Содержание
- 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
- 2 Основные функции и задачи Пенсионного фонда
- 3 Государственный пенсионный фонд РФ
- 4 Источники формирования средств пенсионного фонда РФ
- 5 Задачи пенсионного фонда РФ
- 6 Функции пенсионного фонда РФ
- 7 Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России
- 8 Негосударственный пенсионный фонд
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
Пенсионный фонд образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в России в соответствии с постановлением Верховного совета РФ от 27.12.1991 г. № 2122-1 с применением действующих поправок.
Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Он и его средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в бюджеты других фондов и изъятию не подлежат.
В соответствии с постановлением ПФР обеспечивает:
1) целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных им;
2) организацию работы по взысканию с работодателей и граждан виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового случая, профессионального заболевания или по потери кормильца;
3) капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
4) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее — контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Руководство фондом осуществляется правлением Пенсионного фонда РФ и его постоянно действующий исполнительный орган — исполнительная дирекция.
Правление выполняет следующие функции [3]:
1) несет ответственность за выполнение функций относящихся к компетенции Пенсионного фонда;
2) определяет перспективные и текущие задачи;
3) утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) фонда и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;
4) назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии и руководителей его отделений;
5) утверждает положение об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах;
6) издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящихся к деятельности фонда.
На основании постановления Правления Пенсионного фонда РФ от 09.10.2000 г. № 1.18 в целях обеспечения взаимодействия органов Пенсионного фонда с полномочными представителями президента РФ в федеральных округах и согласования структуры органов со схемой размещения полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах создают Управления Пенсионного фонда. Методологическое руководство их деятельности осуществляет Исполнительная дирекция фонда.
Основные задачи Управления:
1) координация и контроль за деятельностью отделений в федеральном округе;
2) взаимодействие с полномочным представителем Президента РФ;
3) координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
В состав Управления входят [3]:
1. Отдел координации и контроля за деятельностью отделений в федеральном округе, основные функции которого:
a) координация и контроль за деятельностью отделений;
б) обеспечение взаимодействия Управления фонда с полномочным представителем президента РФ;
в) взаимодействие с органами Федерального казначейства, ФНС России, органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщение сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда;
2. Информационно-аналитический отдел, основные функции которого:
а) анализ и прогнозирование экономической и социальной ситуации в федеральном округе;
б) анализ и обобщение информации о состоянии деятельности отделений в федеральном округе, а также подготовка необходимых аналитических материалов для руководства и полномочного представителя Президента РФ;
в) участие в пределах своей компетенции в подготовке актуарных расчетов для определения основных показателей бюджетов отделений;
г) анализ отчетов об исполнении бюджетов отделений в федеральном округе;
д) мониторинг рынка труда в субъектах Федерации, входящих в федеральный округ, с использованием сведений персонифицированного учета, осуществляемого соответствующими отделениями Пенсионного фонда;
е) анализ и контроль за правильностью прохождения средств на пенсионное обеспечение.
3. Отдел региональных социальных программ, основная функция которого: участие в разработке и координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;
4. Отдел правового регулирования, основные функции которого:
а) правовое сопровождение региональных социальных программ и работа по социальному обеспечению в федеральном округе;
б) внесение в порядке, определяемом Правлением, предложений об опротестовании нормативных правовых актов субъектов РФ, противоречащих актам федерального законодательства, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения;
в) изучение и обобщение практики применения нормативных актов субъектов РФ по вопросам социального обеспечения;
5. Аппарат при руководстве (делопроизводитель и бухгалтер).
Руководит Управлением начальник, которого назначает и освобождает от должности Председатель правления Пенсионного фонда России [67].
Более кратко информация по структуре управления деятельности Пенсионного фонда России изложена на рисунке 4.
Рисунок 4 — Типовая структура управления Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральном округе [67]
Таким образом, главным звеном, управляющим деятельностью Пенсионного фонда на региональном уровне является Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральном округе. В каждом Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральном округе имеется Начальник Управления, Заместитель начальника Управления и Аппарат при руководстве. Руководящие органы занимаются сбором и обработкой информации, поступающей из отделов: отдела координации и контроля за деятельностью отделений в федеральном округе, информационно-аналитического отдела, отдела региональных и социальных программ и отдела правового регулирования.
Местный уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и городах. Они в основном выполняют функции по назначению и выплате пенсий. Типовая структура управления представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 — Типовая структура Управления Пенсионного фонда Российской Федерации на местном уровне Составлено автором по: [34,57].
Субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.
Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.
Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом [9].
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:
— организации;
— индивидуальные предприниматели;
— физические лица;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.
Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства [9]:
1) работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), а также по авторскому и лицензионному договору;
2) самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);
3) являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
4) работающие за пределами территории Российской Федерации
5) являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
6) священнослужители;
7) иные категории граждан.
Страховым риском признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.
Страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца [8].
Согласно рисунку 6 страхователь уплачивает страховые взносы страховщику (в Пенсионный фонд). У страховщика формируется бюджет и открываются лицевые счета каждому застрахованному лицу, где отражаются аккумулированные страховые взносы страхователей. При наступлении страхового случая страховщик выплачивает пенсии застрахованным лицам с их лицевых счетов. Если у застрахованного лица заключен договор о перечислении накопительной части пенсии в Негосударственный пенсионный фонд, то застрахованному лицу выплачивает накопительную часть пенсии с процентным доходом и НПФ. Также застрахованные лица могут добровольно осуществлять перечисления денежных взносов страховщику (или в НПФ, или в Пенсионный фонд), что впоследствии отразится на размере пенсионных выплат.
Рисунок 6 — Система пенсионного страхования в Российской Федерации Составлено автором по: [8, 9].
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Основная задача ПФР -реализация социальной функции государства. В системе социального страхования Пенсионный фонд выступает страховщиком. Пенсионный фонд состоит из трех уровней власти федеральный, региональный и местный. На федеральном уровне управление пенсионной системой осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией. На региональном уровне действуют региональные отделения ПФР. Местный уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и городах.
Я, Джалуева Силена Руслановна, проходила учебно-ознакомительную практику в период с 01.07.14. по 14.08.14 в ГГНТУ на кафедре РЭ.
Теоретические знания должны подкрепляться практикой это и есть необходимость для закрепления полученной информации. Для этого существует учебная практика, которая дает возможность получения квалификации практической работы избранной специальности.
В качестве объекта исследования в сделанной мной работе выступает Пенсионный фонд Российской Федерации и одно из его структурных подразделений государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда РФ по Чеченской республике. Предметом исследования является стратегия управления персоналом в системе ПФР.
В процессе прохождения учебно-ознакомительной практики я ознакомилась с основными функциями управления, такими как: планирование, организация, мотивация и контроль.
Пенсионный фонд — самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление финансами пенсионного обеспечения в стране.
Пенсионный фонд РФ образован 22 декабря 1990 года посредством выделения из Фонда государственного социального страхования СССР. Учредителем Пенсионного фонда РФ являлся Верховный Совет РСФСР. Пенсионный фонд РФ подконтролен и подотчетен Государственной Думе Российской Федерации, которая утверждает и годовой бюджет Пенсионного фонда РФ, и отчет о его исполнении.
Пенсионный фонд РФ выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.
Пенсионный фонд РФ и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.: управление персонал трудовой пенсионный
- 1) учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
- 2) назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;
- 3) назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.
- 4) персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
- 5) взаимодействие с работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
- 6) выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
- 7) управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
- 8) реализацию программы государственного софинансирования пенсии
Основным структурным звеном Пенсионного фонда РФ, обеспечивающим выполнение задач, возложенных на Пенсионный фонд РФ являются его отделения в регионах Российской Федерации.
Отделения Пенсионного фонда РФ созданы практически по всем субъектам федерации. Возглавляет отделение Пенсионного фонда РФ управляющий. Организационная структура отделений Пенсионного фонда РФ включает в себя ряд отделов, обеспечивающих его работу, в том числе:
- 1) общий отдел;
- 2) экономический отдел;
- 3) отдел учета поступлений и расходования средств;
- 4) отдел организации персонифицированного учета;
- 5) отдел координации деятельности уполномоченных;
- 6) отдел по погашению просроченной задолженности;
- 7) контрольно-ревизионный отдел;
- 8) юридический отдел;
- 9) отдел кадров;
- 10) отдел автоматизации;
- 11) хозяйственный отдел.
ПФРФ по ЧР — это 12 управлений и 3 отдела ОПФР по Чеченской Республике обслуживающие более 366,023 тысяч пенсионеров,которые осуществляют социальные выплаты более 223,682 тысячам граждан,ведут перснональные пенсионные счета более 1,4 миллиона человек,взаимодействуют с более 43,185 тысячами страховвателей,из их более 30,6 тысяч индивидуальных предпринимателей.
Основные функции и задачи Пенсионного фонда
Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (далее — ПФР) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года с целю государственного управления финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФР является одним из самостоятельных финансово — кредитных учреждений, осуществляющий свою деятельность в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности. Основной целью создания ПФР является осуществление пенсионного обеспечения по РФ. ПФР относится к социальным внебюджетным фондам РФ. ПФР является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
Денежные средства пенсионного фонда и ПФР находятся в государственной собственности Российской Федерации, эти денежные средства не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Задачи пенсионного фонда:
- -целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов и их использование строго с целевым назначением фонда.
- -организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виноватых в причинении вреда здоровью работников и иных граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие увечья полученного в ходе выполнения своей трудовой деятельноти, заболевания связанного с проффесиональной деятельностью или по случаю потери кормильца;
- -капитализацию средств пенсионного фонда, а также привлечение в него иных добровольных взносов (а также валютных ценностей) от физических лиц и юридических лиц;
- -контроль совместно с налоговыми органами за полным поступлением и своевременностью поступлений в ПФР обязательных страховых взносов, а также проведения контроля за правильным, рациональным и эффективным расходованием его средств;
- -организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом.
Формирование средств пенсионного фонда осушествляется за счет:
- -страховых взносов от работодателей;
- -страховых взносов от граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также фермеров и адвокатов;
- -страховых взносов от иных категорий работающих лиц;
- -ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше 1,5 лет, на индексацию этих пенсий и пособий и на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций лицам, пострадавшим на чернобыльской аэс, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
- -средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с тем, что были назначены досрочные пенсий безработным;
- -добровольных взносов (а также валютных ценностей) от физических лиц и юридических лиц, в том числе доходов от капитализации средств ПФР и иных поступлений.
Средства фонда распределяются на:
- -выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;
- -выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше 1,5 лет;
- -оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам РФ;
- -финансовое и материально — техническое обслуживание текущей деятельности ПФР и его органов;
- -другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.
Функции Пенсионного фонда РФ:
- 1. Фискальная — аккумулирование денежных средств граждан страны для финансирования государственных мероприятий пенсионного обеспечения.
- 2. Перераспределительная — обеспечение граждан страны, нуждающихся в материальной поддержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением.
- 3. Контрольная — отображение сложившихся в стране условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров.
Работа Пенсионного фонда РФ, как финансового института, состоит в перераспределении финансовых средств из источников, установленных российским законодательством, на проведение мероприятий государственного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ряд значимых функций:
- — аккумуляцию страховых взносов а также целевой сбор , и финансовое обеспечение расходов, которые предусмотренны пунктом 6 Положения о Пенсионном фонде РФ (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федерального закона от 05.05.1997 № 77-ФЗ);
- — капитализация средств фонда и привлечение в него добровольных взносов (а также валютных ценностей) от физических лиц и юридических лиц;
- -контроль совместно с налоговыми органами за полным поступлением и своевременностью поступлений в ПФР обязательных страховых взносов, а также проведения контроля за правильным, рациональным и эффективным расходованием его средств;
- — межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся непосредственно к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
- — изучение а также обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Государственную Думу Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
- — внедрение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
- — разъяснительная работа населению(физическим лицам) и юридическим лицам по вопросам, относящимся независимо к компетенции ПФР.
ПФР активно принимает участие в финансовом обеспечении программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных лиц.
Ключевые задачи Пенсионного фонда: учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, назначение и выплата пенсий и социальных выплат. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих, выплаты ветеранам, инвалидам и т.д.
25.01.2019
Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.
Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.
Государственный пенсионный фонд РФ
Пенсионный фонд РФ — целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово — кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.
Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.В
Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения.В Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.
Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.
И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.
Источники формирования средств пенсионного фонда РФ
Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:
— страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:
1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе — организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;
3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);
— средства из федерального бюджета РФ;
— добровольные взносы;
— другие поступления.
Задачи пенсионного фонда РФ
Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:
-
обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;
-
финансирование расходов;
-
капитализацияВ собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;
-
организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;
-
работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;
-
осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.В
Функции пенсионного фонда РФ
К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:
-
Назначение и выплата пенсий;
-
Ведение учета средств, поступающих на счета;
-
Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.
-
Взаимодействие со страхователями и работодателями;
-
Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;
-
Оформление и выдача материнских сертификатов;
-
Выплата средств материнского капитала;
-
Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;
-
Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;
-
Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.
Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России
На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.
Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.
Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:
-
Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.
-
Подать заявление на получение пенсии.
-
Выбрать способ получения пенсии.
-
Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.
-
Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.
-
Оформить справку для предоставления в организации.
Негосударственный пенсионный фонд
Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) — накопить денежные средства на счету налогоплательщика.
Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.
Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.
При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.
Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.
Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
Пенсионный фонд: подробности для бухгалтера
Все термины в†’
Организационно-правовая форма Пенсионного фонда Российской Федерации
Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР.
Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР (в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 958 «О передаче в ведение совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» было установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и ему подотчетен).
В постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР (оставаясь при этом государственной собственностью).
Следует отметить, что данным постановлением устанавливался также размер взносов на социальное страхование, обязательных для уплаты всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности.
В рамках системы, действовавшей ранее, когда средства, предназначенные на финансирование выплаты государственных пенсий, входили в состав государственного бюджета, было возможно заимствование этих средств на другие государственные нужды (помимо пенсионных выплат), что негативно сказывалось на финансовой устойчивости пенсионной системы, то есть способности Пенсионного фонда сохранять существующий уровень платежеспособности при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на финансовые потоки.
С установлением автономности пенсионного бюджета доходы Фонда перестали входить в бюджеты других уровней, был сделан шаг к страховым принципам и повышению эффективности деятельности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также заложены основы достижения долгосрочной финансовой устойчивости этой системы.
В течение периода, длившегося с момента образования Фонда и до 1 января 1992 года, Пенсионный фонд РСФСР осуществлял свою деятельность на основании Временного положения о Пенсионном фонде РСФСР и Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденных постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. № 556-1, в которых были закреплены положения, аналогичные положениям постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1.
С 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» были введены в действие Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).
Указанные документы также содержали положения о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которым Пенсионный фонд Российской Федерации являлся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, а его денежные средства находились в государственной собственности Российской Федерации и не входили в состав бюджетов, других фондов и не подлежали изъятию.
На Пенсионный фонд Российской Федерации были возложены обязанности по обеспечению сбора и аккумуляции страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий.
Согласно вышеупомянутым нормативным правовым актам Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор страховых взносов, их аккумуляция, контроль за поступлением и расходованием средств и др.).
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял финансирование выплаты пенсий, а функции по назначению и выплате пенсий выполнялись органами социальной защиты населения.
В связи с этим следует упомянуть Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации», согласно которому вмешательство Пенсионного фонда Российской Федерации и его отделений в оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передача ему функций по назначению и выплате пенсий считались недопустимыми.
Вместе с тем имела место ситуация, когда Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял не только финансирование, но также и назначение и выплату государственных пенсий (в рамках единой пенсионной службы). Первоначально единая пенсионная служба в порядке эксперимента в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 г. № 3209-1 была создана в Московской области на базе отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 4940-1 результаты эксперимента были одобрены и решено подготовить, в том числе с участием Правительства Российской Федерации, предложения об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.
Позднее Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий.
Следует отметить, что данный Указ Президента Российской Федерации являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и был признан не противоречащим Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 июня 2001 г. № 9-П по данному вопросу указал на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.
Издание Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 заложило основу для формирования нынешнего статуса Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация пенсионной реформы. В этих целях был принят ряд законодательных актов, направленных на преобразование пенсионной системы. Данные документы затронули, в том числе, и вопросы статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение». Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
При этом Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:
-
центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);
-
отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;
-
управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).
Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.
Используемые источники:
- https://studbooks.net/705157/sotsiologiya/harakteristika_pensionnogo_fonda
- https://studwood.ru/1088272/menedzhment/obschaya_harakteristika_pensionnogo_fonda
- https://vuzlit.ru/1379128/obschaya_harakteristika_deyatelnosti_pensionnogo_fonda
- https://www.audit-it.ru/terms/trud/pensionnyy_fond.html
- http://www.pfrf.ru/info/order/pfr_status~1269