Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 19

Обращение в государственные органы. Портал «Госуслуги»

На Портале государственных и муниципальных услуг реализовано несколько способов обратной связи с пользователями – это подача обращений граждан в электронном виде в органы власти, передача Оператору Портала предложений и замечаний по работе Портала, передача информации о найденных ошибках на Портале.

Зачем это нужно?<o>

Существует несколько причин.

Во-первых, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 2 мая <st1>2006 г. N 59-ФЗ, органы власти обязаны принимать и рассматриватьобращения граждан, в том числе, в электронном виде, при соответствии обращения определенным требованиям. Сейчас Портал обеспечивает единую точку подачи обращений в любой федеральный орган власти. В ближайшее время будет налажена передача обращений в региональные органы власти. В дальнейшем Портал обеспечит передачу обращений также и в муниципальные органы власти.</st1>

Во-вторых, основной механизм улучшения и развития – механизм обратной связи. Его суть состоит в том, что люди, принимающие решения, должны знать и ориентироваться на то, что думают граждане о работе государственных органов, как видят их работу, и какие потребности граждан не удовлетворяются. Без этого невозможно эффективное управление. Аналогично и с работой Портала – присылаемые предложения и замечания рассматриваются и на основании этого формируются планы по доработке и развитию. Разработчики получают постановку задачи и исправляют программные ошибки, органы власти устраняют ошибки и неточности в описаниях услуг.

Что сделано и как это работает?<o>

  1. Подача электронных обращений граждан в органы власти<o>

Для подачи обращений в органы власти нужно зарегистрироваться и войти в свой «Личный кабинет», ссылка для входа в который расположена в правом верхнем углу на главной странице. В личном кабинете необходимо перейти в раздел «Обращения» и выбрать «Добавить обращение». После этого откроется окно электронной формы с полями для заполнения.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ст. 7, п.1, для того, чтобы орган власти рассмотрел обращение, оно должно отвечать следующим требованиям:

«Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату».<o>

В соответствии с тем же Федеральным законом, «обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».

Если Вы указали в обращении все требуемые данные, оно поступает в орган власти, где обрабатывается в соответствии с законодательством. Орган власти должен дать ответ в течении 30 дней со дня регистрации обращения (возможно продление срока ответа не более чем на 30 дней, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение).

Если Вы указали требуемые данные не полностью, Вам поступит ответ от Портала о том, что данных для принятия обращения к рассмотрению недостаточно.<o> </o>

  1. Отправить свое предложение по работе Портала<o>

В правом столбце на большинстве страниц Портала отображается кнопка «Отправить сообщение». При нажатии кнопки открывается электронная форма с полями для заполнения. Эта форма предназначена для сбора Ваших мнений и пожеланий по работе Портала.

После заполнения и отправки этой формы, Ваши предложения или мнения попадают на обработку к операторам Портала, сортируются по тематикам и передаются разработчикам Портала, редакторам Портала или органам власти, в зависимости от типа предложения.

Например, еслиВы посылаете сообщение с предложением «нужно изменить порядок разделов на главной странице», оно уйдет на рассмотрение разработчикам. Если это просьба уточнить размещенную на Портале информацию о какой-то услуге, то она попадет к ответственному за эту услугу органу власти.<o> </o>

  1. Оправить отчет о найденной ошибке<o>

Если Вы нашли орфографическую или содержательную ошибку на Портале, можно выделить текст с ошибкой и нажать сочетание клавиш ctrl+enter, после чего откроется окно отправки ошибки. После отправки Ваши сообщения попадают на обработку к операторам Портала, сортируются по тематикам и передаются разработчикам Портала, редакторам Портала или органам власти, в зависимости от типа предложения.

<o> </o>

Сейчас Портал осуществляет передачу Ваших обращений федеральным и региональным органам власти. Передача обращений в муниципальные органы власти пока не производится, т.к. отсутствуют необходимые контактные данные, многие муниципальные образования не готовы к принятию обращений в электронном виде. Сообщения, обращенные к муниципальным органам власти, отправленные через Портал, будут передаваться адресатам по мере появления их контактных данных.

Пользователи, отправившие свои сообщения одними из первых, заметили задержку с ответами. Это было связано с тем, что система обработки обращений настраивалась и отрабатывались различные варианты ее работы. Сейчас решено большинство проблем возникавших на этапе запуска, работа налажена и мы полностью готовы к приему Ваших обращений.

<o> </o>

Что дальше?<o>

В соответствии с планом по переходу на предоставление услуг в электронном виде, следующим шагом развития системы приема обращений будет возможность отслеживать, на каком этапе обработки находится отправленное Вами обращение. Статус обращения можно будет увидеть после входа в свой «Личный кабинет». В дальнейшем, ответ на обращение Вы сможете получить в электронном виде. 

Схема обработки обращений, поступающих на Портал госуслуг<o>

   Создать учётную запись органа государственной власти можно только из подтверждённой учётной записи физического лица – руководителя организации или представителя, имеющего право действовать от имени организации без доверенности.

   Процедура регистрации ОГВ из подтверждённой учётной записи пользователя включает в себя три основных шага. 

   Шаг 1. Авторизуйтесь на едином портале госуслуг и нажмите вкладку «+ Добавить организацию». На шаге заполнения формы с данными юридического лица необходимо выбрать в качестве типа организации «Государственный орган или организация» (рисунок 1). 

51020162_2-550x308.jpg

Рисунок 1 — Добавление организации

   Шаг 2. Подключите к компьютеру квалифицированную электронную подпись (рисунок 2). Также должны быть предварительно выполнены следующие действия:

  1. Для некоторых носителей электронной подписи требуется установить специальную программу – криптопровайдер (например, КриптоПРО CSP).
  2. Установить специальный плагин веб-браузер, наличие плагина будет проверено автоматически при нажатии на кнопку «Продолжить».

   Для продолжения регистрации органа государственной власти следует нажать на кнопку «Продолжить».

51020162-550x471.jpg

Рисунок 2 — Инструкция по добавлению организации

   Шаг 3. . После этого появится возможность указать следующие данные (рисунок 3):

  • тип органа власти;
  • территориальная принадлежность (для федеральных органов власти следует указать «Российская Федерация», для органов власти субъектов РФ – соответствующий регион и др.);
  • ОКТМО – код по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований; после его ввода под полем появится информация из справочника, какому муниципальному образованию соответствует введённый код;
  • ведомство, подтверждающее статус органа государственной власти – уполномоченному лицу этой организации будет отправлен запрос на подтверждение статуса регистрируемой организации. Для выбора перечня (рисунок 4) следует выбрать вышестоящую организацию (если она присутствует в перечне), либо другую организацию, уполномоченный сотрудник которой может подтвердить статус регистрируемой организации как ОГВ.

   После заполнения этих полей (а также данных, необходимых для регистрации любого юридического лица, т.е. не специфических для ОГВ) необходимо нажать на кнопку «Продолжить». После успешного ввода пин-кода для электронной подписи будет произведена стандартная проверка данных руководителя организации по ЕГРЮЛ.

Рисунок 3 — Дополнительные данные организации при регистрации органа государственной власти

   После проверки данных по ЕГРЮЛ появится возможность перейти в профиль организации, однако специфические данные, характерные для ОГВ, не будут отображаться: до тех пор, пока уполномоченный сотрудник организации, подтверждающий статус ОГВ, не подтвердит заявку, данная учётная запись будет иметь статус обычного юридического лица. О факте рассмотрения соответствующей заявки сообщает соответствующий информационный блок в профиле зарегистрированной организации (см. рисунок 4). После принятия заявки учётная запись получит статус ОГВ,  информационный блок пропадёт из профиля, а инициатору заявки на его служебный адрес электронной почты будет направлено письмо-уведомление. В случае отклонения заявки статус ОГВ присвоен не будет, но учётная запись юридического лица сохранится.

Рисунок 4 — Заявка на регистрацию ОГВ в процессе рассмотрения

Рисунок 5 — Уведомление об утверждении заявки на регистрацию ОГВ

В ряде случаев целесообразно обратиться за официальным письменным разъяснением по интересующему вас вопросу. Право обращения российских граждан в государственные органы власти и органы местного самоуправления закреплено в Конституции РФ (ст. 33); механизм реализации этого права детализирован в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Граждане имеют право обращаться лично либо в письменном виде. Письменное обращение, как правило, должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня его регистрации. В ответ на свое обращение гражданин может получить письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Рассмотрение обращений граждан и ответ на них осуществляется бесплатно. Следует помнить, что правила Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ не применяются, если специальный порядок рассмотрения обращений предусмотрен другими законами (в частности, такой порядок установлен Законом РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»). Кроме того, этот закон не распространяется на случаи обращений юридических лиц. Порядок рассмотрения обращений юридических лиц определяется подзаконными актами отдельных органов исполнительной власти РФ, в частности инструкциями и административными регламентами. Перечень этот достаточно широк; в СПС «Гарант» существует справка, в которой приведены такие регламенты и инструкции.

Государственно-правовым управлением Президента РФ подготовлен справочник по оформлению НПА Администрацией Президента. Справочник может быть полезен любому для целей сверки и правильного написания и склонения названий органов государственной власти РФ и ее субъектов, наименований, относящихся к международной и религиозной тематике, общепринятых географических сокращений, а также вводных слов и оборотов. Здесь также содержится словарь-справочник управления в русском языке. Доступен на сайте СПС «Гарант» по ссылке: garant.ru/producls/ipo/prime/сос/70111106/

Портал «Госуслуги»

Государственные органы стараются идти в ногу со временем, подтверждением тому является созданный недавно единый интернет-портал государственных и муниципальных услуг: gosuslugi.ru. Портал организован таким образом, чтобы обеспечить быстрый поиск информации о государственной и муниципальной услуге в Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и предоставление такой услуги в электронной форме. Все услуги на портале разделены по категориям потребителей: российским и иностранным физическим лицам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и соотнесены с конкретным регионом РФ: место получения услуги определяет как наличие самой услуги, так и условия ее предоставления. Поэтому для начала работы с порталом нужно указать область (край, республику), где находится потребитель услуги. Информация по услугам систематизирована по: тематике, ведомству, ответственному за оказание услуги, жизненным ситуациям, в которых определенная услуга может быть необходима, а также по популярности услуг. Здесь размещено описание практически всех услуг, которые оказываются федеральными, региональными органами власти РФ и органами местного самоуправления. Единый портал находится в постоянном развитии: еженедельно появляются новые электронные формы заявлений по государственным услугам, ранее по которым была размещена лишь справочная информация.

В том случае, если вы не знаете, на какую конкретно услугу вы имеете право, то можно воспользоваться поиском по «жизненным ситуациям». Так, если физическое лицо хочет начать предпринимательскую деятельность, ему необходимо обратиться к ситуации «Открываем собственный бизнес». В этой категории пользователь найдет информацию по процедурам и порядку открытия своего дела, включая указания на соответствующие нормы законов, ссылки на иные интернет-ресурсы и перечень доступных услуг. Возможен поиск услуг, организаций, документов и форм по ключевым словам. В рубрике

«Консультирование» содержится информация о порядке и способах обращения за консультацией.

Каждой услуге присвоена информационная карточка, в которой содержится описание услуги, орган, отвечающий за ее предоставление, информация о стоимости и сроках исполнения. Здесь же можно ознакомиться с бланками заявлений и формами, которые следует заполнить для обращения за услугой, а также с перечнем документов, необходимых для получения услуги. Зарегистрировавшись в «Личном кабинете», можно обратиться за услугой в электронном виде (если такая возможность уже реализована соответствующим ведомством), а также воспользоваться другими онлайн-сервисами. На портале действует механизм единой авторизации, не требующий повторного ввода учетных данных и позволяющий однозначно идентифицировать пользователя в системе. Также в «Личном кабинете» по номеру документа можно отследить статус своего обращения. Помимо информации об услугах на портале публикуются актуальные новостные и аналитические материалы по теме соответствующей услуги (рубрики «Последние публикации» и «Вопрос — Ответ»).

Если по каким-либо причинам в предоставлении услуги было отказано или сроки ее исполнения были недопустимо затянуты, сведения об установленных законодательством условиях отказа в услуге и о возможностях обжаловать это решение размещены в соответствующей рубрике портала. Важно помнить о вашем праве обжаловать отказ в предоставлении информации или услуги. Порядок такого обжалования (административный и судебный) закреплен целым рядом актов1. Законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за отказ в предоставлении информации. Значительное количество судебных решений свидетельствует о сложившейся правоприменительной практике обжалования отказов государственных органов предоставить информацию. Обратим внимание на то, однако, что в ряде случаев в законе установлено право, а не обязанность государственного органа предоставлять информацию. При этом зачастую на практике оговорка в НПА о том, что предоставляется только информация, которая непосредственно затрагивает права и свободы обратившегося гражданина, толкуется органом не в пользу гражданина (если только гражданин прямо не упоминается в соответствующих документах).

Например, ч. 6 ст.7 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает право органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, предоставлять обобщенную информацию, полученную на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, по запросу любого лица, если предоставление такой информации не нарушает права и законные интересы правообладателей. Поскольку предоставление такой информации является правом, а не обязанностью регистрирующего органа, отказ в предоставлении такой информации на практике может последовать без объяснения причин.

В соответствии с Постановлением Правительства от 20.11.2012 № 1198 «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг», к январю 2014 г. должна начать работать госинформсистема, которая будет обеспечивать процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

В настоящее время целый ряд государственных органов создают возможности для обращения к ним граждан в электронном виде. Обратиться в ряд ведомств можно через портал «Госуслуги» или напрямую. Например, такая система действует на официальном сайте Президента РФ ( president.kremlin.ru/mail/about.shtml); на сайте Правительства РФ (government.ru/online/); на сайтах большинства федеральных органов власти, (например, ФНС России nalog.ru/customs_union), а также в судах РФ (например, my.arbitr.ru/11.

Информация с ограниченным доступом

Конституция РФ (ч. 4 ст. 29) гласит, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». При поиске, последующей обработке и распространении информации необходимо помнить, что существует информация с ограниченным доступом. Речь идет об информации, содержащей государственную тайну, служебную тайну, коммерческую тайну, персональные данные, налоговую тайну и банковскую тайну. Соответственно, за разглашение такой информации с ограниченным доступом законодательством предусмотрена административная, уголовная, гражданская и дисциплинарная ответственность.

В российском законодательстве нет единого подхода к определению конфиденциальной информации. Конфиденциальная коммерческая информация определяется в целом ряде законов: ст. 727, 1032 ГК РФ, Федеральном законе от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», Федеральном законе от 27.07.2006 № 1 52-ФЗ «О персональных данных», Законе РФ от 27.12.1991 № 21 24-1 «О средствах массовой информации», в ст. 8 Таможенного кодекса Таможенного союза и др.

В частности, отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны, регулируются Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Информация составляет коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель такой информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Федеральным законом от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введено понятие инсайдерской информации. Перечень сведений, относящихся к инсайдерской информации, меняется в зависимости от субъекта — носителя такой информации. За неправомерное использование инсайдерской информации законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность, соответствующие составы правонарушений введены в КоАП РФ и УК РФ.

Законодательством РФ установлен особый режим и порядок отнесения сведений к государственной тайне, различные степени секретности данных в зависимости от степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений (секретно, совершенно секретно, особой важности), регламентирована процедура рассекречивания таких сведений и т.д. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством (ст. 26 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»).

В силу Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» все без исключения органы власти и местного самоуправления, юридические и физические лица, осуществляющие обработку персональных данных, обязаны соблюдать определенные этим законом принципы и правила, и не разглашать персональные данные без согласия субъекта данных. Лица, ответственные за разглашение персональных данных, несут административную, дисциплинарную и уголовную ответственность. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.

«…Первой известной утечкой персональных данных был признан случай 1903 г. с кражей амбулаторных карт пациентов психиатрического госпиталя в Южной Каролине. Отсчет же цифрового «потопа» начался в 1984 г., когда была взломана компьютерная система в онкологическом центре Sloan-Kettering в Нью-Йорке и совершена кража медицинских записей 250 пациентов. И уже через год случилась первая масштабная утечка: в рамках хакерского вторжения в компьютерную систему бюро кредитных историй TRW могли быть скомпрометированы данные 90 млн человек. Создание Всемирной паутины (WWW) сделало «миллионный» масштаб утечек информации нормой. Впрочем, по данным InfoWatch, на интернет-каналы сейчас приходится лишь 16% таких случаев. Остальное утекает по старинке: в 20% случаев информация теряется через бумажные документы, через настольные компьютеры, сервера, жесткие диски — 25%, ноутбуки и мобильные устройства — 12%, съемные носители (CD, флеш-накопители) — 8%. Ну и немного «прокачивается» через электронную почту и даже архаичный факс (7%). Капелька лени и невнимательности офисных работников — и тысячи конфиденциальных бумаг летят на помойку, где их уже ждут «мусорные копатели» (трэш-дайверы)». По материалам: top.rbc.ru/economics/16/08/2011/610694.shtml.

Используемые источники:

  • https://gosuslugi.livejournal.com/1705.html
  • https://egov.astrobl.ru/stranica-sayta/registraciya-organov-ispolnitelnoy-vlasti-v-esia
  • https://studme.org/1690052711985/pravo/obraschenie_gosudarstvennye_organy_portal_gosuslugi

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации