Андрей Смирнов
Время чтения: ~24 мин.
Просмотров: 23

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

25.01.2019

Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.

Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.

Государственный пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ — целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово — кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.

Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.В 

Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения.В Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.

Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.

И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

— страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе — организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

— средства из федерального бюджета РФ;

— добровольные взносы;

— другие поступления.

Задачи пенсионного фонда РФ

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

  • обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

  • финансирование расходов;

  • капитализацияВ собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

  • организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

  • работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

  • осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.В 

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

  • Назначение и выплата пенсий;

  • Ведение учета средств, поступающих на счета;

  • Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

  • Взаимодействие со страхователями и работодателями;

  • Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

  • Оформление и выдача материнских сертификатов;

  • Выплата средств материнского капитала;

  • Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

  • Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

  • Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России

На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.

Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.

Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:

  • Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.

  • Подать заявление на получение пенсии.

  • Выбрать способ получения пенсии.

  • Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.

  • Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.

  • Оформить справку для предоставления в организации.

Негосударственный пенсионный фонд

Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) — накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».

Пенсионный фонд: подробности для бухгалтера

Все термины в†’

mat_62076.jpg

К внебюджетным фондам в Российской федерации относятся наделенные статусом юридического лица самостоятельные кредитные организации. Государственные внебюджетные фонды формируются за пределами государственного бюджета и являются централизованными целевыми фондами. Такие фонды формируются за счет обязательных отчислений и платежей юридических лиц для реализации конституционных гражданских прав населения Российской Федерации. Средства, размещаемые в таких фондах, предназначаются для трат на конкретные цели – страхование, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь.

СодержаниеСкрыть

  1. Внебюджетные фонды документы
  2. Государственные внебюджетные фонды
  3. Органы внебюджетных фондов
  4. Система внебюджетных фондов
  5. Управление внебюджетными фондами

Внебюджетные фонды документы

После регистрации ООО или ИП в налоговой инспекции, вновь учрежденным юридическим лицам необходимо вставать на учет в государственные внебюджетные фонды для своевременного отчисления страховых взносов. Организациям необходимо вставать на учет в Пенсионном Фонде (ПФР), Фонде Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) и Фонде Социального Страхования (ФСС). Индивидуальным предпринимателям нужно встать на учет только в двух фондах – ФОМС и ПФР. Для того чтобы встать на учет в указанных фондах необходимо заполнить соответствующие бланки заявлений в двух экземплярах. За несвоевременную подачу документов в фонды в качестве страхователя предусмотрены штрафы.

Государственные внебюджетные фонды

К основным государственным внебюджетным фондам относятся следующие организации:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – фонд, финансирующий медицинское обслуживание населения и регулирующий распределение целевых денежных средств;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации – фонд, занимающийся вопросами обязательного социального страхования населения и обеспечения страховой поддержки гражданам РФ;
  • Пенсионный фонд Российской Федерации – фонд, созданный для обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение и управления денежными средствами пенсионной системы РФ.

Органы внебюджетных фондов

Каждый из трех основных внебюджетных фондов имеет собственные органы управления и территориальные подразделения, отвечающие за выполнение функций фондов на местах. Органы внебюджетных фондов несут на себе ту же ответственность, что и государственные, и налоговые органы.

Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

  • Районные филиалы территориальных фондов обя­зательного медицинского страхования;
  • Территориальные фонды;
  • Директор фонда;
  • Правление Фонда.

Фонд Социального Страхования (ФСС):

  • Филиалы отраслевых и региональных отделений Фонда соци­ального страхования РФ;
  • Отраслевые и региональные отделения;
  • Председатель Фонда.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):

  • Региональные организации Пенсионного фонда;
  • Исполнительная дирекция и Правление.

Система внебюджетных фондов

Система внебюджетных фондов содержит в себе как фонды целевые, так и общегосударственные. К целевым фондам относятся организации, призванные финансировать конкретные нужды образования, медицины, науки, снижать показатели безработицы. Перед общегосударственными внебюджетными фондами ставятся задачи решения более глобальных и программных вопросов – развития таможенной и экономической систем, поддержки конкретных отраслей промышленности, решение вопросов строительства, дорожного хозяйства, борьбы с преступностью. Некоторые функции внебюджетных фондов могут быть делегированы другим организациям, а сами фонды могут реформироваться.

Управление внебюджетными фондами

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на фонды местные, фонды региональные и фонды федерального масштаба. Деятельность внебюджетных фондов находится под контролем налоговых органов, которые контролируют определение объектов финансирования, формирование и пополнение фондов, распределение и отпуск денежных средств. Также работу внебюджетных фондов контролируют те же государственные органы, что и контролируют исполнение бюджетов. Отчетность внебюджетных фондов предоставляется в сроки, утвержденные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей.

Лев Толстой

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • экономическое содержание и назначение внебюджетных фондов социального характера;
  • • место внебюджетных фондов в финансовой национальной системе;
  • • принципы формирования доходов фондов социального характера;
  • • направления расходования средств внебюджетных фондов;

уметь

  • • выявить особенности функционирования негосударственных пенсионных фондов;
  • • разбираться в логике функционирования накопительной и распределительной пенсионной системы;
  • • ориентироваться в структуре источников финансирования медицинского обеспечения;
  • • обосновать постулаты реформирования пенсионирования и социального обеспечения;

владеть

  • • комплексом понятий, применяемых при анализе и планировании внебюджетных фондов;
  • • методическими подходами к расчету страховых взносов в зависимости от статуса плательщика;
  • • навыками расчетов пенсий по новым правилам, сформулированным в ходе пенсионной реформы;
  • • методикой расчета доходности инвестиционных накоплений.

Ключевые термины: внебюджетный фонд; социальные внебюджетные фонды; Пенсионный фонд РФ; государственное обязательное страхование; государственное дополнительное пенсионное страхование; негосударственное пенсионное обеспечение; государственное софинансирование пенсии; страховые тарифы; трудовые пенсии; социальные пенсии; страховая часть трудовой пенсии; базовая часть трудовой пенсии; дифференцированная часть трудовой пенсии; накопительная часть трудовой пенсии; индивидуальный пенсионный коэффициент; пенсионный капитал; валоризация прав; социальные доплаты и компенсации; межбюджетные трансферты внебюджетным фондам; негосударственные пенсионные фонды; пенсионные резервы НПФ; пенсионные накопления НПФ; инвестирование пенсионных накоплений; инвестиционные декларации; инвестиционные портфели; выплатной резерв; коэффициент замещения; пенсионная реформа; распределительная пенсионная модель; накопительная модель пенсионирования; трехуровневая страховая модель; социальное страхование; страховой полис обязательного медицинского страхования; дифференцированные подушевые нормативы финансовой обеспеченности; территориальные программы обязательного медицинского страхования; субвенции Федерального фонда обязательного медицинского страхования; одноканальное финансирование медицинского обеспечения.

Пенсионный фонд РФ и негосударственные пенсионные фонды

Внебюджетные фонды (ВБФ) – это государственные фонды денежных средств, образованные вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Тем не менее вместе с собственно бюджетными фондами они составляют часть так называемого расширенного бюджета. Бюджет и внебюджетные фонды роднит их общая экономическая природа и фундаментальное предназначение – предоставление общественных благ. Однако особое значение социальных внебюджетных фондов состоит в том, что с их помощью реализуются конституционные права граждан на удовлетворение базовых социальных потребностей. Статья 7 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей… обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Это пенсионное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей; социальное обеспечение в случае безработицы; охрана здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Высокая социально-политическая значимость указанных потребностей обусловила выделение фондов, удовлетворяющих эти потребности, в обособленную систему, функционирующую в относительно автономном режиме. Их выделение из бюджета и функционирование на основе собственных доходных источников позволяет более ответственно реализовать функции поддержания и развития самого ценного капитала общества – человеческого.

Одновременно внебюджетные фонды институционально включены в расширенный бюджет и тесно связаны с бюджетами разных уровней. При недостатке финансирования они получают трансферты из федерального бюджета. Это обеспечивает необходимую стабильность финансовой базы покрытия потребностей разных категорий граждан в социальных услугах.

В экономической и социально-политической структуре общества внебюджетные фонды занимают важное место. Их значение увеличивается в связи с естественным старением населения, успехами медицины, ростом продолжительности жизни. Во всем мире расширенные бюджеты испытывают серьезную нагрузку по линии социальных расходов – на пенсионное обслуживание, здравоохранение, другие долгосрочные социальные расходы. По оценке Standard & Poor’s, в среднем по развивающимся странам они составляют 6% к ВВП, а по всему миру – более 8%.

Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Они управляются непосредственно республиканскими, а иногда и местными властями. Особенностью внебюджетных социальных фондов является четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование средств. По основным видам деятельности внебюджетные фонды имеют существенные льготы: они освобождены от уплаты налогов, государственных сборов и таможенных пошлин.

В России функционируют следующие социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС и ТФОМС). Их макроэкономические масштабы представлены в табл. 6.1.

Таблица 6.1. Прогноз основных параметров государственных внебюджетных фондов, % ВВП

Показатели

2013 г.

2014 г.

2016 г.

2020 г.

2025 г.

2030 г.

Доходы

11,7

10,4

10,1

10,5

9,9

9,6

Расходы

11,3

10,5

10,0

10,3

9,6

9,3

Дефицит/профицит

0,4

0,1

0,2

0,2

0,3

0,3

Источниками доходов государственных внебюджетных фондов служат обязательные платежи, установленные законодательством РФ, а также добровольные взносы физических и юридических лиц.

До 2010 г. обязательные платежи имели вид Единого социального налога (ЕСН). В настоящее время действуют страховые взносы платежей по тарифам напрямую во внебюджетные фонды. Основными принципы тарифной политики являются:

  • • обязательность уплаты страховых взносов, размер которых влияет на приобретаемые пенсионные права;
  • • установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий страхователей.

Страховые взносы на обязательное страхование [1] уплачиваются в следующие фонды:

  • • Пенсионный фонд РФ – на обязательное пенсионное страхование;
  • • Фонд социального страхования РФ – на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Плательщиками страховых взносов являются следующие страхователи:

  • 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
    • • организации;
    • • индивидуальные предприниматели;
    • • физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
  • 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Объектом обложения страховыми взносами являются:

  • • выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым договорам (заработная плата, отпускные, премии);
  • • выплаты и вознаграждения по договорам подряда, оказания услуг, агентским договорам и т.п.;
  • • выплаты по договорам авторского заказа, издательским лицензионным договорам и пр.

Базой для начисления страховых взносов являются суммы указанных выплат. База рассчитывается отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица на 2013 г. установлена в сумме, не превышающей 568 тыс. руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода[2].

Некоторые выплаты не подлежат обложению страховыми взносами. В их числе государственные пособия (пособия по беременности и родам, больничные, пособия по безработице и др.), компенсации при увольнении, командировочные расходы, единовременная материальная помощь при рождении ребенка, выплачиваемая в течение первого года после рождения, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка, материальная помощь работникам не выше 4000 руб. на одного работника, возмещение работодателем процентов по жилищным займам (кредитам) и другие выплаты.

Уровень страховых тарифов для работодателей и лиц, производящих выплаты по гражданско-правовым договорам в пользу физических лиц, определяется в соответствии с государственной финансовой политикой на федеральном уровне. Тарифы страховых взносов устанавливаются в процентах к базе начисления. С 2013 г. ст. 58.2 Федерального закона 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. установлены следующие размеры страховых взносов для плательщиков общего режима налогообложения (ОСНО), УСН (упрощенной системы налогообложения) и ЕНВД (единого налога на вмененный доход) (табл. 6.2).

Таблица 6.2. Тарифы страховых взносов, % к базе

База для начисления страховых взносов

Пенсионный фонд РФ

Фонд

социального

страхования

РФ

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Итого

В пределах 568 тыс. руб.

22,0

2,9

5,1

30,0

Свыше 568 тыс. руб.

10,0

0,0

0,0

10,0

Таким образом, страховые взносы взимаются в привязке к фонду оплаты труда предприятия с учетом предельного годового заработка 568 тыс. руб. на одного работника. С заработка свыше 568 тыс. руб. страховые взносы взимаются в размере 10% в Пенсионный фонд РФ. Эти тарифы сохраняются до 2015 г. Далее предполагается увеличить как основной тариф (с 30 до 34%), так и максимальный размер заработка, с которого уплачиваются взносы, до 1008 тыс. руб.

В период 2011–2015 гг. действуют пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, осуществляющих деятельность в социально важных отраслях и инновационных сферах. В табл. 6.3 представлена дифференциация взносов по категориям плательщиков.

Таблица 6.3. Специальные тарифы страховых взносов, %

Плательщики

ПФР

ФСС

ФФОМС

Итого

Организации, некоммерческие, благотворительные организации и индивидуальные предприниматели на УСН, аптеки на ЕНВД

20,0

0,0

0,0

20,0

Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся на ЕСХН, сельскохозяйственные производители, общественные организации инвалидов

21,0

2,4

3,7

27,1

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области СМИ

21,6

2,9

3,5

28,0

Участники инновационного проекта «Сколково»

14,0

0,0

0,0

14,0

Хозяйственные общества, созданные бюджетными научными учреждениями, резиденты технико-внедренческой зоны, разработчики программных продуктов

8,0

2,0

4,0

14,0

Помимо занятых на условиях гражданско-правовых отношений в экономике работает свыше 4 млн. чел. так называемых «самозанятых». Это индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты за самих себя, т.е. не производящие выплаты в пользу других физических лиц, фермеры, частнопрактикующие граждане (нотариусы, адвокаты). К этим категориям граждан применяется другой принцип исчисления страховых взносов. Они уплачивают фиксированные, не зависящие от доходов, взносы в Пенсионный фонд РФ и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Сумма выплат рассчитывается по общему тарифу и базе, привязанной к минимальному размеру оплаты труда. Самозанятые граждане могут не платить страховые взносы в случае прохождения военной службы, ухода за ребенком, инвалидом и в некоторых других случаях.

С 1 января 2013 г. введен увеличенный вдвое тариф взносов самозанятых (табл. 6.4).

Таблица 6.4. Тарифы страховых взносов для страхователей, не производящих выплаты физическим лицам

Фиксированный размер страхового взноса

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

МРОТ Г— 2 Г— тариф в ПФР Г— 12

МРОТ Г— тариф в ФОМС Г— 12

С 1 января 2013 г. МРОТ, установленный Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 232-О¦3, составляет 5205 руб. в месяц. Следовательно, самозанятые лица платят страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в следующих размерах: если лицо 1966 г. рождения и старше – 32 479,2 руб. (5205 • 2 • 26% •

  • • 12); если лицо 1967 г. рождения и моложе – по тарифу 20%, т.е. 24 984,0 руб. В ФОМС отчисления составляют: 5205 • 5,1% •
  • • 12 = 3185,46 руб.

Однако не исключено внесение корректив, уменьшающих обложение индивидуальных предпринимателей. Предлагается исходить из одного МРОТ, если величина их годового дохода не превышает 300 тыс. руб. Для ИП с боМЃльшим оборотом предусмотрена ставка с базой один МРОТ плюс 1% от суммы дохода, превышающего 300 тыс. руб.

В настоящее время рассматривается вопрос о передаче полномочий по администрированию социальных взносов (с сохранением их персонифицированного учета в ПФР) Федеральной налоговой службе. Для этого необходимо создать новую единую систему учета плательщиков и взносов. Сейчас ФНС идентифицирует их по ИНН, ПФР присваивает работникам страховой номер индивидуального лицевого счета – СНИЛС, а страхователям – отдельный регистрационный номер.

Рассмотрим деятельность основных внебюджетных фондов подробнее.

Развитие экономики и социальной сферы привели к разнообразию форм предоставления общественных услуг. В настоящее время помимо государственного пенсионного обеспечения, представляемого Пенсионным фондом РФ, существуют и негосударственные каналы финансирования пенсий в виде негосударственных пенсионных фондов. Соответственно различают обязательное пенсионное страхование и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Государственное обязательное и дополнительное пенсионное страхование финансируется за счет страховых взносов работодателя и предполагает персонифицированный учет, инвестирование пенсионных накоплений и выплату капитализированной государственной пенсии. В юридическом смысле это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Дополнительное страхование реализуется через добровольное софинансирование будущей пенсии гражданами и государством.

Негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение финансируется за счет добровольных взносов граждан и (или) их работодателей в адрес негосударственных пенсионных фондов и выплаты капитализируемых накоплений при выходе на пенсию. Негосударственное обеспечение реализуется путем заключения договоров с негосударственными пенсионными фондами.

  • [1] Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в ред. от 2 июля 2013 г.).
  • [2] Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2011 г. № 974.

Внебюджетные фонды: Пенсионный Фонд РФ, Фонд Социального Страхования, Фонд Обязательного Медицинского Страхования

Государственные внебюджетные фонды — это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения (рис.2.2). Начиная с 1999 г. многие фоны, прежде всего экономического назначения, были консолидированы с бюджетными (федеральные и региональные внебюджетные фонды с федеральным и региональным бюджетом соответственно). Например, произошла ликвидация отраслевых внебюджетных фондов НИОКР.

vnebjudzhetnyj-pensionnyj-fond_1.png

Рис.2.2 Внебюджетные фонды РФ.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства, а также оказывать социальную помощь гражданам РФ (за счет различно создаваемых социальных фондов). Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение .

К доходам внебюджетных фондов относятся: специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций; средства бюджета; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом; займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков.

В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том числе Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения РФ (с 01.01.2001 упразднен), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд обязательной социальной поддержки населения экономические Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др.

Рассмотрим подробнее отдельные фонды социального назначения.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением. Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета.

Внебюджетные фонды

Часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств и добровольных взносов юридических лиц. При отсутствии средств он может использовать кредиты банков. Страховые взносы — преобладающие доходы ПФР. Их плательщиками являются: работодатели российские и иностранные юридические лица; крестьянские (фермерские) хозяйства; общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; предприниматели без образования юридического лица; граждане, занимающиеся частной практикой; работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды; религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.

Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов служит начисленная оплата труда по всем основаниям для работодателей, в том числе колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, а также граждан, использующих труд наемных работников, в то время как для крестьянских хозяйств и граждан, занимающихся частной практикой, — доход. В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждений в денежной и натуральной формах независимо от финансирования. Страховые взносы (тарифы) устанавливаются в зависимости от категории плательщиков (табл.2.1).

Таблица 2.1

Страховые взносы по категориям налогоплательщиков

Категория населения

Страховой взнос

Работодатели (предприятия, учреждения, организации)

28%

Предприниматели, занимающиеся частной практикой

20,6%

Предприятия, учреждения, организации, выплачивающие авторские гонорары

26%

Граждане, использующие труд наемных работников

28%

Все работающие граждане

1%

Средства ПФР используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.

Перейти на страницу:123

Государственные внебюджетные фонды. Формирование государственных внебюджетных фондов

Пенсионный фонд РФ

Превращение экономики России из планово-распределительной в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Переход к рынку изменил как содержание, так и организационные структуры хозяйственного механизма. В ходе этого произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена — общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды.

Возникновение внебюджетных государственных фондов связано специальными видами расходов правительства. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались специальными доходами. Количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными.

Специальные фонды или счета существуют а Германии, Франции, Англии, Японии и США, а также во многих других странах. За счет их средств в отдельные периоды в отдельных странах покрывается более половины государственных расходов.

В условиях экономического кризиса в России, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у органов власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущих из них образовать целевые внебюджетные денежные фонды, тем самым ограждать эти потребности от значительного недофинансирования.

Впервые внебюджетные фонды стали создаваться с нашей стране в начале переходного периода к рынку на базе Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (от 10 октября 1991г).

В дальнейшем процесс их создания и функционирования регламентировался следующими Законами РФ:

  • · «О местном самоуправлении в РСФСР»(от 6 июня 1991 г.);
  • · «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов, представительных и исполнительных органов государственной власти, республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краёв, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» (от 15 апреля 1993 г.);
  • · «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (от 12 августа 1995 г.);
  • · «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» (от 23 сентября 1997 г.)
  • · Бюджетным кодексом РФ (от 31 июля 1998 г.)
  • · Законодательными актами, на основе которых были созданы отдельные внебюджетные фонды.

Решение об образовании государственных внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также представительные органы субъектов Федерации местного самоуправления. Подавляющее число внебюджетных фондов находится в собственности государства и муниципальных образований, но является автономными. Они имеют строго целевое назначение и создаются под конкретные программы, имеющие общегосударственное, региональное или местное значение, для осуществления которых бюджетных средств недостаточно и необходимы дополнительные финансовые ресурсы, мобилизуемые как в регионе, так и за его пределами.

Федеральные внебюджетные фонды формируются за счёт следующих источников:

  • · Специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда
  • · Отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций
  • · Средства бюджета
  • · Прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом
  • · Займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или коммерческих банков
  • · Иные не запрещенные законом поступления.

Ведущая роль принадлежит государственным социальным внебюджетным фондам:

Одновременно с социальными были созданы другие внебюджетные фонды. Крупнейшими из них были:

  • · Дорожные (федеральный и территориальные) фонды
  • · Воспроизводства минерально- сырьевой базы (федеральные и территориальные). Впоследствии значительная их часть была консолидирована в бюджеты.

В состав бюджета они включатся отдельными разделами, т.е. в виде целевых бюджетных фондов.

Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемые на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Внебюджетные фонды являются частью финансовой системы РФ и обладают рядом особенностей:

  • 1. они запланированы органами власти и управления, и имеют строго целевую направленность
  • 2. денежные средства фондов предназначены для финансирования расходов не включённых в бюджет
  • 3. все страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу
  • 4. они формируются за счёт специальных отчислений юридическими и физическими лицами
  • 5. денежные ресурсы фондов находятся в собственности государства, не входят в состав бюджета (различных уровней), не подлежат изъятию на какие- либо цели не предусмотренные законом
  • 6. расходование средств фондов осуществляется по распоряжению правительства РФ или специальными уполномоченными органами (правление фондов)
  • 7. из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции, для привлечения дополнительных средств, для финансирования инвестиционных программ, проектов.

Значительная часть внебюджетных фондов — юридические лица, но некоторые из них — это лишь средства на внебюджетном счёте, управление которым поручено существующим структурам (федеральным, региональным, муниципальным, общественным или даже коммерческим структурам).

Внебюджетные фонды помимо деления по принадлежности и инстуциирования в зависимости от решаемых ими задач можно классифицировать по цели создания, периоду функционирования, охвату проблем.

  • 1. В зависимости от целей создания внебюджетные фонды подразделяются на: экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические, экологические, культурно-просветительные и пр.
  • 2. В зависимости от предполагаемого периода функционирования программы или условно назначенного времени для осуществления конкретных целей фонды могут быть бессрочного, долгосрочного или краткосрочного действия.
  • 3. По охвату проблем внебюджетные фонды могут быть общего характера (фонд регионального развития) и более конкретного характера (например, фонд развития автомагистралей в республике, крае или области).

Внебюджетные фонды как субъект гос. финансовой системы не является однородными и не обладают ни всеобщими преимуществами, ни недостатками в сравнении с бюджетной формой существования. Они могут возникать и ликвидироваться лишь в связи с определёнными условиями, их предопределяющими, или отсутствием таковых.

Рисунок 2 — Предназначение государственных внебюджетных фондов

Пенсионный фонд РФ был создан 1 января 1992 года, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством в целях гос. управления финансами пенсионного обеспечения.

Пенсионный фонд РФ и его денежные средства находятся в гос. собственности РФ. Его денежные средства не входят с состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд РФ обеспечивает:

  • · Целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов;
  • · Организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • · Капитализацию средств ПФРФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • · Контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФРФ страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • · Организацию и ведение индивидуального (персонифированного) учета застрахованных лиц в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение гос. банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФРФ.

Источники образования Пенсионного фонда:

  • 1. страховых взносов работодателей
  • 2. страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по гос. выплате
  • 3. ассигнование из республиканского бюджета РФ, выплату гос. пенсий, пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению граждан и их семьям соц. пенсий, пособий на детей в возрасте старше 1.5 лет
  • 4. средств взимаемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований
  • 5. добровольные взносы юридическими и физическими лицами.

Основные направления использования средств пенсионного фонда:

  • 1. Выплата в соответствии с законодательством определенных видов пенсий (по достижению пенсионного возраста, по инвалидности, по случаю утери кормильца, за выслугу лет)
  • 2. выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше 1.5 лет
  • 3. оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам
  • 4. другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФРФ.

Система пенсионного обеспечения представляет собой технологическую цепочку, состоящую из целого ряда звеньев — от назначения до выплаты пенсий. Это региональное отделение Пенсионного фонда — банк — управление социальной защиты населения субъекта РФ — районный (городской) орган соцзащиты — почта (Сбербанк) — пенсионер. Назначением пенсий занимаются органы социальной защиты населения, а финансирование выплат пенсий возложено на органы ПФ РФ. Сегодня распределение функций в пенсионной системе таково, что более 90% всего бюджета ПФ РФ перечисляется в учреждения социальной зашиты населения для выплаты пенсий. бюджетный пенсия страховой тариф

ПФ РФ и его региональные отделения на местах наделены очень широкими полномочиями в осуществлении контрольных функций. Процедура контроля за правильным расходованием средств включает проверку правильности назначения (перерасчета), начисления пенсий, их выплату и доставку, проверку банковских операций по расходованию пенсионных средств, проверку состояния учетно-отчетной документации по пенсионным платежам.

Используемые источники:

  • https://www.audit-it.ru/terms/trud/pensionnyy_fond.html
  • https://www.sravni.ru/enciklopediya/info/vnebjudzhetnye-fondy/
  • https://studme.org/36991/finansy/vnebyudzhetnye_fondy
  • https://frols.ru/vnebjudzhetnyj-pensionnyj-fond/
  • https://studwood.ru/1353203/finansy/vnebyudzhetnye_fondy

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации