Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 13

Бюджет Пенсионного фонда РФ (ПФР)

Собственные обязательства перед гражданами Российской Федерации Пенсионный фонд России (ПФР) исполняет посредством денег, которые имеются в бюджете данной государственной структуры. По этой причине процессы, связанные с формированием и расходованием бюджета ПФР, считаются самыми значимыми процедурами в его деятельности.

Как формируется бюджет Пенсионного фонда

foto-1279_1-e1560012013939.jpgБюджет фонда согласуется в высших законодательных органах государственной власти.

Алгоритм следующий:

  1. Направление подготовленного проекта в Государственную Думу Федерального Собрания России.
  2. Рассмотрение проекта Госдумой Российской Федерации.
  3. Издание законопроекта «О бюджете Пенсионного фонда РФ на …» (в случае принятия проекта). Изданный закон включает в себя основные статьи и дополнения.
  4. Утверждение законопроекта Советом Федерации (Верхняя парламентская палата РФ). Лишь после этого закон начинает действовать.

Тексты всех одобренных законопроектов размещены в публичном доступе. Найти их можно как на веб-портале фонда, так и на интернет-сайте Госдумы. Любой человек может прочитать их.

Если после формирования бюджета его нужно изменить (подобное происходит достаточно часто, к примеру, во время финансового кризиса), в Государственную Думу отправляется проект спланированных корректив. После этого производится внесение корректив в изданный законопроект (по вышеописанному алгоритму).

Что говорит закон о бюджете ПФР РФ

Основной закон, регламентирующий порядок формирования ПФР в 2019 году – ФЗ номер 363 от 5 декабря 2017 г. «О бюджете ПФР на 2019 г.». В него входит 8 статей:

  1. Ключевые характеристики бюджета ПФР на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  2. Основные администраторы доходов бюджета ПФР и основные администраторы источников финансирования дефицита бюджета ПФР.
  3. Внутренние финансовые источники для бюджета фонда.
  4. Бюджетные ассигнования бюджета фонда на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  5. Межбюджетные трансферты в ПФР.
  6. Особенности применения бюджетных ассигнований по обеспечению работы ПФР.
  7. Особенности применения бюджетных ассигнований бюджета ПФР в области социальной политики.
  8. Особенности реализации бюджетных средств фонда в 2019 г.

Доходы

Формирование бюджета фонда осуществляется благодаря:

  • взносам по страхованию;
  • деньгам из государственной казны;
  • пеням и другим денежным санкциям;
  • прибыли от распределения (вложения) временно свободных финансов обязательного пенсионного страхования (ОПС);
  • добровольным взносам физлиц и фирм, которые уплачивают их не в качестве страхователей либо застрахованных граждан;
  • деньгам из резервного фонда;
  • денежным суммам, сформированным из накоплений застрахованных граждан, которым полагается срочная пенсия;
  • другим источникам, которые не запрещены законами РФ.

Страховые взносы по ОПС

Фирмы-наниматели – основные участники ОПС РФ. Взносы на ОПС, уплачиваемые ими в фонд с зарплат и других вознаграждений сотрудников, формируют пенсионное обеспечение граждан и позволяют выплачивать пенсии тем, кто уже достиг пожилого возраста.

ПФР считается администратором взносов на ОПС и ОМС. Плательщиками взносов по страхованию считаются:

  • граждане, которые производят выплаты и предоставляют другие вознаграждения физлицам;
  • компании;
  • ИП;
  • физлица, которые не являются ИП;
  • самозанятые граждане (работники адвокатур, нотариальных контор, которые занимаются частной практикой, а также арбитражные управляющие).

Трансферты из федерального бюджета

Трансферт – это перевод средств из одного бюджета в другой. Трансферты в ПФР из государственной казны предназначены для:

  • возмещения затрат, связанных с исполнением задач общенационального значения, когда своих средств ПФР не хватает;
  • устранения горизонтальных диспропорций между бюджетами. Трансферты способствуют разрешению определенных социальных проблем, возникающих при финансовых спадах в субъектах РФ;
  • усиления налогового потенциала субъектов РФ.

Можно выделить 3 типа межбюджетных трансфертов:

  1. Бюджетный кредит. Особенный тип материального обеспечения затрат бюджета, при котором деньги предоставляются ПФР на возмездной основе.
  2. Дотация. Государственные деньги, выделяемые безвозмездно и безвозвратно. Предоставление дотации осуществляется лишь в том случае, если средств бюджета ПФР не хватает для выполнения функций данной государственной структуры.
  3. Субвенция. Государственные деньги, предоставляемые ПФР на выполнение каких-то конкретных задач. Обычно субвенции предоставляются при внедрении определенных государственных программ.
  4. Субсидия. Деньги, предоставляемые бюджету ПФР на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Дотации, субвенции и субсидии характеризуются безвозмездностью и безвозвратностью. Отличие субсидий и субвенций от дотаций заключается в их целевой направленности. Субвенции и субсидии разграничены по объемам финансирования.

Расходы

Бюджетные средства фонда позволяют данной государственной структуре:

  • выплачивать страховое пенсионное обеспечение;
  • осуществлять социальные выплаты. Здесь имеются в виду доплаты льготникам, выплаты по уходу за лицами с инвалидностью и неработоспособными россиянами, компенсационные выплаты гражданам, проживающим в северных регионах, вложения в разные региональные программы;
  • выполнять другие функции и операции, которые связаны с перемещением пенсионных начислений (со счетов ПФР на балансы негосударственных фондов, УК);
  • выплачивать государственное пенсионное обеспечение (выплаты определенным группам россиян за выслугу лет – госслужащие, военнослужащие, космонавты, летчики-испытатели). Также сюда относятся компенсационные выплаты гражданам, которые пострадали при выполнении воинского долга;
  • расходовать деньги по программе маткапитала.

Бюджет 2019 года

Глава РФ Владимир Путин 28.11.2018 утвердил законопроект о бюджете фонда на 2019 г. Доходы фонда в 2019 г. будут равны 8.612 триллионам рублей, расходы – 8.635 триллионам рублей, что превышает показатели 2018 г. на 358.2 миллиарда рублей по доходам и на 115.9 миллиарда рублей по расходам. Соответственно с законопроектом, тариф взносов по страхованию в 2019 г. будет равен 22 процентам в пределах облагаемой взносами базы и 10 процентам сверх нее.

foto-1279_2-e1560012057881.jpg

Дефицит бюджетных средств фонда будет равен 23 миллиардам рублей. Как было отмечено в заключении профильного комитета по социальной политике, выпадающие доходы будут компенсированы благодаря межбюджетным трансфертам, поступающим из государственной казны. В 2019 г. объем подобных межбюджетных трансфертов составит 54.6 миллиардов рублей.

Для материального обеспечения выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат запланировано провести межбюджетных трансфертов из казны на 3.3 триллиона рублей.

К сожалению, дефицит бюджетных средств – гораздо более частая ситуация, нежели профицит. Так дело обстоит не только в России, но и в большей части других стран. Обычно профицит достигается при экономической ситуации, которая близка к идеальной, что, разумеется, происходит нечасто.

kredit-sidebar.jpg

Все свои социально значимые функции ПФР выполняет за счет использования денежных средств, имеющихся в бюджете организации. В связи с этим процедуры его формирования и расходования являются наиболее важной частью работы фонда.

Как происходит принятие бюджета? Каким образом он пополняется и на что тратится? Какие меры предпринимаются в том случае, если доходная часть превышает расходную и наоборот? Рассмотрим эти вопросы в данной статье.

Порядок рассмотрения и принятия бюджета

Бюджет пенсионного фонда России проходит согласование в высших законодательных органах власти государства. Используется следующий порядок:

  1. Предварительный проект бюджета направляется в Госдуму Федерального Собрания РФ;
  2. Дума рассматривает его и в случае принятия издает отдельный закон «О бюджете ПФР на …» (он состоит из основных статей и приложений);
  3. Закон подлежит рассмотрению Совета Федерации (Верхняя палата Парламента России), который должен его одобрить, для того чтобы документ вступил в силу.

Тексты всех утвержденных таким образом законов размещаются в открытом доступе, как на сайте самого Пенсионного фонда, так и на сайте Государственной Думы, и впоследствии любой желающий может ознакомиться с их содержанием.

Если после того как бюджет уже был принят, требуется внести в него какие-то изменения (такое случается довольно часто, например, ввиду экономических обстоятельств и т.п.), в Госдуму отправляется проект планируемых изменений. Затем они вносятся аналогичным способом, подобно тому, как описано выше (издается закон, запускается голосование по принятию и т.д.).

Доходы

Бюджет ПФР, утвержденный на 2017 год, составил 8 трлн 363,5 млрд рублей, в 2016 году он был равен 7,625 трлн рублей. Это практически на 500 миллиардов (или 7%) больше, чем в 2015 году. В таблице ниже представлена динамика доходов Пенсионного фонда начиная с 2010 года:

Таблица 1. Структура доходов Пенсионного Фонда России в 2010-2017 гг.Источник: данные ПФ РФ, расчет Страхового Портала

Как можно заметить, суммарные доходы постепенно повышались, но при этом не очень значительно, что вполне естественно с учетом инфляции. В 2014 году был небольшой спад, связанный с проведением основных подготовительных мероприятий пенсионной реформы (изменился принцип расчета страховой пенсии на основе новой формулы, ввели т.н. пенсионный коэффициент и т.д.), но в дальнейшем снова наступила стадия роста.

Бюджет пенсионного фонда пополняется благодаря нескольким основным источникам:

  • Доходы от перевода страховых взносов работодателями – 4,13 триллиона рублей (54,2% в общем объеме всех доходов);
  • Передача ПФР денежных средств из федерального бюджета государства:
    • на повышение размера страховых пенсий (за счет их валоризации и индексации) и финансирование льготных пенсий (в частности речь идет о досрочном пенсионном обеспечении) – 2,06 триллиона рублей (27,1%);
    • для покрытия расходов на оказание социальной помощи гражданам: пособия по инвалидности, доплаты к пенсиям, материнский капитал и т.п. – 1,27 триллиона рублей (16,7%);
  • Доходы, связанные с самостоятельным созданием пенсионных накоплений гражданами (через использование управляющих компаний, Центробанка, НПФ и добровольных взносов) – 131,2 миллиарда рублей (1,7%).

Классификация доходов по периодам

Размеры страховых взносов в бюджет ПФР в период с 2010 по 2017 отражены в таблице ниже:

В данной статистической выкладке можно отметить чрезвычайно низкий сбор страховых взносов в 2010 году (всего 41% от общего бюджета). Все дело в том, что до 2010 года включительно действовал старый тариф страховых взносов от работодателей, установленный на уровне в 20%. Собираемых таким образом средств явно не хватало, что вылилось в дефицит бюджета ПФР (превышение расходов над доходами) почти в 1,3 триллиона рублей. Из-за этого упомянутый тариф в 2011 году подняли до 26%.

Объемы бюджетных средств в период с 2010 по 2017 представлены в таблице ниже:

Линейного роста доходов, как в таблице выше, здесь нет, поскольку размер бюджетных дотаций в каждом из периодов целиком зависел от общего состояния экономики в государстве. Если удавалось найти средства для повышения пенсий, то проводилась их валоризация (переоценка) и индексация, и размер отчислений в бюджет ПФР соответственно увеличивался. В противном же случае сумма вливаний оставалась на прежнем уровне (как в 2013 и в 2017) либо вовсе уменьшалась (2011, 2014).

Объемы самостоятельных накоплений граждан в период с 2010 по 2016 представлены в таблице:

Данные за 2010-2014 года помечены звездочкой, так как являются результатом приблизительного расчета (в официальных годовых отчетах за эти периоды указаны только прямые добровольные взносы граждан, без учета средств переведенных управляющими компаниями, Центробанком, НПФ и т.д.). В целом такая нестабильная динамика и малый объем (всего 1,7%) рассматриваемой статьи доходов объясняется весьма просто – какого-то серьезного доверия к сторонним организациям, занимающимся формированием накопительной пенсии, у граждан России нет, поэтому нести туда свои сбережения никто не торопится. Серьезный рост отчислений в 2015 году связан в большей степени с пенсионной реформой, и, как можно заметить, уже к 2016 году интерес граждан к таким компаниям снова упал.

Расходы

Общее число суммарных расходов ПФР в 2016 увеличилось почти на 160 миллиардов рублей (2,1%) и составило цифру в 7,83 трлн рублей. На 2017 год утвержден бюджет расходов, равный 8,1 трлн рублей. График расходов с 2010 года выглядит следующим образом:

Здесь все довольно стандартно – ожидаемое ежегодное увеличение трат связано с индексацией и повышением размера пенсий и других социальных выплат. Снижение расходов в 2014 году объясняется все той же пенсионной реформой, на финансирование которой средства расходовались еще в декабре 2013 и поэтому вошли в отчетный период прошлого года.

Основными статьями расходов пенсионного фонда в 2016 году стали:

  • Выплата страховых пенсий – 6,01 триллиона рублей (76,9%);
  • Социальные выплаты (речь идет о надбавках и доплатах льготникам, пособиях по уходу за инвалидами и нетрудоспособными гражданами, компенсациях жителям Крайнего Севера, финансировании различных региональных программ и т.п.) – 572 миллиарда рублей (7,3%);
  • Выполнение иных функций ПФР и операции, связанные с перемещением пенсионных накоплений (со счетов фонда на балансы НПФ, управляющих компаний и т.п.) – 406 миллиардов рублей (5,8 %);
  • Выплата государственных пенсий (выплаты некоторым категориям граждан за выслугу лет – чиновникам, военным, космонавтам, летчикам-испытателям; компенсация вреда, причиненного здоровью человека во время прохождения военной службы) – 413 миллиардов рублей (5,3%);
  • Расходование средств по программе «Материнский капитал» — 365 миллиардов рублей (4,7%).

Классификация расходов по периодам

Выплата страховых (трудовых*) пенсий в период с 2010 по 2017 составила:

*До проведения пенсионной реформы в 2015 году основном видом пенсии были трудовые и, соответственно, данный пункт расходов именовался также.

В целом, несмотря на обстоятельства и различные финансовые трудности ПФР с каждым годом увеличивал количество средств, перечисляемых на основную статью расходов организации.

Выплата государственных пенсий в период с 2010 по 2017 составила:

С 2010 по 2014 года показатели по этому пункту трат варьировались примерно в одном диапазоне и составляли весьма незначительную часть от общего объема расходов. Последовавшее после резкое увеличение, а затем снижение финансирования связано с принятием различных законодательных актов, изначально расширивших льготные списки граждан по этой графе, а затем снова их сокративших.

Социальные выплаты в период с 2010 по 2016 составили:

Высокие (относительно последующих годов) расходы 2010 года были связаны с празднованием 65-летия Победы в ВОВ, к которой ПФР приурочил выплату единовременных денежных пособий ветеранам. Кроме того, в этом же году были досрочно выданы пенсии за январь 2011 из-за наложения большого количества праздничных дней. Впоследствии расходы по данной статье росли линейно, увеличиваясь с каждым отчетным периодом.

Размеры материнского капитала в период с 2010 по 2016 составили:

Российских семей, удовлетворяющих критериям, необходимым для оформления сертификата на такую меру господдержки, с каждым годом становилось все больше и больше, и поэтому поднимались расходы на осуществление выплат.

Соотношение доходов и расходов ПФР

График отчетливо показывает, что ведомство старается жить по средствам и не выходить за рамки вверенного ей бюджета. Финансовый дефицит, пик которого пришелся на 2015 год, по сути, является чисто техническим и не свидетельствует о каких-либо проблемах в ведомстве. Связан он главным образом с переводом гражданами своих пенсионных накоплений из ПФР в негосударственные фонды (НПФ). При этом данный перевод по факту осуществляется не из бюджета ПФР, а со счетов управляющих компаний, которым Фонд передает право на распоряжение некоторой частью поступающих взносов на накопительную пенсию.

Итого, пенсионные накопления на сумму около 2 триллионов рублей, находящиеся во временном пользовании управляющих компаний, не отображаются в доходной части бюджета ПФР, однако те средства, что передаются от них в НПФ, вносятся как расходы. В результате образовывается чисто технический дефицит, никак не влияющий на платежеспособность Пенсионного фонда.

Дефициты и профициты бюджета

Как уже было сказано выше, ПФР старается рационально расходовать свой бюджет и не допускать дефицита средств. Если таковой все же случается (например, в 2016 году без учета технических операций по переводу накоплений недостача составила 37,5 миллиардов рублей), то покрытие задолженности обеспечивается за счет переходящих средств бюджета. Это деньги, которые откладывает фонд в те периоды, когда его доходы превышают расходы и, соответственно, остаются излишки средств.

Если образовавшийся дефицит достигает внушительных цифр (как было в 2010, когда он превысил цифру в 1,3 триллиона рублей), ПФР вынужден обращаться к правительству для получения дополнительных средств из государственного бюджета. Однако рассматривая ту же ситуацию 2010 года, можно заметить, что уже в следующем году Пенсионный фонд самостоятельно решил все финансовые проблемы, проведя реструктуризацию доходов и увеличив тариф страховых взносов на 6%.

Советуем почитать:Какая самая большая пенсия в России в 2017 году и кто её получает?Читать еще

  • Пенсионный фонд Российской Федерации и его структура Пенсионный фонд Российской Федерации является одной из крупнейших организаций России, специализирующейся на оказании социальных услуг населению. Датой …
  • Международное сотрудничество ПФР Пенсионный фонд РФ, как и любая другая социальная структура такого уровня, помимо осуществления своих основных задач занимается, в том числе, организа …
  • Сотрудничество ПФР с международными организациями Для полноценного развития пенсионной отрасли государству необходимо не только концентрироваться на том, что происходит внутри его территорий, но и име …
  • Межрегиональный информационный центр (МИЦ ПФР) На сегодняшний день успешное существование практически любой масштабной организации невозможно без внедрения в ее работу современных технологий и ИТ-п …

Комментарии

comments-block end —> 4 471

Основными источниками формирования бюджета Пенсионного Фонда России (ПФР) являются поступающие средства в виде страховых взносов и межбюджетных трансфертов из государственного бюджета.

Закон о бюджете ПФ, являясь нормативным актом федерального уровня, поступает в Правительство РФ от страховщика, после чего вносится на рассмотрение Государственной Думы и, пройдя процедуру одобрения Советом Федерации, подписывается Президентом и принимается к исполнению.

  • В связи с экономическим кризисом и связанным с ним падением фонда оплаты труда, которое продолжается в настоящее время, а также сокращением количества рабочих мест дефицит бюджета ПФР продолжает увеличиваться.
  • Причем, конкретные цифры дефицита разнятся в изложении Минтруда, Пенсионного Фонда и заявлениях его главы А. Дроздова.

<quote>Но, несмотря на проблемы с наполнением бюджета, на следующий год запланировано проведение индексации пенсий на уровень инфляции. Такие же меры по повышению пенсионных выплат содержаться в проектах на 2018 и 2019 годы.</quote>

Согласно заявлениям, сделанным руководителем ПФР А. Дроздовым, в ближайшие три года индексирование пенсий будет производиться только на уровень роста потребительских цен. Апрельской дополнительной индексации, которая ранее проводилась в зависимости от доходов ПФР, может не быть по причине растущего бюджетного дефицита.

Порядок формирования бюджета ПФР (доходы)

Основными источниками средств для формирования бюджета Пенсионного Фонда являются:

  • перечисляемые работодателями и частными предпринимателями по утвержденным законом тарифам и в определенные сроки, страховые пенсионные взносы;
  • дополнительные взносы, поступления от которых идут на выплату досрочных пенсий, уплачиваемые работодателями, имеющими рабочие места с опасными и вредными условиями труда;
  • сумма пеней и других финансовых санкций, наложенных на недобросовестных плательщиков взносов;
  • инвестиционные доходы, полученные в результате размещения временно свободных финансовых средств;
  • добровольные взносы, поступающие физических лиц и предприятий, не являющихся страхователями или застрахованными;
  • трансферты из государственного бюджета, за счет которых производятся выплаты по государственному пенсионному обеспечению и компенсируются выпадающие доходы;
  • иные источники не запрещенные законодательно.

Сам порядок формирования бюджета ПФР определяется условиями, изложенными в статье 17 Федерального закона РФ от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Уплата страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию

Порядок уплаты и тарифы страховых взносов по программе ОПС устанавливается законом также законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ.

По системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) плательщики (страхователи) производят ежемесячные перечисления взносов в бюджет Пенсионного Фонда по следующим тарифам:

Условия и категории плательщиков Тариф
Основной 22% + 10%
Для организаций и ИП: применяющими УСН (упрощенную систему налогообложения); осуществляющими деятельность в сфере социального обслуживания населения; научно-исследовательскими, образовательными, относящимися к сфере охраны здоровья и фармакологии 20%
Для предприятий и организаций, выплачивающих зарплату экипажам судов, за исключением нефтеналивных танкеров 0%
Для субъектов хозяйственной деятельности, учредителями которых выступают бюджетные и автономные научные организации 8%
Для резидентов ОЭЗ и предприятий, осуществляющих туристско-рекреационную деятельность 8%
Для организаций, работающих в сфере ИТ 8%
Для участников проекта «Сколково» 14%
Для участниками СЭЗ на территории республики Крым и г. Севастополя 6%
Для резидентов «Территорий опережающего развития» 6%
Для резидентов порта «Владивосток» 6%

<quote>Функция по контролю над соблюдением порядка и сроков уплаты страховых пенсионных взносов возложена на ПФ РФ.</quote>

Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

Еще одним источником пополнения бюджета ПФР служат трансферты из федерального государственного бюджета, за счет которых:

  • происходит финансирование выплат по государственному пенсионному обеспечению;
  • компенсируются выпадающие доходы ПФ в связи с установлением для отдельных категорий плательщиков пониженных страховых тарифов;
  • возмещаются расходы на выплату страховых пенсий в связи с зачетом в трудовой стаж нестраховых периодов (служба в армии, отпуск по уходу за ребенком и т.п.);
  • производятся федеральные доплаты пенсионерам, размер пенсий которых не достигает величины прожиточного минимума, установленного для этой категории граждан по Российской Федерации.

Объем трансферта, направляемого из федерального бюджета в Пенсионный фонд РФ на ОПС, определяется как разница между суммой доходов ПФР, полученных от перечисления страховых взносов и расходов на выплату страховых пенсий, включая фиксированную выплату к ней, с учетом индексаций, производящихся ежегодно:

  • 1 февраля — на уровень инфляции за прошедший год;
  • 1 апреля — исходя из уровня доходов бюджета Пенсионного Фонда.

Расходы Пенсионного фонда России

Порядок расходования бюджетных средств, Пенсионного Фонда, имеющих целевое назначение, регламентируется статьей 18 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ.

Средства бюджета ПФР направляются на:

  • выплату страховых пенсий по программе ОПС;
  • доставку пенсионных выплат;
  • содержание центрального аппарата управления и территориальных органов Фонда, включая финансовое, материальное и техническо-информационное обеспечение его текущей деятельности;
  • уплату страховых взносов в Фонд гарантирования пенсионных накоплений;
  • на перевод средств в НПФ (негосударственный пенсионный фонд), в случае формирования застрахованным лицом пенсионных накоплений;
  • иные цели в соответствии с законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.

<quote>Расходы средств бюджета ПФР, которые не были предусмотрены на текущий год, могут осуществляться только после внесения в соответствующий закон соответствующих изменений.</quote>

Дефицит бюджета Пенсионного Фонда, возникающий в результате неполной или несвоевременной уплаты страхователями пенсионных взносов на обязательное пенсионное страхование, компенсируется за счет государственных средств в соответствии с федеральным законом о бюджете.

Закон о бюджете Пенсионного фонда РФ

Бюджет Пенсионного Фонда составляется страховщиком на следующий финансовый год с обязательным учетом сбалансированности доходной и расходной его частей и вступает в силу после представления проекта закона Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы, одобрения Советом Федерации и подписания его Президентом РФ.

Одновременно с принятием вышеуказанного Закона на следующий год, осуществляется бюджетное планирование и на два последующих финансовых года.

Законом о бюджете ПФР определяются его общие характеристики:

  • сумма прогнозируемых доходов с учетом межбюджетных трансфертов;
  • объем расходов с учетом межбюджетных трансфертов;
  • размер дефицита бюджета.

Также оговариваются некоторые особенности:

  • исполнения бюджета;
  • расходования средств в целях обеспечения деятельности центрального аппарата и территориальных подразделений Фонда;
  • расходования средств в сфере реализации социальной политики.

Закон о бюджете Пенсионного Фонда является нормативным актом федерального уровня. В настоящее время бюджета Пенсионного Фонда исполняется в соответствии с условиями, изложенными в тексте Федерального закона РФ от 19.12.2016 года № 416-ФЗ.

Дефицит средств ПФР в 2015 и 2016 году

Важнейшей проблемой функционирования пенсионной системы РФ является растущий дефицит бюджета.

<quote>Главной причиной такого положения служит резкое сокращение количества рабочих мест и фонда оплаты труда, возврат к «серым» схемам выплаты заработной платы и, как следствие, уменьшение суммы страховых взносов, поступающих в Пенсионный Фонд.</quote>

Дефицит бюджета ПФР в 2015 годусоставил 543,7 млрд. рублей, который был покрыт межбюджетным трансфертом.

Собранных Фондом в виде страховых взносов средств, достаточно для выплаты текущих пенсий, но с учетом различных льгот, связанных с досрочным выходом на пенсию, пониженными тарифами страховых сборов для отдельных категорий плательщиков и учетом в страховой стаж нестраховых периодов, расходная часть бюджета ПФ ощутимо увеличивается, что приводит к необходимости целевых трансфертов из государственного бюджета.

Исходя из заявлений главы ПФР А.В. Дроздова, в ходе Петербургского экономического форума дефицит бюджета в 2016 году составил 0,8 трлн рублей, что связано с дальнейшим углублением экономического кризиса, который ведет к дальнейшему сокращению суммы страховых взносов, поступающих от работодателей.

Одной из мер, направленных на обеспечение устойчивости системы ОПС, согласно ст. 19 Закона № 167 от 15.12.2001, является создание резерва бюджета ПФР.

Формирование бюджета на 2017 год

В 2017 году прогнозирования расходования средств ПФР происходило на фоне продолжающегося увеличения количества пенсионеров и снижающейся величины трудящихся граждан, а значит и уменьшения финансовых поступлений в виде страховых взносов.

Министерством труда РФ на сайте нормативных документов был опубликован проект бюджета ПФ на 2017 год и плановые проекты на 2018 и 2019 годы, где:

  • прогнозируемые доходы в бюджет составят 8,23 трлн. рублей;
  • расходная его часть — 8,5 трлн. рублей.

Согласно содержанию документа, ожидаемый дефицит бюджета Фонда составит 181,7 миллиарда рублей.

Однако после издания и принятия соответствующего закона прогнозы стали еще менее утопичны: прогнозируемый объем доходов составил 8,36 трлн. рублей, объем расходов — 8,58 трлн. рублей, а дефицит бюджета сильно увеличился и составил 220,43 млрд рублей. Тем не менее, в 2017 году планируется проведение индексации пенсий на размер инфляции.

<quote>Согласно заявлению главы Пенсионного Фонда А. Дроздова, сделанному им 30 сентября 2016 года, в период 2017 — 2019 гг. пенсионные выплаты будут индексироваться только в соответствии с ростом потребительских цен.</quote>

В конце августа Правительством РФ было заявлено о замене второй индексации на разовую выплату в размере 5 тысяч рублей всем пенсионерам, получающим пенсии через ПФР, которая была произведена в январе будущего года.

4 471

Ответы онлайн-консультанта на вопросы пользователей

Показать еще вопрос

или

Используемые источники:

  • https://pfrp.ru/faq/byudzhet-pfr.html
  • https://insur-portal.ru/pension/byudzhet-pensionnogo-fonda
  • https://pensiology.ru/ops/budushhim-pensioneram/sistema/byudzhet-pfr/

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации