Бюджет пенсионного фонда формировался за счет взносов работодателя в составе Единого социального налога (ЕСН). Единый социальный налог введенный в 2001 году объединил в себе отдельные платежи, уплачиваемые предприятиями в три фонда — Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Ставка ЕСН стала составлять на тот момент 35,6% от фонда оплаты труда, что сократило страховые отчисления организаций и работников более чем на 3%.[1] Основная ставка перечислений в Пенсионный фонд осталась прежней и составляла 28% с применением регрессивной шкалы. После вступления в силу ЕСН был принят закон №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» 17 декабря 2001 года и закон №167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». В результате в распределительный механизм пенсионной системы встроен накопительный элемент, как уже упоминалось ранее, и пенсия стала состоять из трех частей. Изменился и порядок распределения ЕСН в части пенсионных взносов. Общий тариф составлял 28%, его поделили на 2 части: одна часть в размере 14%, направлялась в федеральный бюджет на выплату базовой части пенсии текущим пенсионерам, а вторая часть — 14%, направлялась в Пенсионный фонд и распределялась еще на 2 составляющих. 8% из нее отчислялось на страховую часть и 6% на накопительную часть, но это касалось только лиц моложе 1967 года рождения. Для мужчин старше 1952 года рождения и женщин старше 1956 года все 14% перечислялись на страховую часть пенсии. Для мужчин с 1953 по 1966 г.р. и женщин с 1957 по 1966 г.р. на страховую часть отчислялось 12% и на накопительную 2%. Однако такой порядок сохранялся только до 2007 года. После 2007 года были внесены изменения в закон, в результате накопительные счета граждан старше 1967 года рождения с 2007 года и по сей период не пополняются обязательными страховыми взносами на накопительную часть трудовой пенсии. Таким образом, на текущий момент времени накопительная часть будущей пенсии присутствует у мужчин моложе 1953 года рождения и женщин моложе 1957 года рождения включительно, но с 2007 года накопительная часть пополняется только у граждан моложе 1967 года рождения. Это означает, что около 30 миллионов человек (почти 40% экономически активного населения страны на тот период времени) были исключены из системы накопительного пенсионного страхования. По данным Федеральной службы государственной статистики, именно в период приблизительно с 1950 по 1965 год наблюдался всплеск рождаемости в стране.[2] Первые пенсионеры этого периода появятся в 2012 году. Допустив граждан этого возраста к участию в накопительной программе, можно было немного снизить нагрузку на работающее население в период, когда эти люди выйдут на пенсию. Но в таком случае необходимо больше средств выделять из федерального бюджета фактическим пенсионерам на выплаты пенсии, к чему очевидно государство не готово.
Введение ЕСН вызвало ряд противоречий. Проблемы заключались в следующем: с 2001 года доходы ПФР формировались за счет поступивших сборов ЕСН, порядок уплаты ЕСН и размер тарифов регламентировались Налоговым кодексом. Это означает, что решения об увеличении размеров пенсий и решения об изменении тарифов налоговых сборов в пенсионную систему принимались различными ведомствами, цели которых не всегда совпадали. На ЕСН была возложена задача не только выступать источником финансирования социальных обязательств государства, но и одновременно с этим служить катализатором политики легализации доходов населения. В связи с чем, с 1 января 2005 года максимальный тариф ЕСН уменьшен с 35,6% до 26%, в том числе доля поступлений на пенсионное обеспечение снизилась на 8 пунктов и составила 20%. Изначально распределение осуществлялось следующим образом: на накопительную часть — 4% на страховую — 10%, на базовую- 6%.[3] Такой порядок зафиксирован на период с 2005 до 2007 года, позже проценты перераспределили: на страховую часть отчислялось 8%, на накопительную — 6%, базовая осталась без изменений (детально описано в предыдущем абзаце). Однако обязательства по выплатам пенсий пенсионерам продолжали увеличиваться. Сокращение ЕСН привело к уменьшению поступлений в ПФР средств, обеспечивающих выплаты базовой и страховой частей трудовой пенсии. В результате увеличилась зависимость ПФР от средств федерального бюджета. Так в 2007 году доля поступлений из федерального бюджета в общем бюджете ПФР превысила 50%.[4] Ожидания в отношении того, что снижение ставки ЕСН приведет к выводу из «тени» заработной платы налогоплательщиков и компенсирует новыми поступлениями сниженный тариф — не оправдались. Становится очевидным, что переход от способа сбора доходной части бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) за счет страховых взносов, собираемых самим ПФР, к уплате налогов (ЕСН) оказался неэффективным. И, как следствие, с 2011 года ЕСН отменен. Все вышеописанные изменения представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Ставки социальных взносов с 1997 по 2012 гг. в России121
Наименование платежа |
1997г, % |
2001г, % |
2005г, % |
20 Юг, % |
2011 г, % |
% |
Всего: |
39,6 |
35,6 |
26 |
26 |
34 |
30 |
ЕСН |
— |
35,6 |
26 |
— |
— |
— |
В том числе: |
||||||
ФСС |
5,4 |
4,0 |
3,2 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
Фонд занятости |
1,5 |
— |
— |
— |
— |
— |
ОМС |
3,7 |
3,6 |
2,8 |
3,1 |
5,1 |
5,1 |
Отчисления работников в ПФР |
1 |
— |
— |
— |
— |
— |
ПФР |
28 |
28 |
20 |
20 |
26 |
22 |
Дотации в ПФР средств из Федерального бюджета |
н/д |
5,4[5][6] |
51 |
62 |
50 |
н/д |
Коэффициент замещения пеней- ей |
н/д |
31,6 |
27,6 |
35,4 |
35,1 |
н/д |
Доля пенсий в ВВП страны |
— |
5,5 |
5,9 |
9,6 |
9,2 |
н/д |
- [1] Федеральный закон от 5 августа 2000 г. №118-ФЗ. «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акции Российской Федерации о налогах» // Парламентская газета. 2000. №151-152.
- [2] Численность и состав населения. 1ЖЬ: http://db2.gks.ru/visual2/ (дата обращения: 12.06.2010)
- [3] Федеральный закон от 20.07.04. №70-ФЗ. « О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса РФ, Федеральный Закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и признании утратившим силу некоторых положений законодательных актов РФ» // Российская газета. 2004. №159.
- [4] Гонтмахер Е.Ш. Пенсионные системы: мировой и российский опыт // Общество и экономика. 2008. №9. С. 64.
- [5] Динамика среднего размера назначенных пенсий. 1ЛПл http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/population/urov/docЗ-l-l.htm; Годовой отчет ПФР за 2011 год. 1ЛИл http://files.pfrf.ru/userdata/presscenter/docs/201 l_godovoj_otchet.pdf
- [6] Бюджет РФ. 1ЛИл http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/2002/ 8сЬра12002ЬиН010/зсЬра1582002Ьи1110-4.htm
Минусинский район — муниципальный район в южной части Красноярского края. Площадь территории 3205 км², население — 26001 человек. Район является одним из туристских центров Красноярского края. Минусинский район расположен в южной части Красноярского края, на правом берегу реки Енисей, в центральной части Минусинской котловины. На территории района расположены известное как лечебное озеро Тагарское, озёра Большой и Малый Кызыкуль, несколько более мелких озёр. По территории района протекают реки Лугавка, Тесинка, Минусинка.
Сопредельные территории: север: Краснотуранский район Красноярского края северо-восток: Курагинский район Красноярского края юго-восток: Каратузский район Красноярского края юг: Шушенский район Красноярского края юго-запад и запад: Республика Хакасия.
На территории района тринадцать сельсоветов. Глава района — Клименко Александр Александрович. По состоянию на 2019 год Совет состоит из 21 депутата. Административный центр муниципального образования Минусинский район — город Минусинск (самостоятельное муниципальное образование).
Основная отрасль специализации района — сельское хозяйство.
спутник
Официальный интернет-портал правовой информацииИспользуемые источники:
- https://studref.com/309887/finansy/edinyy_sotsialnyy_nalog
- http://www.amr24.ru/upload-files/pfr/brosh.pdf