперимента в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 г. № 3209-1 была создана в Московской области на базе отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 4940-1 результаты эксперимента были одобрены и решено подготовить, в том числе с участием Правительства Российской Федерации, предложения об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.
Позднее Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий.
Следует отметить, что данный Указ Президента Российской Федерации являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и был признан не противоречащим Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 июня 2001 г. № 9-П по данному вопросу указал на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.
Издание Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 заложило основу для формирования нынешнего статуса Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация пенсионной реформы. В этих целях был принят ряд законодательных актов, направленных на преобразование пенсионной системы. Данные документы затронули, в том числе, и вопросы статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение». Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
При этом Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:
-
центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);
-
отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;
-
управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).
Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.
Система пенсионного обеспечения в России находится в государственном ведении. Ведущей организацией, которая ответственна за осуществление соответствующих выплат, является Пенсионный фонд России.
Государственные услуги в рамках компетенции ПФР оказываются во всех регионах России. Кроме этого, по линии этой организации пенсию получают граждане иностранных государств, которые, в соответствии с действующим законодательством, имеют право на получение выплат.
Пенсионный фонд назначает денежное содержание не только гражданам преклонного возраста, как это принято думать. Несмотря на то, что на выплату страховых пенсий по старости расходуется большая часть средств фонда, в задачу ПФР входит обеспечение других социально уязвимых категорий граждан – инвалидов и несовершеннолетних, потерявших кормильца.
Как один из крупнейших социальных институтов государства, ПФР имеет разветвленную и сложную структуру, разобраться в которой мы постараемся в рамках этой статьи.
История Пенсионного фонда
1956 год в отечественной истории отмечен знаменитым XX съездом КПСС, где официально был развенчан культ личности Иосифа Сталина, в результате чего были инициированы кардинальные изменения в общественной жизни советского общества. Однако эта дата знаменательна и тем, что с выходом закона «О государственных пенсиях» рабочие и служащие могли рассчитывать на получение ежемесячного денежного пособия по нетрудоспособности в старости.
В то время экономика страны была полностью под контролем государства. Управление организациями и предприятиями на местах осуществлялось в рамках советской плановой доктрины. В этой связи государство, по сути, и было единственным работодателем, поэтому и пенсия выплачивалась за счет бюджета страны.
В конце советской эпохи экономика и система государственного управления оказалась в глубоком кризисе. В этой связи государство дистанцировалось от исполнения своих обязательств в новых условиях. На этом фоне в 1990 году был создан Пенсионный фонд России, который хоть и оставался государственной организацией, однако обладал определенной степенью самостоятельности, а денежные средства, находящиеся в распоряжении ПФР, не входили в состав бюджета какого-либо уровня.
На протяжении последнего десятилетия XX века ПФР испытывал значительные трудности с наполняемостью, однако, по мере улучшения экономической обстановки в стране, пенсионная система стабилизировалась, хотя и активно реформируется, в том числе и в современный период.
Функции пенсионного фонда сегодня
Основной целью ПФР, ради чего и было принято решение о создании фонда, является управление денежными средствами, за счет которых происходит обеспечение пенсионной системы в стране. Это выражается в аккумулировании денежной массы, поступающей в фонд за счет, преимущественно, страховых взносов, и в выплате пенсий гражданам, имеющим на нее право. С этой задачей ПФР справляется и сегодня.
Кроме этого, к функциям этой организации следует отнести:
- администрирование системы персонифицированного учета;
- софинасирование отдельных социальных программ;
- осуществление контроля поступления страховых взносов и надзор за исполнением страхователями их обязанностей по ОПС;
- выдача сертификатов маткапитала и контроль расходования его средств.
Схема структуры ПФР
Большой объем задач, возложенный на эту организацию, и внушительный штат сотрудников обуславливает сложную организационную структуру.
Проще всего ее представить в виде следующей схемы:
Главным распорядительным органом фонда выступает правление. Руководителем с 2008 года занимает Дроздов А. В. Именно председатель утверждает бюджет фонда, а также принимает ключевые решения по вопросам, связанным с функционированием пенсионной системы.
В состав правления также входят заместители председателя. Каждый из них специализируется на отдельных направлениях деятельности ПФР.
Неотъемлемой частью структуры пенсионного фонда является ревизионная комиссия. К ее задаче относится внутренний аудит, в том числе проверка обоснованности расходования бюджета организации.
Информационный центр появился в структуре ПФР совсем недавно – в 2015 году. Его деятельность направлена на сопровождение электронных систем в организации.
Об исполнительной дирекции
Возглавляет исполнительную дирекцию один из заместителей председателя правления ПФР. Это основная структура, которая определяет характер текущей деятельности фонда.
Функциями исполнительной дирекции являются:
- определение бюджета ПФР, анализ его доходной и расходной частей;
- распределение денежных средств по регионам;
- осуществление учета и отчетности, предоставляемой правлению;
- составление прогнозов относительно положения пенсионной системы в целом.
Исполнительная дирекция осуществляет надзорную функцию за деятельностью территориальных органов на местах.
Территориальный аппарат
Территориальные органы Пенсионного фонда имеют иерархическую структуру. В их число входят.
Окружные управления
Всего существует 8 окружных управлений. Их число равняется количеству федеральных округов в стране.Основными их задачами являются:
- надзор за деятельностью региональных отделений
- планирование работы органов ПФР;
- координация деятельности управления на местах;
- осуществление статистического учета на подведомственной территории;
- участие в формировании и подготовке бюджета фонда.
Территориальные отделения
Территориальные отделения осуществляют свою деятельность в конкретном регионе, где они ответственны за:
- администрирование страховых взносов;
- контроль собираемости взносов;
- ведение персонифицированного учета;
- осуществление координации отделов на местах.
Руководства и отделы в города и районах (муниципалитетах)
Именно эти низовые структуры территориального аппарата и осуществляют непосредственную работу с гражданами. В обязанности их сотрудников входит:
- назначение пенсионных выплат, в т. ч. прием соответствующих документов;
- прием заявлений на маткапитал, выдача сертификатов;
- доставка пенсий;
- ведение персонифицированного учета;
- администрирование страховых взносов;
- консультирование по вопросам пенсионного обеспечения;
- обеспечение софинансирования региональных социальных программ.
Пенсионный фонд Российской Федерации является крайне важной и значимой структурой, деятельность которой затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. Для успешной и эффективной работы была разработана эффективная структура, которая, с небольшими изменениями, существует уже практически 30 лет.
Интересное видео
Дополнительную информацию о системе Пенсионного фонда смотрите в видео:
Используемые источники:
- https://pensiya.veb.ru/nakopitelnaja-pensija/chto-takoe-npf/
- https://www.audit-it.ru/terms/trud/pensionnyy_fond.html
- https://pfrp.ru/faq/funktsii-pfr.html
- http://www.pfrf.ru/info/order/pfr_status~1269
- https://pfrp.ru/faq/struktura-pfr.html