Содержание
- 1 Что такое приватизация квартиры?
- 2 Как приватизировать квартиру через Госуслуги?
- 3 Список документов
- 4 Завершение приватизации
- 5 С чего нужно начинать приватизацию
- 6 Начинаем приватизацию через портал Госуслуг
- 7 Как подать заявление на приватизацию через портал
- 8 Сбор документов для приватизации
- 9 Дальнейший алгоритм действий по приватизации
- 10 Общее описание
В приватизации муниципального жилья гражданин России может участвовать лишь единожды. Поэтому, прежде чем получить разрешение от уполномоченных органов, потребуется предъявить справку о том, что ранее заявитель этого не делал. Подать заявку на приватизацию можно в электронном виде прямо на сайте Госуслуг. Конечно, обращением на портал процедура не ограничится. При сборе документов придется дополнительно посещать и другие организации.
Рассмотрим подробнее, как проводится приватизация квартиры через Госуслуги, и какие потребуются документы.
Что такое приватизация квартиры?
Приватизация — это безвозмездная передача муниципальной (государственной) собственности в частные руки. Регламентируется ФЗ-178 от 21.12.2001 г.
Процедура приватизации осуществляется при участии местных органов власти того населенного пункта, в котором находится недвижимость. Приватизировать квартиру можно бесплатно. Оплата предусмотрена лишь при повторном обращении с просьбой выкупить определенную жилую площадь, согласно установленным нормам законодательства. При этом стоимость должна соответствовать тарифам за 1 м2, принятым на занимаемой территории.
Приватизация осуществляется в течение 60 дней. Именно такой предельный срок установлен законодательством для передачи жилья частному лицу. В завершении процедуры у нового собственника на руках остается договор о передачи прав имущества, подписанный главой поселения.
Относительно приватизации отдельных объектов недвижимости существуют определенные ограничения. Например, запрещено приватизировать служебные квартиры.
Обязательно нужно согласие всех граждан, зарегистрированных в квартире, которую планируют приватизировать. Если проживающие на территории жилой площади заполнят формы отказа, они не утратят своего права на приватизацию в дальнейшем и смогут принять в данном процессе участие по отношению к другой муниципальной собственности.
Для успешной приватизации требуется соблюдения нескольких обязательных условий:
- российское гражданство;
- отсутствие приватизированных жилых площадей;
- регистрация в приватизируемой квартире;
- постоянное проживание на данной жилой площади.
Если среди участников приватизации есть несовершеннолетний, за него дают согласие его родители или опекуны.
Как приватизировать квартиру через Госуслуги?
Чтобы подать заявку на приватизацию через Госуслуги, нужно войти на сайт под своими данными. Если аккаунта на портале пока нет, придется пройти регистрацию.
Зайдите на сайт Госуслуги и перейдите на форму регистрации, нажав на одноименную кнопку. Укажите фамилию, имя, мобильный телефон и адрес электронной почты. Нажмите «Зарегистрироваться». Перейдите по ссылке, которая пришла с письмом на электронную почту, подтверждая регистрацию. После этого будет открыт доступ в личный кабинет.
Чтобы составить заявление на приватизацию на сайте Госуслуги, воспользуйтесь пошаговой инструкцией:
- Зайдите на портал под своим логином и паролем.
- Войдите в раздел «Услуги» и выберите пункт про приватизацию муниципального жилья. Если найти его не получается, можно осуществить поиск путем ввода нужного запроса в поисковую строку на сайте.
- Откроется форма заявления, которую нужно заполнить. Личные данные частично будут взяты из учетной записи и выпадут автоматически. Проверьте правильность их отображения, в случае необходимости внесите корректировки
- Укажите данные о квартире, подлежащей приватизации.
- Заполните поля со сведениями о составе семьи, зарегистрированных граждан в квартире и прочее.
- Введите основания для приватизации.
- В конце укажите контакты.
Проверьте данные заявления в последний раз и отправьте документ на рассмотрение.
Когда проверка будет завершена, а на это обычно требуется около 48 часов, в личной ленте отобразится соответствующее уведомление. Возможно два результата: заявка принята или получен отказ с требованием доработать ее. При успешном принятии заявки пользователю предложат адрес для предъявления полного списка документации. Они необходимы, чтобы заключить договор на приватизацию собственности.
Список документов
Нужны следующие документы:
- ордер, подтверждающий право на использование занимаемой жилой площади;
- технический паспорт на квартиру (в нем обязательно представлен план многоэтажного дома, этажность и прочее) — технический паспорт выдается БТИ, услуга платная;
- паспорт гражданина РФ, который готовит документы на приватизацию квартиры;
- паспорта граждан, зарегистрированных вместе с заявителем;
- справка, подтверждающая отсутствие приватизации в прошлом;
- справка о составе семьи;
- выписка из домовой книги;
- справка, подтверждающая отсутствие задолженностей по коммунальным платежам;
- кадастровый паспорт.
Обратите внимание! Справка об отсутствии других приватизированных площадей берется в разных местах. Все зависит от того, за какой период нужны данные. Если нужна информация с 1991 по 1998 год, она берется в БТИ. Данные после 1998 года хранятся в ЕГРН.
Завершение приватизации
По завершении приватизации составляется договор о передаче квартиры в частные руки. Он представлен в письменной форме, согласно требованиям ст.217 ГК РФ.
Договор подается в Росреестр для регистрации собственности. В ЕГРН вдается вписка из свидетельства о постановке объекта недвижимости на учет.
Жилое помещение полностью переходит в собственность гражданина только после приватизации. При проведении этой процедуры гражданин получает свидетельство о праве на жильё и возможность свободно им распоряжаться. Особый интерес собственников вызывает оформление через специализированный портал, так как приватизировать квартиру через Госуслуги можно с наименьшими затратами времени и сил.
Однако нужно принять во внимание, что приватизация через портал только инициируется, а какую-то обязательную часть из пакета документов придётся получать при посещении соответствующих учреждений.
С чего нужно начинать приватизацию
Эта услуга предоставляется бесплатно и только один раз. Предоставляет её администрация того населённого пункта, где находится жильё. Бесплатна сама процедура, но за оформление придётся заплатить госпошлину, она составляет 2 тыс. руб.
Срок, в течение которого жилплощадь переходит в полную собственность, не превышает 60 дней, и после процедуры рассмотрения гражданин получает договор о праве собственности.
Процесс приватизации квартиры через Госуслуги имеет определённые ограничения:
- не может распространяться на служебные помещения. То же касается жилплощади в аварийном доме, или в доме, признанным культурным наследием.
- требует согласия всех лиц, которые в этом заинтересованы, то есть тех, кто зарегистрирован в приватизируемой квартире;
- при необходимости от участия в процессе можно отказаться, используя соответствующую форму. Тогда у отказавшихся останется возможность участия в приватизации другой муниципальной квартиры. Если же гражданин уже получил свою долю собственности, право приватизации какой-либо другой квартиры он утрачивает.
Приватизация – процесс обратимый, и жилой объект можно вернуть государству.
Начинаем приватизацию через портал Госуслуг
С самого начала процесса нужно найти ордер на квартиру, или другие документы, согласно которым жилплощадь была предоставлена в собственность.
Ордер даёт право на приватизацию жилья, по нему с муниципалитетом заключают договор социального найма.
Если у гражданина имеются эти необходимые для успешной приватизации документы, он может приступать к процедуре приватизации квартиры через Госуслуги, отправив на портал соответствующее заявление.
Как подать заявление на приватизацию через портал
Нужно зайти в свой личный кабинет. Если гражданин до сих пор не зарегистрирован на портале, ему нужно пройти регистрацию и верифицировать её. В каталоге услуг следует выбрать раздел о приватизации. Если это вызывает затруднения, можно воспользоваться поисковой строкой.
После перехода по ссылке скачайте шаблон для заполнения.
В заявлении имеется пункт, касающийся недвижимости. В него необходимо внести подробные сведения, такие как адрес, общая площадь, число комнат, этаж, и прочие.
Следующий пункт заявления касается состава семьи: сколько человек зарегистрировано и постоянно проживает в квартире, их степень родства.
Далее необходимо указать основания для инициирования процесса приватизации, и затем свои контакты.
Полностью заполненное заявление направляется на проверку. Время проверки на портале составляет двое суток, после чего заявителю сообщается, что документ принят в работу, или же портал Госуслуги отказывает в приватизации квартиры через с рекомендациями по доработке документа.
Если заявление принято, заявителю предлагается прийти по нужному адресу с пакетом документов, необходимым для заключения договора о приватизации.
Сбор документов для приватизации
Список требуемых документов определён на законодательном уровне, поэтому ничего изменить, добавить или убрать нельзя.
Для приватизации жилплощади через портал требуется такой перечень документов:
- Паспорта, как самого заявителя, так и тех лиц, которые вместе с ним участвуют в приватизации. Все страницы паспортов должны быть дополнительно отксерокопированы.
- Ордер и договор социального найма;
- Справка о том, что раньше заявитель и все участвующие лица не принимали участия в таком процессе;
- Документы о прописке (регистрации). Это страница из домовой книги, или справка из паспортного стола;
- Документы, подтверждающие состав семьи, проживающей на приватизируемой площади;
- Паспорт на жилплощадь (кадастровый), в нём должна содержаться оценочная стоимость квартиры;
- Технический паспорт из БТИ, содержащий этажный план.
Все документы должен собирать заявитель, поэтому начать делать это нужно заранее. Наиболее затратная по времени процедура – заказ паспорта в БТИ, так как инспектор должен посетить объект, и провести осмотр. Важное дополнение: если в ней раньше производилась перепланировка, её обязательно следует узаконить, иначе процедуру приватизации пройти не удастся. Стоимость оформления технического паспорта, выдаваемого БТИ, зависит от региона, в Москве, например, составляет 1800 руб.
кадастровый паспорт выдаётся в регистрационной палате, но заказывать его удобнее в МФЦ. Стоимость такого паспорта — от 1000 до 2000 руб.
Выписка из лицевого счёта об отсутствии задолженности за коммунальные услуги выдаётся в управляющей компании.
Дальнейший алгоритм действий по приватизации
Собранный пакет документов передаётся в муниципальные органы. Как только он будет готов, все документы отдаются заявителю для дальнейшего оформления свидетельства.
Не отдаётся только заявление, оно остаётся в муниципалитете.
С готовым пакетом документов нужно обратиться в МФЦ или непосредственно в регистрационную палату, где пишется заявление об оформлении права собственности на жилплощадь.
Такое оформление длится 7 дней, после чего заявитель получает свидетельство, и с ним вместе — выписку из реестра.
Теперь гражданин, приватизировавший квартиру, обязан полностью содержать своё жильё, уплачивая взносов фонд капитального ремонта. Кроме того, собственник должен каждый год уплачивать налог на имущество физлиц.
Общее описание
Обращаем ваше внимание, что на Портале доступна подача заявления на получение этой услуги в электронной форме.
Приватизация жилья — это бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Правом приобретения жилого помещения в собственность в порядке приватизации обладают граждане РФ, зарегистрированные по месту жительства в Санкт‑Петербурге, а также временно отсутствующие, но сохранившие право на жилую площадь.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения только один раз.
Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию другого жилого помещения после достижения ими совершеннолетия.
Объектами приватизации жилищного фонда в Санкт‑Петербурге являются отдельные квартиры и жилые помещения (комнаты) в коммунальных квартирах.
В Санкт‑Петербурге не подлежат приватизации жилые помещения:
- находящиеся в аварийном состоянии;
- в домах закрытых военных городков;
- служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных;
- находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Передача гражданам в собственность жилых помещений производится с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи (семей), в том числе и временно отсутствующих, но сохраняющих право на жилую площадь.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, в жилищно‑строительных кооперативах (ЖСК), жилые помещения, приватизированные ранее, а также служебные жилые помещения.
Приватизация жилых помещений осуществляется бессрочно.
В ходе предоставления услуги прием документов у граждан на приватизацию жилых помещений ведомственного жилищного фонда в подразделениях Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ) не осуществляется. Гражданам по вопросам приватизации указанных жилых помещений следует рекомендовать обращаться непосредственно в федеральные государственные предприятия или учреждения, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, оперативного управления.
Передача жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в собственность граждан в порядке приватизации на основании документов, представляемых Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением «Горжилобмен», заключение в установленном порядке договоров приватизации государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга с гражданами, занимающими жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга на основании договоров социального найма
Принцип предоставления услуги
Экстерриториальный принцип – предоставление услуги не зависит от адреса регистрации получателя услугиИспользуемые источники:
- https://sovetipoteka.ru/privatizatsiya/privatizatsiya-kvartiry-cherez-gosuslugi
- https://pravned.ru/kvartira/gosuslugi-privatizatsiya-kvartiry/
- https://gu.spb.ru/188625/mfcservice/