На основании сказанного выше необходимо отметить, что кроме исполнения госфункций (надзор, контроль, ООП и обеспечение безопасности и т.д.) полиция (сотрудники и подразделения полиции) также непосредственно предоставляет госуслуги юридическим и физическим лицам[1][2]. В данном случае нам следует термин «услуга» или «услуги» рассмотреть с двух точек зрения (юридической и экономической[3]), так как данный вид деятельности полиции (ОВД РФ) в основном относится к социально-экономическим вопросам.
1. С юридической точки зрения основные принципы и процедуры предоставления госуслуг определены (закреплены) непосредственно в ФЗ от 27 июля 2010 г. № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ред. от 28 декабря 2013 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 3 января 2014 г.)1. Данный закон определяет в целом порядок предоставления государственных (муниципальных[4][5]) услуг, условия и порядок их оплаты, права заявителей и обязанности органов власти. В частности, граждане имеют право на полные, актуальные и достоверные сведения о госуслугах, а также на их предоставление дистанционно в электронном виде. Органы, в свою очередь, должны оказывать их своевременно и согласно стандарту. В регионах России открыты многофункциональные центры по предоставлению госуслуг. Они работают по принципу «одного окна» и взаимодействуют с другими органами от имени заявителя без его участия. В настоящее время создан Единый портал госуслуг. Он обеспечит электронный порядок их оказания. Через него заявитель сможет подать запрос и иные необходимые документы, узнать о ходе предоставления госуслуги и получить ее результат, оплатить госпошлину. Для повышения доступности госуслуг с 1 января 2012 г. введены универсальные электронные карты, и с их помощью граждане могут обращаться за получением госуслуг, совершать юридически значимые действия в электронной форме. В будущем карта заменит паспорт, медицинский полис, страховое пенсионное свидетельство и банковскую карточку.
В данном случае следует учитывать некоторые определения в области услуговых вопросов закрепленные законодателями, на основе которых мы можем привести некоторые определения в рамках рассматриваемых нами вопросов (с некоторыми изменениями (Ф. Васильев, А. Мельников, Т. Лятифова).
Госуслуга, предоставляемая ОВД РФ (полицией) при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами, — деятельность по реализации функций полицией (другими подразделениями ОВД) при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами (далее — подразделения, предоставляющие госуслуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных НПА РФ[6] и МВД России.
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг — организация, созданная в организационноправовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным ФЗ о государственных слугах, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна».
Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме — предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование Единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, а также использование универсальной электронной карты, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством России.
Портал государственных и муниципальных услуг — госинформси- стема, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационнотелекоммуникационной сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.
Подведомственная государственному органу или органу местного самоуправления организация — государственное или муниципальное учреждение либо унитарное предприятие, созданные соответственно государственным органом РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
Предоставление госуслуги — это деятельность полиции (уполномоченных на это сотрудников полиции, соответствующих подразделения) по предоставлению той или иной госуслуги юридическим и физическим лицам, нуждающимся в удовлетворении личных потребностей, в соответствии с предписанными правилами (обязательствами) в федеральных законах в рамках установленных требований административных регламентов, разработанных в соответствии с требованиями Президента и Правительства России и МВД России.
2. С экономической точки зрения услуги (по определению федеральных законов) — виды деятельности, работ, в процессе восполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности полиции (субъектов услугодателей). Таким образом, само оказание услуги создает желаемый результат. К услугам относят бытовое, коммунальное, транспортное обслуживание, обучение, лечение, культурно-воспитательную работу, уход за детьми и престарелыми1.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 30 ноября 2013 Г.)[7][8]: предпринимательская и государственно-торговая деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.
Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (ред. от 28 декабря 2013 г.): согласно ч. 3 ст. 3 органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены названным ФЗ, другими федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства России, законами субъектов РФ[9].
Не случайно среди приоритетных направлений реформирования и развития системы госслужбы определено повышение ее эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности сотрудников полиции посредством усиления их мотивации к повышению качества госуслуг, оказываемых государственными органами гражданам и организациям1. При этом наблюдается освобождение правоохранительных органов от выполнения несвойственных им функций, повышение эффективности их деятельности, уменьшение в их работе коррупционной составляющей. В целях реализации этих направлений на уровне государства принят ряд законодательных актов, в частности в области информационной открытости деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, повышения качества и доступности предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг Правительством страны издается постановление от 24 октября 2011 г. № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» (вместе с Положением о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», Правилами ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», Положением о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», «Требованиями к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций)») (ред. от 28 октября 2013 г.)[10].
Однако институт предоставления госуслуг достаточно молод. В настоящее время отсутствует четкая научно обоснованная правоприменительная концепция сущности и порядка оказания государственных услуг. В связи с этим требования ФЗ от 27 июля 2010 г. № 210, постановления Правительства России от 16 мая 2011 г. № 373 и других НПА по вопросам разработки административных регламентов о предоставлении госуслуг, размещения информации о порядке их предоставления в информсистемах Интернета, перехода на электронный вариант обмена информаций ФОН В, участвующими в предоставлении госуслуг, исполняются правоохранительными органами несвоевременно и не в полном объеме.
Проблемы возникают с момента обращения к ФЗ, в котором смешиваются два принципиальных правовых понятия — «право- обеспечение граждан и организаций» и «правоприменение при осуществлении властных контрольных (надзорных функций)». Но при этом властные функции регламентируются административными регламентами, а властные услуги — стандартами. Однако в отличие от регламентов (НПА) стандарты — только нормативные документы. Смешение данных правовых понятий происходит из советского права, где ГОСТы были нормативными правовыми актами. Но в международном праве и в правовых государствах стандарты не являются таковыми. Поэтому стандарт властной услуги не может быть частью административного регламента.
Проблемой остается неурегулированность межведомственных взаимодействий. В настоящее время нет эффективной устоявшейся и зафиксированной в нормативных правовых актах практики межведомственного взаимодействия, что приводит к перекладыванию на потребителей государственных услуг обязанности обеспечения взаимодействия между разными ведомствами. Кроме того, представители государственных органов требуют оригиналы документов, тем самым снижая возможности заявителей для параллельного прохождения процедур.
Распоряжением Правительства России от 15 апреля 2011 г. № 654-р «О базовых государственных информационных ресурсах»1 утвержден перечень базовых госинформресурсов, используемых при предоставлении государственных и муниципальных услуг. С 1 июля 2011 г. уполномоченные органы предоставляют заинтересованным органам и организациям по их запросам в электронном виде сведения о лицах или объектах в связи с предоставлением госуслуг. Заинтересованным органам и организациям с этой даты рекомендовано не осуществлять самостоятельный сбор и хранение сведений о лицах или объектах, содержащихся в соответствующем базовом ресурсе, в отношении которого они не являются уполномоченным органом.
Способствует возникновению проблем отсутствие четкого разграничения полномочий сотрудников полиции низового уровня. Прежде всего, УУП. Вопрос о совершенствовании деятельности органов управления в сфере безопасности дорожного движения на законодательном уровне решается крайне медленно. В их работе присутствуют дублирование, выполнение излишних функций. Все эти пробелы и недочеты затрудняют выполнение главной задачи — осуществления государственного контроля за соблюдением Правил дорожного движения. Так, в настоящее время функции по контролю за соблюдением правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения, лицензированию перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств, возложены на Росавтодор и Ространснадзор. Согласно их положениям, они должны решать возложенные на них задачи во взаимодействии с ГУ ГИБДД МВД России, органами исполнительной власти, ГИБДД субъектов РФ, а также с инспекциями, комиссиями и регистрами, осуществляющими контроль и надзор на соответствующих видах транспорта и путях сообщений, не допуская дублирования их работы. Анализируя нормативные правовые акты, можно сделать вывод, что пока, к сожалению, все это остается только на бумаге.
Требует своего решения распространенность неофициальных платежей для получения государственной услуги. Неформальные (неофициальные) платежи наиболее характерны для «комплексных» услуг, включающих, помимо основной процедуры подачи документов в государственный орган для прохождения экспертиз, сбор дополнительных документов, свидетельствующих о соответствии заявителя предъявляемым требованиям. В связи с этим неформальные платежи осуществляются в основном в целях сокращения сроков предоставления государственной услуги, а также времени ожидания в очередях.
Кроме того, стремительное осуществление государством программ, направленных на предоставление госуслуг посредством применения информационно-коммуникативных технологий, к сожалению, может привести к усилению информационного неравенства в обществе. В настоящее время Интернет нельзя рассматривать как универсальный и доступный источник правовой информации, так как уровень информатизации государственной и общественной жизни является низким. Остается довольно большое число граждан, которые не готовы к обращению с компьютером вместо реального общения с другими людьми, мало интересуются информационными достижениями и преобразованиями. В связи с этим становится необходимостью повышать уровень правовой грамотности и правосознания граждан путем их информирования о государственных услугах, сведения о которых размещены в федеральных госинформси- стемах «Федеральный реестр государственных услуг (функций)» и «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», разъяснения их прав и свобод, новых информационных возможностей. Кроме того, необходимо ввести дополнительные требования к государственным служащим при назначении на должности, замещение которых связано с информационно-коммуникативными технологиями.
Таким образом, при разработке и применении любых видов регламентов — административных (по услуговым вопросам (удовлетворение потребностей участников правоотношения) и исполнения госфункций (поддержание правопорядка)) и технических (обеспечение безопасности) — всем субъектам управления (контролирующим) следует учитывать современное законодательство и проводимую государственную политику. При этом административные процессы (процедуры) во всех случаях должны проходить в рамках установленных и предписанных правил и требований, а также с учетом правоприменительной практики.
- 1. В чем сущность административных регламентов в деятельности государственных органов?
- 2. Какова роль административных регламентов в деятельности полиции?
- 3. Почему административные регламенты выступают как нормативные правовые акты в деятельности полиции?
- 4. Есть ли необходимость взаимосвязи административных регламентов с техническими регламентами? Если да, дайте их обоснования.
- 5. В чем заключается особенности разработки административных регламентов об исполнении государственных функций?
- 6. В чем заключается исполнение госфункций полицией?
- 7. Какие правила разработки и утверждения административных регламентов о предоставлении государственных услуг вы знаете?
- 8. Каковы отличительные юридические (схожие) признаки правил разработки административных регламентов предоставления гос- услуг и исполнения госфункций?
- 9. Какие особенности предоставления государственных услуг полицией вы знаете?
- [1] Дополнительно см.: Котляревский С.А. Избранные труды// Власть и право. М.:Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. С. 333.
- [2] Перечень предоставляемых государственных услуг ОВД (полицией) см. в приложении.
- [3] При этом, по мнению авторов (Н. Бережковой, Ф. Васильева), в обоих случаяхвыступают как социальные вопросы.
- [4] СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.
- [5] Полиция муниципальный вид услуги не предоставляет.
- [6] Следует иметь в виду — нормативными правовыми актами РФ или МПА.
- [7] См. Борисов Л.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003.
- [8] Законом определены основы государственного регулирования внешнеторговойдеятельности, полномочия РФ и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, защиты экономических и политических интересов страны, а такжеуточнены: услуговые вопросы в области внешней торговли, распределение компетенции между РФ и субъектами РФ, между органами федеральной власти в области внешнеторговой деятельности; определения основных понятий (внешнеторговая деятельность, импорт и экспорт) и вводится ряд новых (международный транзит, зона свободной торговли, таможенный союз). Установлены основы госрегули-рования внешнеторговой деятельности на основе таможенно-тарифного и нетарифного методов, а также запретов и ограничений внешней торговли услугами иинтеллектуальной собственностью и мер экономического и административногохарактера. См.: СЗ РФ. 2003 г. № 50. Ст. 4850.
- [9] Значимость данного закона в рамках рассматриваемых вопросов в том, что закреплены основы госрегулирования торговой деятельности в России. Так, крупнейшим продовольственным сетям запрещено приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади. Речь идет о торговых сетях, порог доминирования которых на розничном рынке в границах региона, муниципального районаили городского округа превышает 25%. При этом не разрешается приобретать и
- [10] СЗ РФ. 2011 г. № 44. Ст. 6274.
В разделе «Электронное ГУВМ МВД России» Вы найдете ответы на интересующие Вас вопросы и ознакомитесь с правилами и рекомендациями по пользованию услугами, предоставляемыми МВД России на портале www.gosuslugi.ru.
Раздел «Электронное ГУВМ МВД России» призван повысить информированность граждан о государственных услугах, предоставляемых МВД России, в том числе, посредством межведомственного электронного взаимодействия.
С 1 октября 2011 года в рамках реализации требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (скачать полный текст) МВД России приступило к предоставлению государственных услуг и функций в упрощенном порядке.
В настоящее время гражданину для получения государственной услуги от МВД России требуется предъявить минимальное количество документов, как правило, имеющихся у него на руках. Большая часть сведений и документов запрашивается через систему межведомственного электронного взаимодействия в федеральных органах исполнительной власти, где она имеется.
Граждане, имеющие доступ к сети интернет, могут воспользоваться всеми преимуществами быстрого и бесконтактного документооборота и получить необходимые услуги без потери времени и качества. Зарегистрировавшись один раз на сайте www.gosuslugi.ru, Вы получите доступ ко всем услугам портала, в том числе и тем, которые оказываются МВД России.
Госуслуги, предоставляемые ГУВМ МВД РФ:
Источник: МВД РФ
Используемые источники:
- https://studref.com/479310/pravo/predostavlenie_gosudarstvennyh_uslug_politsiey_rossii
- https://migrant.ru/elektronnoe-guvm-mvd-rossii-gosuslugi/