Содержание
- 1 Государственный пенсионный фонд РФ
- 2 Источники формирования средств пенсионного фонда РФ
- 3 Задачи пенсионного фонда РФ
- 4 Функции пенсионного фонда РФ
- 5 Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России
- 6 Негосударственный пенсионный фонд
- 7 Как формируется бюджет Пенсионного фонда
- 8 Что говорит закон о бюджете ПФР РФ
- 9 Расходы
- 10 Бюджет 2019 года
- 11 Состав, структура и динамика финансовых ресурсов Пенсионного фонда
- 12 Как родные умершего получают накопления через ПФР по госпрограмме?
- 13 Кто может вступить в программу финансирования пенсии
- 14 Как попасть в госпрограмму софинансирования?
- 15 Как выйти из госпрограммы финансирования пенсий?
- 16 Какие пенсионные программы государство предлагает в будущем?
- 17 Заключение
25.01.2019
Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.
Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.
Государственный пенсионный фонд РФ
Пенсионный фонд РФ — целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово — кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.
Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.В
Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения.В Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.
Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.
И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.
Источники формирования средств пенсионного фонда РФ
Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:
— страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:
1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе — организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;
3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);
— средства из федерального бюджета РФ;
— добровольные взносы;
— другие поступления.
Задачи пенсионного фонда РФ
Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:
-
обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;
-
финансирование расходов;
-
капитализацияВ собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;
-
организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;
-
работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;
-
осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.В
Функции пенсионного фонда РФ
К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:
-
Назначение и выплата пенсий;
-
Ведение учета средств, поступающих на счета;
-
Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.
-
Взаимодействие со страхователями и работодателями;
-
Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;
-
Оформление и выдача материнских сертификатов;
-
Выплата средств материнского капитала;
-
Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;
-
Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;
-
Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.
Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России
На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.
Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.
Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:
-
Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.
-
Подать заявление на получение пенсии.
-
Выбрать способ получения пенсии.
-
Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.
-
Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.
-
Оформить справку для предоставления в организации.
Негосударственный пенсионный фонд
Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) — накопить денежные средства на счету налогоплательщика.
Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.
Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.
При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.
Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.
Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
Пенсионный фонд: подробности для бухгалтера
Все термины в†’
Собственные обязательства перед гражданами Российской Федерации Пенсионный фонд России (ПФР) исполняет посредством денег, которые имеются в бюджете данной государственной структуры. По этой причине процессы, связанные с формированием и расходованием бюджета ПФР, считаются самыми значимыми процедурами в его деятельности.
Как формируется бюджет Пенсионного фонда
Бюджет фонда согласуется в высших законодательных органах государственной власти.
Алгоритм следующий:
- Направление подготовленного проекта в Государственную Думу Федерального Собрания России.
- Рассмотрение проекта Госдумой Российской Федерации.
- Издание законопроекта «О бюджете Пенсионного фонда РФ на …» (в случае принятия проекта). Изданный закон включает в себя основные статьи и дополнения.
- Утверждение законопроекта Советом Федерации (Верхняя парламентская палата РФ). Лишь после этого закон начинает действовать.
Тексты всех одобренных законопроектов размещены в публичном доступе. Найти их можно как на веб-портале фонда, так и на интернет-сайте Госдумы. Любой человек может прочитать их.
Если после формирования бюджета его нужно изменить (подобное происходит достаточно часто, к примеру, во время финансового кризиса), в Государственную Думу отправляется проект спланированных корректив. После этого производится внесение корректив в изданный законопроект (по вышеописанному алгоритму).
Что говорит закон о бюджете ПФР РФ
Основной закон, регламентирующий порядок формирования ПФР в 2019 году – ФЗ номер 363 от 5 декабря 2017 г. «О бюджете ПФР на 2019 г.». В него входит 8 статей:
- Ключевые характеристики бюджета ПФР на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
- Основные администраторы доходов бюджета ПФР и основные администраторы источников финансирования дефицита бюджета ПФР.
- Внутренние финансовые источники для бюджета фонда.
- Бюджетные ассигнования бюджета фонда на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
- Межбюджетные трансферты в ПФР.
- Особенности применения бюджетных ассигнований по обеспечению работы ПФР.
- Особенности применения бюджетных ассигнований бюджета ПФР в области социальной политики.
- Особенности реализации бюджетных средств фонда в 2019 г.
Доходы
Формирование бюджета фонда осуществляется благодаря:
- взносам по страхованию;
- деньгам из государственной казны;
- пеням и другим денежным санкциям;
- прибыли от распределения (вложения) временно свободных финансов обязательного пенсионного страхования (ОПС);
- добровольным взносам физлиц и фирм, которые уплачивают их не в качестве страхователей либо застрахованных граждан;
- деньгам из резервного фонда;
- денежным суммам, сформированным из накоплений застрахованных граждан, которым полагается срочная пенсия;
- другим источникам, которые не запрещены законами РФ.
Страховые взносы по ОПС
Фирмы-наниматели – основные участники ОПС РФ. Взносы на ОПС, уплачиваемые ими в фонд с зарплат и других вознаграждений сотрудников, формируют пенсионное обеспечение граждан и позволяют выплачивать пенсии тем, кто уже достиг пожилого возраста.
ПФР считается администратором взносов на ОПС и ОМС. Плательщиками взносов по страхованию считаются:
- граждане, которые производят выплаты и предоставляют другие вознаграждения физлицам;
- компании;
- ИП;
- физлица, которые не являются ИП;
- самозанятые граждане (работники адвокатур, нотариальных контор, которые занимаются частной практикой, а также арбитражные управляющие).
Трансферты из федерального бюджета
Трансферт – это перевод средств из одного бюджета в другой. Трансферты в ПФР из государственной казны предназначены для:
- возмещения затрат, связанных с исполнением задач общенационального значения, когда своих средств ПФР не хватает;
- устранения горизонтальных диспропорций между бюджетами. Трансферты способствуют разрешению определенных социальных проблем, возникающих при финансовых спадах в субъектах РФ;
- усиления налогового потенциала субъектов РФ.
Можно выделить 3 типа межбюджетных трансфертов:
- Бюджетный кредит. Особенный тип материального обеспечения затрат бюджета, при котором деньги предоставляются ПФР на возмездной основе.
- Дотация. Государственные деньги, выделяемые безвозмездно и безвозвратно. Предоставление дотации осуществляется лишь в том случае, если средств бюджета ПФР не хватает для выполнения функций данной государственной структуры.
- Субвенция. Государственные деньги, предоставляемые ПФР на выполнение каких-то конкретных задач. Обычно субвенции предоставляются при внедрении определенных государственных программ.
- Субсидия. Деньги, предоставляемые бюджету ПФР на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Дотации, субвенции и субсидии характеризуются безвозмездностью и безвозвратностью. Отличие субсидий и субвенций от дотаций заключается в их целевой направленности. Субвенции и субсидии разграничены по объемам финансирования.
Расходы
Бюджетные средства фонда позволяют данной государственной структуре:
- выплачивать страховое пенсионное обеспечение;
- осуществлять социальные выплаты. Здесь имеются в виду доплаты льготникам, выплаты по уходу за лицами с инвалидностью и неработоспособными россиянами, компенсационные выплаты гражданам, проживающим в северных регионах, вложения в разные региональные программы;
- выполнять другие функции и операции, которые связаны с перемещением пенсионных начислений (со счетов ПФР на балансы негосударственных фондов, УК);
- выплачивать государственное пенсионное обеспечение (выплаты определенным группам россиян за выслугу лет – госслужащие, военнослужащие, космонавты, летчики-испытатели). Также сюда относятся компенсационные выплаты гражданам, которые пострадали при выполнении воинского долга;
- расходовать деньги по программе маткапитала.
Бюджет 2019 года
Глава РФ Владимир Путин 28.11.2018 утвердил законопроект о бюджете фонда на 2019 г. Доходы фонда в 2019 г. будут равны 8.612 триллионам рублей, расходы – 8.635 триллионам рублей, что превышает показатели 2018 г. на 358.2 миллиарда рублей по доходам и на 115.9 миллиарда рублей по расходам. Соответственно с законопроектом, тариф взносов по страхованию в 2019 г. будет равен 22 процентам в пределах облагаемой взносами базы и 10 процентам сверх нее.
Дефицит бюджетных средств фонда будет равен 23 миллиардам рублей. Как было отмечено в заключении профильного комитета по социальной политике, выпадающие доходы будут компенсированы благодаря межбюджетным трансфертам, поступающим из государственной казны. В 2019 г. объем подобных межбюджетных трансфертов составит 54.6 миллиардов рублей.
Для материального обеспечения выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат запланировано провести межбюджетных трансфертов из казны на 3.3 триллиона рублей.
К сожалению, дефицит бюджетных средств – гораздо более частая ситуация, нежели профицит. Так дело обстоит не только в России, но и в большей части других стран. Обычно профицит достигается при экономической ситуации, которая близка к идеальной, что, разумеется, происходит нечасто.
5.1. Пенсионный фонд Российской Федерации
Государственные внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев общегосударственных финансов.
Государственные внебюджетные фонды создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.
К государственным внебюджетным фондам относятся созданные во многих странах фонды социального страхования, которые предназначены для социальной поддержки определенных групп населения.
В РФ это — Пенсионный фонд РФ, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС). Средства фондов формируются в основном за счет единого социального налога, взимаемого с работодателей и работников; доходов от инвестирования временно свободных денежных средств.
Пенсионный фонд РФ (ПФР) — самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ.
Пенсионный фонд РФ и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Признание ПФР федеральной государственной собственностью является одной из особенностей российской пенсионной системы. В большинстве стран с солидарно-распределительными системами подобные фонды рассматриваются как собственность самих застрахованных лиц и работодателей.
Основные задачи Пенсионного фонда РФ:
— финансирование расходов на выплату пенсий и пособий гражданам в соответствии с действующим законодательством;
— организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
— капитализация (вложение) средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
— контроль совместно с налоговыми органами за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
— организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;
— межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;
— разъяснительная работа среди населения и юридических лиц.
Для решения поставленных задач сформирована трехуровневая структура управления ПФР.
На федеральном уровне управление пенсионной системой осуществляется Правлением ПФР и его исполнительным органом — Исполнительной дирекцией. В состав правления входят представители государственных и общественных организаций, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов, детей. В дальнейшем предполагается создать орган управления фондом из лиц наемного труда, представителей независимых профсоюзов и государства.
К основным функциям центрального аппарата ПФР относятся:
— формирование и оперативная корректировка бюджета ПФР;
— прогнозирование и аналитические исследования движения денежных средств ПФР;
— перераспределение финансовых ресурсов между территориями;
— экономический анализ и актуарное прогнозирование развития пенсионной системы.
На региональном уровне управление осуществляется отделениями ПФР, которые являются юридическими лицами. Действует 88 региональных отделений ПФР.
Управление на территориальном уровне осуществляется районными и городскими отделами ПФР, которых насчитывается около 3,5 тысяч.
Бюджет ПФР состоит из бюджета Федерального ПФР и бюджетов территориальных отделений. Бюджет ПФР формируется за счет единого социального налога, средств федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования) временно свободных денежных средств, других источников.
Временно свободные денежные средства ПФР размещены:
— в облигации государственных нерыночных займов в валюте РФ и иностранной валюте;
— в ценные бумаги кредитных организаций, принятые в счет погашения просроченной задолженности по страховым взносам в фонд, образовавшийся до 01.01.2001 г.
Накопительная составляющая бюджета ПФР формируется нарастающим итогом с 01.01.2002 г. Часть пенсионных накоплений передана в доверительное управление управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам.
Средства ПФР расходуются на:
— финансирование базовой части трудовой пенсии;
— финансирование страховой части трудовой пенсии;
— выплату пособий на погребение пенсионеров, не работавших на день смерти;
— выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ;
— компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;
— расходы на доставку пенсий;
— расходы на дополнительное пенсионное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работников ядерного оружейного комплекса РФ за счет средств целевого бюджетного фонда Минатома России;
— расходы на дополнительное пенсионное обеспечение государственных служащих за счет средств федерального бюджета;
— выплату пенсий, назначенных досрочно безработным гражданам за счет средств федерального бюджета;
— обеспечение текущей деятельности фонда;
— оказание социальной помощи.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Поделитесь на страничке
Следующая глава
Состав, структура и динамика финансовых ресурсов Пенсионного фонда
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — это система бюджетных учреждений, обязанностями которых относительно средств накопительной части трудовой пенсии в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации являются:
1. Создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица
В процессе исполнения данной обязанности объектом бюджетного учета выступают: средства единого счета бюджета, результат кассового исполнения бюджета, поступления в бюджет, выбытия средств бюджета, обязательства, финансовый результат текущей деятельности учреждения — (минус) расходы учреждения).
2. Осуществление инвестирования сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии
При исполнении данной обязанности, можно выделить, следующие объекты бюджетного учета ПФР: средства единого счета бюджета, результат кассового исполнения бюджета, поступления в бюджет, выбытия средств бюджета, финансовые вложения, расчеты с дебиторами, обязательства, финансовый результат текущей деятельности учреждения — (минус) Доходы учреждения).
3 Направление один раз в год застрахованным лицам сведений, содержащихся в их индивидуальных лицевых счетах, а также не позднее 1 сентября каждого года информации о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений.
Здесь, можно выделить единственный объект бюджетного учета ПФР — результат кассового исполнения бюджета (в соответствующей аналитике)).
4. Формирование информационной базы для расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования.
Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) включает в состав бюджетной системы РФ бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Пенсионный фонд России (далее ПФР) относится к категории (системе) внебюджетных фондов денежных средств, он образуется в соответствии с законодательством РФ и имеет своей целью аккумулирование денежных средств и использование их для решения определенных социально-экономических задач, в частности пенсионного обеспечения. Включение бюджета ПФР в состав бюджетной системы с одновременным исключением средств пенсионного страхования из состава федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ вызвало массу противоречий в бюджетном законодательстве, поскольку механизм формирования и использования бюджета ПФР, изначально рассматриваемый как страховой, принципиально иной, чем бюджетный механизм. Страховой механизм предусматривает четкую связь между доходами и расходами бюджета ПФР, причем доходы должны определяться исходя из оценки вероятности предстоящих выплат. Бюджетный же механизм предусматривает обезличивание поступающих в бюджетный фонд средств и многоцелевой характер использования средств.
Формирование и использование средств бюджета ПФР, определенное пенсионным законодательством, предусматривает определение конкретных источников соответствующих расходов фонда. Это противоречит принципу совокупного покрытия расходов доходами и источниками финансирования дефицита бюджета, определенных ст. 35 БК РФ. Формирование накопительной части трудовой пенсии просто невозможно при соблюдении принципа совокупного покрытия расходов доходами и источниками финансирования дефицита бюджета ПФР. Это, также относится к выплатам, осуществляемым ПФР, за счет поступлений из федерального бюджета, таких как финансирование базовой части трудовой пенсии, единовременной денежной выплаты инвалидам, осуществление ежемесячной денежной выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, выплаты Героям Советского Союза, героям РФ и полным кавалерам ордена Славы, оплата стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно, выплаты по государственному пенсионному обеспечению и прочие выплаты.
В целях реализации принципа единства бюджетной системы РФ доходы и расходы бюджета ПФР группируются по единой бюджетной классификации РФ, на органы управления ПФР (главных распорядителей средств бюджета ПФР, распорядителей средств ПФР и бюджетополучателей средств ПФР) распространены единые принципы бюджетного учета и отчетности. Органы управления ПФР сталкиваются с проблемой, когда при единой бюджетной классификации РФ и единой инструкции по бюджетному учету возникает необходимость в дополнении данных документов, чтобы запланировать и учесть все операции, связанные с формированием и использованием средств ПФР.
Действующая в настоящее время редакция БК РФ рассматривает государственные внебюджетные фонды на стадии исполнения бюджета только в части распространения полномочий органов Федерального казначейства по кассовому обслуживанию на бюджеты государственных внебюджетных фондов. Использование процедур санкционирования расходов бюджета, при организации расходов бюджета ПФР является малозначимой, ибо разработка сводной бюджетной росписи, утверждение лимитов бюджетных обязательств основаны на практике исполнения федерального бюджета по расходам, в которой принимает участие огромное число распорядителей и получателей бюджетных средств, а расход средств носит многоцелевой характер. В то же время, средствами ПФР управляет один орган, пусть и имеющий территориальную структуру. Кроме того, лимитировать бюджетные обязательства, связанные с пенсионными выплатами, достаточно трудно, поскольку они не носят постоянного характера в силу постоянного изменения количества получателей пенсий, пособий и других денежных выплат. Соответственно, стопроцентной точности в их планировании быть не может, следовательно, здесь возможен и перерасход, и неполное использование средств. Распространение процедур санкционирования расходов бюджета на расходы бюджета ПФР увеличил документооборот, не обеспечив дополнительной прозрачности движения средств.
Трудность применения процедур исполнения бюджета ПФР, как бюджета внебюджетного фонда, описанных в БК, связана и с тем, что действующее законодательство не дает однозначного ответа на вопрос распространения понятия «бюджетные средства» на средства государственных внебюджетных фондов. Статья 32 БК РФ эти понятия разделяет: «Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ», но при определении распорядителей и получателей бюджетных средств (ст.158-162) к понятию распорядителя и получателя бюджетных средств относит учреждения, финансирующихся из бюджетов государственных внебюджетных фондов. Это также касается применения к государственным внебюджетным фондам ст. 236 БК РФ о недопустимости размещения бюджетных средств на банковских депозитах, передачи бюджетных средств в доверительное управление, поскольку, в частности, Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации от 21.12.1991г. № 2122-1 предполагает капитализацию средств фонда. И пенсионная реформа строится на принципе передачи накопительной части трудовой пенсии в доверительное управление Управляющим компаниям. БК РФ не оговаривает случаи, на которые не распространяется запрет на размещение бюджетных средств в финансовые активы, но такую возможность нам дает ст. 236 БК РФ.
Источниками покрытия дефицита бюджета ПФР являются увеличение остатков средств на счетах соответствующих фондов, в отличие от федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ государственные заимствования не могут служить источником покрытия дефицита бюджета ПФР.
Дополнительные денежные потоки делают непрозрачным движение в системе социального страхования; в условиях инфляции они приводят к потере средств, предназначенных для социальных выплат; мешают реализовать преимущество, которое дает внебюджетная форма формирования финансовых ресурсов, связанное с получением дополнительных источников финансирования социальных выплат за счет размещения временно свободных средств фондов.
Проведём общее исследование системы исполнения бюджета ПФР и его сбалансированности за период 2007-2011В гг.
Результаты анализа показали относительную стабильность исполнения бюджета за анализируемый период, поскольку общие расходы Фонда не превышали его доходы (рис.2).
пенсионный фонд финансы бюджетирование
Рис. 2 — Исполнение бюджета ПФР и его сбалансированность за 2007-2011 гг.
За анализируемый период в 2007-2008 гг. наибольшего уровня достиг дефицит бюджета ПФР (рис.3). Далее профицит появился в 2011 году.
Рис. 3 — Исполнение бюджета ПФР по финансовому резерву и его сбалансированность за 2007-2011 гг.
Рис. 4 — Анализ сбалансированности доходов и расходов ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии в 2007-2011 гг.
Из проведенного анализа следует, что сбалансированность бюджета по страховой части трудовой пенсии была обеспечена только в 2008 и 2011В гг. Наибольшего уровня разбалансированность бюджета достигла в 2007 и 2010В гг. Например, в 2010 году дефицит бюджета ПФР составил 400 млрд. руб.
Исследование показывает, что на фоне общей сбалансированности бюджета ПФР в отдельных его составляющих наблюдается усиление разбалансированности, что свидетельствует о неустойчивом уровне финансовой обеспеченности текущих публично — правовых пенсионных обязательств, осуществляемых за счет страховых взносов финансового резерва ПФР.
Важное место в проведенном исследовании отведено изучению уровня собираемости страховых взносов в Пенсионный фонд до и после передачи соответствующих функций налоговым органом (табл. 2).
Таблица 2 — Анализ собираемости страховых взносов в 2007-2011 гг., млрд. руб.
2007 г.
</td>
2008 г.
</td>
2009 г.
</td>
2010 г.
</td>
2011 г.
</td></tr>
1. Годовой фонд оплаты труда
</td>
8789,0
</td>
11216,0
</td>
14334,0
</td>
3440,0
</td>
4494,0
</td></tr>
2. Поступления страховых взносов, в том числе:
а) фактические
</td>
893,1
</td>
1105,3
</td>
1417,6
</td>
459,9
</td>
639,4
</td></tr>
б) расчетные
(стр. 1х 0,28(0,14)) — 10%
</td>
1582,0
</td>
2000,0
</td>
2580,1
</td>
866,9
</td>
1132,5
</td></tr>
в) фактические в % к расчетным
</td>
56,0
</td>
55,0
</td>
55,0
</td>
53,0
</td>
56,0
</td></tr>
Из таблицы 1 следует ситуация значительного уровня недопоступления средств в бюджет ПФР.
Дублирование функций двух ведомств ФНС и ПФР: по отчетности, представляемой работодателями по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование; исполнение контрольных функций учета и отчетности по исчисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, приводит к увеличению административных расходов на содержание аппарата и порождает неэффективность использования бюджетных средств.
Возможны следующие методы повышения эффективности и транспарентности управления финансовыми ресурсами ПФР:
передача функций администрирования доходов и контрольных функций от ФНС к ПФР;
осуществление перехода на метод начисления сумм доходов и расходов по исполнению бюджета ПФР;
разделение принципов планирования, учета и отчетности финансовых ресурсов ПФР на две группы:
финансовый резерв и пенсионные накопления; управление финансовыми ресурсами с разделением функций управления между органом, организующим и исполняющим бюджет ПФР.
В качестве основных методов повышения прозрачности и эффективности исполнения бюджета ПФР предложены следующие критерии сопоставления показателей: 1) плановых и фактических доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета; 2) кассовых и фактических; 3) динамика достижения целей в соответствии с поставленными задачами и объемами израсходованных средств за отчетный период.
Для взаимосвязи между выделяемыми финансовыми ресурсами и оценкой результатов их использования предложен показатель оценки экономической эффективности финансовой деятельности ПФР и представлен его расчет как отношение фактического объема доходов и социальных трансфертов ПФР к трансакционным издержкам фонда. Расчет показателя экономической эффективности финансовой деятельности ПФР представлен в табл. 3.
В анализируемый период наблюдался устойчивый характер роста экономической эффективности финансовой деятельности ПФР.
Таблица 3 — Анализ экономической эффективности финансовой деятельности ПФР
№№В
</td>
Показатели
</td>
2007
</td>
2008
</td>
2009
</td>
2010
</td>
2011
</td></tr>
1
</td>
Доходы, млрд. руб.
</td>
1590,1
</td>
1928,4
</td>
2337,9
</td>
2827,17
</td>
3415,5
</td></tr>
2
</td>
Социальные трансферты, млрд. руб.
</td>
1265,3
</td>
1492,8
</td>
1727,5
</td>
2211,08
</td>
2660,5
</td></tr>
3
</td>
Трансакционные издержки, млрд. руб.
</td>
33,0
</td>
37,4
</td>
43,1
</td>
61,4
</td>
72,5
</td></tr>
4
</td>
Доходы на 1 рубль трансакционных издержек, руб. (стр.1:стр.3)
</td>
48,0
</td>
51,6
</td>
54,2
</td>
46,0
</td>
47,4
</td></tr>
5
</td>
Социальные трансферты на 1 рубль трансакционных издержек, руб. (стр.2:стр.3)
</td>
38,3
</td>
39,9
</td>
40,0
</td>
36,0
</td>
36,7
</td></tr>
6
</td>
Показатель экономической эффективности, руб. (стр.4+стр.5)
</td>
86,3
</td>
91,5
</td>
94,2
</td>
82,0
</td>
83,8
</td></tr>
Для повышения прозрачности исполнения бюджета ПФР в работе использован подход на основе сопоставимости показателей финансовой отчетности с использованием метода начисления. Метод начисления, имеет важное преимущество, по сравнению с другими методами учета, в связи с тем, что он позволяет отражать реальную экономическую ситуацию благодаря ряду особенностей учетного процесса: регистрации или признания доходов и расходов в момент их совершения; учета всех ресурсных потоков, в том числе и тех, которые не приводят к возникновению кассовых потоков, но влияют на стоимость финансовых услуг; возможности получения информации о состоянии активов и обязательств; возможности раздельного учета движения денежных средств и юридических обязательств, связанных с ним, но не согласованных во временном периоде; возможности учета некассовых операций, таких как взаимозачеты, создание и погашение кредиторской задолженности.
Алгоритм сопоставимости показателей исполнения доходной и расходной части бюджета представлен в табл. 4 и 5.
Таблица 4 — Алгоритм сопоставимости показателей исполнения доходной части бюджета ПФР за 2011 год, млн. руб.
Показатели
</td>
Сумма
</td></tr>
Фактические доходы (ФД)
</td>
2587356,7
</td></tr>
Кассовые доходы (ДК)
</td>
2591213,7
</td></tr>
Изменение суммы расчетов с дебиторами по доходам (ДД)
</td>
-4698,0
</td></tr>
Изменения суммы расчетов с кредиторами по доходам (КД)
</td></tr>
Отклонение (ФД — (ДК+ДД -КД))
</td>
841,0
</td></tr>
Таблица 5 — Алгоритм сопоставимости показателей исполнения расходной части бюджета ПФР за 2011 год, млн. руб.
Показатели
</td>
Сумма
</td></tr>
Фактические расходы (ФР)
</td>
2309914,8
</td></tr>
Кассовые расходы (КР)
</td>
2376781,5
</td></tr>
Изменение суммы кредиторской задолженности (КЗ)
</td>
-40465,9
</td></tr>
Изменение остатков материальных запасов (МЗ)
</td>
346,9
</td></tr>
Изменение расчетов по дебиторской задолженности (ДЗ)
</td>
-26133,8
</td></tr>
Изменение остатков средств по денежным документам (ДД)
</td>
-9,2
</td></tr>
Отклонение ( ФР — (КР+КЗ+МЗ+ДЗ+ДД))
</td>
-604,7
</td></tr>
Исследование показателей исполнения бюджета ПФР за 2011 г. и основных групп факторов, под влиянием которых формируется их величина, показал отклонение доходной части бюджета — 631,9 млн. руб. и расходной части бюджета — 454,3 млн. руб., что свидетельствует о не корректной форме анализа финансовой отчетности, используемой ПФР. Предложенный в работе алгоритм сопоставления показателей финансовой отчетности с использованием метода начисления позволит повысить уровень реалистичности и прозрачности исполнения бюджета, эффективность исполнения бюджета, обеспечит собираемость страховых взносов и поднимет качество консолидированной финансовой отчетности.
Определим также основные параметры бюджета ПФР на период 2013-2015 гг.
Суммарные доходы ПФР в 2013 г. прогнозируются в сумме 5,14 трлн. рублей, что составляет 10,2% объема ВВП страны (в 2012 году — 9,87%). Суммарные расходы оцениваются в сумме 4,82 трлн. (в 2012 году — 4,41 трлн. рублей). Превышение доходов над расходами бюджета составит 315 млрд. рублей. Данные средства будут направляться на формирование накопительной части трудовой пенсии будущих пенсионеров.
Из Федерального бюджета в бюджет ПФР в 2013 г. поступит 2,3 трлн. рублей, данные средства будут направлены на:
исполнение обязанностей государства по выплате пенсий, пособий и других социальных выплат — 1396,2 млрд. рублей;
компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов уплаты страховых взносов для отдельных категорий страхователей (сельскохозяйственные товаропроизводители, организации, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, организации, использующие труд инвалидов, организации средств массовой информации, хозяйственные общества, созданные бюджетными научными и образовательными учреждениями, организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий и др.) — 69,55 млрд. рублей.
покрытие дефицита бюджета ПФР- 875,93 млрд. рублей (в 2012 году 1166,3 млрд. рублей);
Для реализации задач по дальнейшему повышению уровня материального положения пенсионеров в бюджете Пенсионного фонда на 2013 г. предусмотрены расходы на следующие мероприятия:
индексацию трудовых пенсий с 1 марта 2013 г. на 8% (для 36,6 млн. пенсионеров) и увеличения на 6,5% размеров ЕДВ с 1 июля 2013 г (для 17 млн. человек);
индексацию пенсий по государственному пенсионному обеспечению в общей сложности на 9,1%, в том числе с 1 июля 2013 г. на 8% (для 3,3 млн. пенсионеров).
Минимальный уровень пенсионного обеспечения с учетом предоставляемых мер социальной поддержки, и установления социальной доплаты к пенсии у неработающих пенсионеров будет равен величине прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации.
Также в бюджете ПФР на 2013-1015 год учтены средства федерального бюджета на предоставление материнского (семейного) капитала на 2013 год в сумме 120,8 млрд. рублей (в 2012 году — 102 млрд. рублей). Размер материнского капитала будет проиндексирован с 1 января 2013 года на 6,5% и составит 365698,42 рублей.
В бюджете ПФР учтены средства федерального бюджета на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния на 2013год в сумме 5 млрд. рублей (в 2012 году — 2,5 млрд. рублей).
С 2008 года граждане по своему желанию могли принять участие в программе «софинансирование пенсии». Государство удваивало взносы, перечисленные на накопительную пенсию. На сегодняшний день программа продолжает работать только для тех, кто успел подать заявление до 31 декабря 2014 года.
<up>Накительную часть можно получить раньше установленного возраста, если гражданин имеет право на ранний выход на пенсию.
В заявлении надо указать способ получении денег: единовременный платеж, срочный или бессрочный вариант. Полная выплата или частичная переводится через 2 месяца. Платежи по бессрочному варианту растягиваются на 19 лет. При срочном варианте накопления выдаются за период не менее 10 лет. Единовременная выплата перечисляется один раз в 5 лет и может составлять до 5% от страховой части.
Если участник госпрограммы подавал заявление на срочную выплату сбережений, то в случае его смерти наследники могут рассчитывать на получение остатка денежных средств. Правопреемник определяется по завещанию. Если завещания нет, за пособием вправе обратиться близкий родственник.
Для получения накоплений наследник обращается в НПФ в течение 6 месяцев со дня смерти участника программы. Заявитель подтверждает документально родственные связи и факт смерти. Решение о перечислении средств НПФ принимает в течение 1 месяца, после 15-го числа производит выплату.
Как родные умершего получают накопления через ПФР по госпрограмме?
Сбережения умершего участника программы софинансирования могут забрать его правопреемники – это дети, супруги, внуки, родители, братья, сестры. Выплата накоплений производится после смерти гражданина в следующих случаях:
- до назначения пенсионного пособия, до проведения его перерасчета с учетом добровольно внесенных денег;
- после подачи заявления на срочное пособие (оформляется всеми желающими, предусматривает выдачу остатка из накопительной части, при этом не учитывается материнский капитал, направленный на социальное пособие умершего);
- после назначения пенсии, если разовая сумма не была выдана.
При этом накопления в течение 4 месяцев вправе забрать близкие родственники умершего. Данное право касается только родственников, которые проживали вместе с умершим гражданином или находились на его иждивении, независимо от места проживания. Если такие родственники или дети отсутствуют, сбережения поступают в наследственную часть.
Чтобы получить пенсионные сбережения умершего по программе софинансирования, правопреемники должны выполнить ряд шагов:
- подготовить документы, подтверждающие родство;
- обратиться в ПФР строго через 6 месяцев после смерти участника госпрограммы (в случае пропуска срока вопрос будет решаться только в судебном порядке);
- доставить документы лично в Пенсионный Фонд или отправить по почте заказным письмом (обязательно с описью и уведомлением);
- дождаться решения фонда в течение месяца, следующего за днем подачи запроса. В течение 5 дней с момента принятия решения ПФР отправляет обратившимся родственникам уведомление о положительном или отрицательном решении.
- Денежные средства должны быть перечислены до 20 числа месяца, следующего за месяцем отправки уведомления. Перечисление производится тем способом, который указал участник программы в заявлении.
Важно помнить, что родные умершего участника госпрограммы не получат ничего, если он изначально подавал заявление на пожизненную выплату накопительной части, то есть пособие выплачивалось ежемесячно равными частями.
Кто может вступить в программу финансирования пенсии
Госпрограмма софинансирования накопительных пенсионных сбережений граждан остановлена. Сегодня удвоение сбережений происходит только на счетах людей, успевших подать заявление до 5 ноября 2014 года. Данная мера господдержки была оптимальным вариантом для граждан, рожденных до 1967 года, так как они не имели накопительной части пенсии. Для более молодых пенсионеров программа не выгодна.
Подать заявление на включение в госпрограмму софинансирования пенсионных накоплений могут:
- граждане, имеющие право на страховое пенсионное обеспечение;
- люди в возрасте от 55/60 лет, которые официально трудоустроены, но еще не получают социальных пособий и пенсии;
- нетрудоустроенные пенсионеры.
Если граждане одновременно работают и получают пенсию, то они не имеют права вступать в госпрограмму. Люди, которые не успели направить заявление до 31 января 2015 года, могут принять участие в госпрограмме и увеличивать накопительную часть. Но государство не будет индексировать сбережения новых участников.
Как попасть в госпрограмму софинансирования?
Чтобы стать полноправными участниками программы на условиях «удвоения взносов», граждане должны были направить заявления до конца 2014 года и внести первый платеж до 31.01.2015. Если же заявление было подано, но сбережения не перечислялись, то право на создание индивидуальных отчислений остается за человеком, но бюджетную доплату он уже не получит.
Чтобы стать участником самофинансирования пенсии необходимо:
- подготовить заявление и направить в отделение ПФР по месту регистрации гражданина (можно подать заявление через МФЦ, портал Госуслуг или своего работодателя, который передаст документы в Фонд в течение 3 дней);
- завести личный пенсионный счет, если он не оформлен (для этого подается отдельное заявление и пакет бумаг, потребуется паспорт, СНИЛС);
- дождаться письменного извещения от сотрудников Фонда, которым дается 10 дней на рассмотрение заявления.
Как выйти из госпрограммы финансирования пенсий?
Государством установлен 10-летний период поддержки участников программы по формированию накопительной части. Любой гражданин, подавший ранее заявление на софинансирование, вправе в течение 10 лет приостановить свое участие и при необходимости снова возобновить.
Для приостановления участия надо направить в ПФР соответствующее заявление, но это не означает, что гражданин получит пенсионные сбережения обратно. Накопительное пособие он сможет получать только после выхода на законную пенсию по старости. Для этого надо обязательно направить отдельное заявление в ПФ или НПФ.
Какие пенсионные программы государство предлагает в будущем?
В рамках новых пенсионных реформ предлагается внедрение индивидуального пенсионного капитала. Считается, что данный вариант станет более удачной альтернативой для софинансирования пенсий. По новой программе граждане смогут самостоятельно накапливать пенсионное обеспечение. При этом должен подняться уровень гражданской ответственности. В результате, каждый будет получать столько, сколько накопил в течение жизни.
Эксперты отмечают, что пока не представляется возможным связать ИПК с корпоративными программами по созданию накопительной части, в которых участвуют миллионы россиян. Пенсионные отчисления данной категории граждан ежегодно составляют более 6 трлн. руб. Это связано с тем, что корпоративные программы имеют свои индивидуальные особенности.
Кроме того, чтобы заинтересоваться ИПК, многим придется отказаться от текущих нужд в пользу будущей пенсии. Средняя заработная плата по стране составляет около 30-36 тыс. руб. Более 70% работающих граждан получают намного меньше. Согласно анализу финансовых экспертов для создания долгосрочных накоплений в нынешних условиях требуется иметь доход не менее 60 тыс. руб. Следовательно, принять участие в ИПК смогут менее 30% граждан. Скорее всего, многие из них выберут депозиты, долгосрочные ценные бумаги и другие финансовые инструменты.
Для мотивации проекта ИПК государственные эксперты предлагают:
- отменить НДФЛ на платежи для НПФ (сегодня налогом не облагаются только взносы, перечисляемые в ПФР);
- увеличить социальный вычет на возврат НДФЛ со 120 до 400 тыс. руб.;
- приравнять отчисления в ИПК к расходам на оплату труда, тогда они позволят уменьшить налоговую базу;
- перенаправить дополнительные взносы за вредный и опасный труд в корпоративные пенсионные фонды;
- установить другие виды налоговых льгот.
Согласно исследованиям без серьезных предложений и льгот в программе ИПК примут участие меньше 2% граждан. Пока не решено, будет ли проект добровольным. Согласно новой пенсионной программе каждый работник будет обязан перечислять в накопительную часть от 1 до 6% из заработной платы. Возможно, реформу проведут по «автоподписке», и работодателей обяжут перечислять средства. Если гражданин захочет выйти из ИПК, то напишет заявление.
Правительство пока не приняло решение о будущем варианте софинансирования пенсий, но планируемое нововведение, скорее всего, будут внедрять в середине 20-х годов. Согласно отзывам граждан, программа с удвоением пенсионных сбережений многих разочаровала.
Заключение
Система софинансирования позволила сформировать накопительную часть пенсии гражданам, рожденным после 1967 года. Для более молодых пенсионеров госпрограмма оказалась не выгодной. Граждане, успевшие вовремя подать заявление, увеличили свои сбережения в 2 и 4 раза. Но необходимо помнить, что софинансирование действует только в течение 10 лет, поэтому надо подтверждать согласие и вносить взносы.
Прочтите также:
- Досрочная пенсия для женщин в России в 2020 году
- Досрочный выход на пенсию для женщин и мужчин в 2020 году
Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:
ЧЕРЕЗ ОНЛАЙН ФОРМУ
или заполнив форму ниже.
</up>Используемые источники:
- https://www.audit-it.ru/terms/trud/pensionnyy_fond.html
- https://pfrp.ru/faq/byudzhet-pfr.html
- https://econ.wikireading.ru/852
- https://studbooks.net/1631267/finansy/sistema_finansirovaniya_obespecheniya_deyatelnosti_pensionnogo_fonda_rossii
- https://vseolgotah.ru/pensiya/sofinansirovanie-pensii